Особые образовательные потребности детей из семей иностранных граждан: инклюзивный подход
В современных условиях, осложненных геополитической обстановкой и трансформацией международных отношений, усиливаются процессы, побуждающие семьи или отдельных ее членов к вынужденному переселению.
Данные обстоятельства приводят к росту числа несовершеннолетних иностранных граждан, сменивших место жительства, а вместе с ним и образовательную организацию.
Травматические события, которые пережили вынужденные переселенцы, в некоторых случаях препятствуют формированию конструктивной психологической защиты, повышают риски социальной дезадаптации в новых социокультурных условиях. Образовавшаяся поликультурная среда, в связи с увеличением численности вынужденных переселенцев, требует от системы образования создания таких условий, которые будут способны нивелировать возможные угрозы для участников образовательных отношений.
Несовершеннолетние находятся на этапе становления мировоззренческих позиций, смысложизненных ориентаций и нередко склонны поддерживать асоциальные идеи и взгляды, что обусловлено определенными личностными характеристиками и возрастными особенностями.
К тому же дети со статусом мигрантов представляют собой неоднородную группу, и специфика их образовательных потребностей также определяется целым рядом особых образовательных потребностей, которые, связанны с особенностями (отличиями): язык, базовые знания, эмоциональное состояние, социальные навыки, культурные нормы и правила. Здесь важно рассматривать любое отличие, не только как трудность, но и ресурс. Каждая из этих особенностей требует отдельного направления реагирования на них образовательного учреждения.
Инклюзивный подход предполагает равные возможности доступа к образованию для всех детей. Инклюзивная культура школы определяется совокупностью мер, процедур, программ, правил и действий, которые создают среду, где разнообразие человеческих потребностей и ценностей не мешает, а способствует успеху.
Данная категория детей нуждается в образовательной инклюзии не меньше, чем, например, дети с ОВЗ и инвалидностью.
Возможность успешной межкультурной адаптации определяется как индивидуальными, так и групповыми факторами.
К индивидуальным характеристикам относятся демографические и личностные особенности человека, его мотивация, ожидания, жизненный опыт, включающий знания о новой культуре и установление новых межличностных контактов.
Быстро и успешно адаптируются маленькие дети. Школьники, особенно старших классов, оказываются перед лицом дополнительных трудностей. Подросток в новой культуре еще более дезориентирован, чем взрослые. Это период самопознания, стремления к свободе, самостоятельности, к которой ребенок еще не готов даже в родной культуре. С одной стороны, перед ним стоит задача быть принятым сверстниками – местными жителями, с другой стороны, в адаптации ему не могут помочь даже его родители. Сложности в межкультурной адаптации подростков могут привести к девиантному поведению. Психологически благополучны и поведенчески адекватны те подростки, которые не замыкаются на одной культуре, а следуют путем интеграции.
Стоит обратить внимание на аспект – культурной интеграции. Это мера включенности ребенка в ценностно-нормативную и поведенческую систему сообщества и формирование новой социально-культурной идентичности.
Интеграция – это не просто формальное обустройство детей в образовательной среде — это взаимный процесс объединения мигрантов и принимающего населения в новую социально-культурную среду.
Индивидуальными критериями эффективности деятельности социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в образовательных организациях является:
1) сформированность языковой компетенции для освоения образовательной программы;
2) освоение предметных и метапредметных компетенций соответствующей возрастной группе;
3) эмоционально-психологическое благополучие несовершеннолетних иностранных граждан;
4) наличие у ребенка социальных навыков, необходимых для успешного обучения и социализации;
5) освоение ребенком культурных правил и норм, необходимых
для успешного включения в образовательное пространство.
Это далеко не все, но основные моменты, на которые необходимо обратить наше внимание уже сейчас.
Помнить, что каждая личность ребенка уникальна и неповторима, каждая образовательная ситуация специфична.
Знание психологических особенностей детей, гуманизм, толерантность, любовь к детям и убежденность в высокой социальной значимости своего труда позволят нам уважаемые коллеги успешно реализовывать все профессиональные задачи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.