Доклад для родителей в детском саду по теме "Компьютерные игры". Современные дети много общаются с компьютером, если предыдущее поколение было поколением книг , то современное общество получает информацию через компьютер. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, любимые герои сказок.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Осторожно! Компьютерные
игры»
Современные дети много общаются с
компьютером. Если предыдущее поколение
было поколением книг, то современное
получает информацию через видео ряд.
На экране дисплея оживают любые
фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но
также оживают и предметы окружающего
мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый
мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него.
Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не
единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное
представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у
детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и
классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться
с 67 лет.
Одна из важнейших функций компьютерных игр обучающая.
Поговорим об этом подробнее и посмотрим, что же нового может дать
компьютер по сравнению с живым педагогом. В этих играх ребенок начинает
очень рано понимать, что предметы на экране это не реальные вещи, но
только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы
реальных предметов усложняются, становятся все более и более
обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы.
Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия.
На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет
возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с
тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая
игрушка.
Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков.
Но есть одно "но".
Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может
стать ядом, если принято в не разумных дозах. Нужно понять, что компьютер
это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу
умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют
времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.
Существуют определенные ограничения по времени.
Так детям 34 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а
ребятам 67 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса. Ксожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань
разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общение с
компьютером может не только привести к ухудшению зрения
ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье.
При всем преимуществе компьютерных игр они все же воздают
иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего
общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное
общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в
состояние стресса, и тогда на смену ему приходит псевдообщение.
Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который
можно увидеть, с которым можно поиграть.
В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему
грозят негативные оценки и необходимость чтото менять в себе.
Такой уход в искусственную реальность может сформировать у
ребенка подобие психологической зависимости от компьютера.
В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут
играть только вспомогательную роль.
Как определить момент наступления утомления у детей при работе на
компьютере?
Уровень эмоциональной восприимчивости и степень сопереживания у детей
при работе на компьютере могут быть различны как по причине приобретения
определенных комплексов поведения под влиянием воспитания, так и в силу
индивидуальных различий по состоянию здоровья, особенностям их нервной
системы и других психофизиологических показателей. В связи с этим у
разных детей и сроки наступления утомления могут быть различными: у
одного через полчаса, у другого через 10 минут, а третий может вообще
отказаться от работы в самом начале занятия на компьютере. Кроме того,
следует также учитывать самочувствие ребенка в данный момент. Особое
внимание необходимо обращать и на особенности личности ребенка:
медленного или быстрого он темперамента, впечатлительный или
заторможенный, самоуверенный или встревоженный, неуверенный в себе.
По мере утомления детей в процессе компьютерных занятий поведение
ребенка изменяется и проявляется у разных детей поразному. Например, у
инертных детей увеличивается пассивность, которая проявляется в изменении
позы (полулежа, лежа, иногда с задиранием ног, с поиском опоры у стола), в
потере интереса к занятию, в увеличении двигательной активности (ерзание,
частые перемены позы),
в изменении настроения и др.
У подвижных детей утомление проявляется, как правило, иначе с
преимущественным увеличением нервномышечной напряженности. У детей
усиливается двигательная активность (вскакивание с места, прыжки, хлопки владоши и т. п.), появляются всплески эмоциональных реакций (смех, плач,
вскрикивание, пение, разочарование, бурное веселье и т. п.).
По мере утомления в процессе общения ребенка с компьютером
психическое состояние и поведение детей изменяется тоже поразному: у
одних появляется неуверенность, тревожность, ухудшается настроение,
появляются негативные мысли, страх перед компьютером, отказ от занятий
или при продолжении интересной игры уход в себя. Все это при
злоупотреблении компьютером может привести к невротическим реакциям
изменениям
(астеническим,
эмоционального
депрессии).
У других детей утомление сказывается в чрезмерной нервной
возбудимости, агрессивности, раздражительности, бурном проявлении
эмоций. При переутомлении происходит срыв адаптационных процессов в
организме, желудочные расстройства, изменение сердечного ритма,
мускульное и психическое напряжение, и, таким образом, создается реальная
угроза
ребенка.
Однако уже по внешним признакам поведения ребенка можно судить о
начавшемся утомлении.
соматовегетативным
здоровья
фобическим,
аутизму,
статуса,
для
Почему мы придаем такое значение внешним проявлениям утомления,
связанного с работой на ПЭВМ?
Прежде всего, потому, что это доступно для любого заинтересованного
наблюдателя: будь то воспитатель, преподаватель или ктото из родителей.
Вовторых, это объясняется особенностями проявления утомления при работе
с компьютером, что требует особого подхода в оценке работоспособности и
интенсивности нагрузки. Поэтому важно адекватно оценивать
физиологическое состояние организма.
Ориентируясь на собственные самоощущения положительного настроя и
отсутствие привычных (для какойлибо другой деятельности) признаков
усталости, пользователь компьютера склонен недооценивать реальные
изменения в функционировании физиологических систем своего организма и
поэтому легко попирает установленные медицинской наукой нормы и правила
взаимодействия человека с компьютером. К тому же компьютер увлекает. Он
становится привычным в обиходе, и это обстоятельство провоцирует на
неограниченное пользование компьютером. А дети в ограничении нуждаются.
И сделать это должны родители (педагоги), удобно используя метод
определения степени утомления по внешним показателям поведения за
компьютером.
Кроме того, ориентация на внешние признаки утомления нам кажется
целесообразной еще и потому, что компьютерные технологии все время
обновляются, появляются новые марки компьютеров.
Еще немаловажный фактор это индивидуальный характер проявления
утомления. В пределах одного и того же возраста сроки наступления
утомления могут быть различны. Как мы выше убедились, причины могутбыть самые различные. Это и типологические особенности нервно
эмоционального статуса ребенка, и особенности его темперамента, и
состояние здоровья, и самочувствие в данный момент, и уровень
подготовленности к работе на компьютере, и условия внешней среды
(освещенность, температура, влажность, ионный состав воздуха помещений), и
многие другие факторы санитарной обстановки.
Для того, чтобы не допустить переутомления и связанных с ним нервных
срывов и других нарушений, к сигналам для прекращения компьютерных
занятий следует отнести такие признаки, как повышенная отвлекаемость,
частая смена позы, непривычные движения рук, ног (трясение, стучание и т.
п.), неприятная мимика (кривляние, тики), неудержимые всплески эмоций
(крик, плач, прыжки и т. д.).
При педагогической диагностике состояния детей следует
ориентироваться на следующие 4 группы критериев утомления:
1. Потеря контроля над собой: ребенок трогает лицо, сосет палец,
гримасничает, трясет нога ми, кричит и т. п.
2. Потеря интереса к работе с ПЭВМ: частые отвлечения, разговоры,
переключение внимания на другие предметы, отказ от продолжения работы.
3. Полное утомление: склонение туловища на бок, на спинку стула, задирание
ног с упором коленей в край стола и т. д.
4. Нервноэмоциональные реакции: крик, подпрыгивания, пританцовывание,
истерический смех и др.
Этот метод наблюдения позволяет выявить индивидуальные сроки
наступления утомления для каждого ребенка в зависимости от его состояния
здоровья,
индивидуальнотипологических особенностей
нервной системы, качества компьютера, компьютерной программы и других
факторов.
самочувствия,