Обучение в школе в значительной мере зависит от уровня сенсомоторного развития ребенка. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие восприятие формы, размера, цвета, положения в пространстве и т.д. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира.
В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. Программой воспитания в ДО чётко определен тот объём сенсорных знаний и умений, которым должны овладеть дети каждой возрастной ступени. К концу дошкольного возраста дети должны овладеть следующими умения и навыками:
- различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную, многоугольную;
- измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки;
- различать основные цвета и оттенки;
- выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам (слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом);
- ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине);
- знать дни недели, последовательность частей суток и дней недели.
февраль особ воспр.doc
Консультация для воспитателей инклюзивных групп «Особенности восприятия
детей с ООП»
подготовила учительдефектолог Лящук А.Н.
Февраль
Обучение в школе в значительной мере зависит от уровня сенсомоторного развития
ребенка. Сенсорное развитие ребёнка это развитие восприятие формы, размера, цвета,
положения в пространстве и т.д. С восприятия предметов и явлений начинается познание
окружающего мира.
В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования
сенсорных эталонов. Программой воспитания в ДО чётко определен тот объём сенсорных
знаний и умений, которым должны овладеть дети каждой возрастной ступени. К концу
дошкольного возраста дети должны овладеть следующими умения и навыками:
круглую,
треугольную,
четырехугольную,
различать форму предметов:
многоугольную;
измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной
мерки;
различать основные цвета и оттенки;
выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим
предметам (слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом);
ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине);
знать дни недели, последовательность частей суток и дней недели.
Становится возможным определить задачи сенсорного воспитания:
Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей
(крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков).
Развитие слухового восприятия.
Развитие зрительного восприятия.
Тактильнодвигательное восприятие.
Восприятие формы, величины, цвета.
Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
Восприятие пространства и времени.
Если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития
восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в
замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном
возрасте.
Упущения на данном этапе обучения бывает трудно или почти невозможно
корригировать и компенсировать в будущем. А от того, как сложится для ребёнка с ООП
школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество. Всё это
в большей мере касается детей с нарушениями в развитии.
У детей с проблемами в развитии, как правило, их формирование затруднено, а
восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. У многих детей с ООП
отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация,
неполный объём движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики
и зрительнодвигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук.
Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в
значительной степени связано с физическим недоразвитием.
Как показывает опыт практической деятельности, сенсорное развитие следует
осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить
предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками)
ощупывании предмета происходит его пространственное изучение.
Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы
эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо
развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким
образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.
Известно, что точность движений при обследовании предметов достигается путем
развития мелкой моторики кисти руки, формированием глазодвигательных (зрительно
моторных) координаций; для полноценной пространственной ориентировки следует
владеть своим телом, осознавать расположение отдельных его частей (головы, рук, ног ) в
статическом и динамическом режимах. Таких примеров можно привести множество.
Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного
развития детей.
Как видим, недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста
приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.
Таким образом,
возникает необходимость проведения целенаправленной
деятельности на специально организованных занятиях по развитию сенсомоторной сферы, в
результате которой дети должны научиться:
ориентироваться на сенсорные эталоны;
узнавать предметы по заданным признакам;
сравнивать предметы по внешним признакам;
классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному
назначению;
составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
давать полное описание объектов и явлений;
различать противоположно направленные действия и явления;
видеть временные рамки своей деятельности;
определять последовательность событий;
ориентироваться в пространстве;
целенаправленно выполнять действия по инструкции;
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
опосредовать деятельность речью.
Эффективность занятий определяется по следующим показателям:
Общее оздоровление, укрепление организма, развитие двигательных способностей,
сознательного управления движениями, формирование правильной осанки; развитие
нервной системы (быстрота реакций, координация движений и др.), развитие
организованности, дисциплины.
Совершенствование сенсорных представлений,
перцептивных действий,
формирование аналитического восприятия.
Развитие произвольного внимания, памяти, речи, мыслительных способностей.
Своевременная психологопедагогическая помощь дошкольникам с ограниченными
возможностями здоровья является необходимой предпосылкой их дальнейшего успешного
обучения в школе.
Особенности восприятия детей с ООП
Особенности восприятия детей с ООП
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.