«Осуществление дифференцированного подхода в преподавании математики как средство повышения качества образования в условиях ФГОС ООО».
Отличительной особенностью ФГОС является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащихся. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Предметные результаты сгруппированы по предметным областям и сформулированы в терминах «выпускник научится…….», что является группой обязательных требований, и
«выпускник получит возможность научиться».
В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Мне кажется, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться результата в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению уровня качества знаний учебного материала, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.
Поэтому передо мной встала задача, как организовать учебный процесс, чтобы разные по уровню усвоения учебного материала, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и психическое здоровье.
Для себя я определила следующее, что дифференцированный подход в обучении школьников является самым оптимальным и разумным. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Учет индивидуальных особенностей - один из ведущих принципов дидактики.
Внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики приучаются к самоорганизации учебного труда. В этой работе детям очень помогают компьютерные технологии. Они учатся работать с информацией, эффективно её использовать. Дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития учащихся и способствует более качественному их обучению. Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть успешно организованы на любом этапе урока математики.
Дифференциация учебных заданий предполагает, что ученики в каждом классе будут иметь выбор заданий разного уровня сложности. В данном случае важным является то, что выбор уровня учебных заданий предоставлен самим учащимся: ученик сам выбирает, задания какого уровня он готов сейчас решать. Получать удовольствие от занятий математикой школьник может лишь при условии, если дифференциация ему доступна. В противном случае один ученик будет учиться, не напрягаясь, другой,- пытаясь осилить непосильное. Первый из них не найдет применения имеющимся способностям и не разовьет потенциальные, второй будет чувствовать постоянное унижение, на каждом шагу ощущать собственную неполноценность, умственную убогость, что приведет к отвращению от математики.
Дифференцированное обучение представляет собой условное разделение на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы:
1 группа - обучающиеся с высоким темпом продвижения в обучении, которые могут самостоятельно находить решение измененных типовых или усложненных задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения.
2 группа - обучающиеся со средним темпом продвижения в обучении, которые могут находить решения измененных и усложненных задач, опираясь на указания учителя.
3 группа - обучающиеся с низким темпом продвижения в обучении, которые при усвоении нового материала испытывают определенные затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладеют после
достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложнѐнных задач пока не проявляют.
Дети получают право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы, с использованием технологий коллективных способов обучения и групповых способов обучения. Разноуровневые задания облегчают организацию занятий в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и слабых, появилась уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рискуют пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач более высокого уровня. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учению. При таком способе подачи материала, его отработке у учащихся развивается логическое мышление, развиваются коммуникативные способности, повышается активность.
В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов работы с учащимися:
от творчества учителя к творчеству ученика; предупредить, а не наказать незнание; мотивация, а не констатация;
ученик должен испытать успех;
обучать школьников на эмоциях радости;
развивать мотивацию к самостоятельному поиску решений;
сделать главной заповедью своей педагогической деятельности: "Не навреди".
Использую дифференциацию на различных этапах урока: в начале урока на устном счете, на устных упражнениях; при изучении новой темы; при закреплении материала задания подбираю таким образом, чтобы сначала усвоение шло на более легких примерах, затем даю усложненные задания, предварительно обсудив их; при контроле усвоения материала. Дифференцированное введение нового материала осуществляю сочетанием двух подходов - дифференцированного и проблемного.
Проблемную ситуацию создаю путем применения следующих методических приемов:
- подвожу учащихся к противоречию и предлагаю самим найти способ его разрешения;
- при ответе на один и тот же вопрос рассматриваем разные точки зрения, обсуждая и доказывая их;
- побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; - вместе с учащимися ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения);
- ставлю перед учащимися проблемные задачи.
Домашнее задание задается разной сложности, ученик сам выбирает себе задание, но хотя бы один пример из номера с легким заданием должен быть сделан для отработки практических навыков. Учащиеся со слабыми знаниями по желанию могут тоже выполнять задания повышенной сложности.
Использую следующие методы и средства при дифференциации по уровням усвоения и закрепления материала: игровой метод; создание проблемно-поисковых ситуаций; метод проектов; моделирование; алгоритмический метод; групповую работу; систему подсказок учителя, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся; исследовательские методы; компьютер (презентация).
Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не ослабевает на уроке, так как у каждого есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом.
Таким образом, значительно меняется роль учителя в учебном процессе: он не только сообщает новую информацию, но и обучает приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное. При подготовке учащихся 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации, я столкнулась с такой трудностью, что не всегда и не все учащиеся могут выбирать задания по своему образовательному уровню, не могут выбрать индивидуальный образовательный маршрут. Моя задача - оценить уровень овладения ими содержания курса основного общего образования, и одновременно общеучебными и специальными умениями и навыками позволяющими применить знания в различных по уровню сложности ситуациях. Поэтому подготовка к экзамену требует дифференцированного подхода. Я использую различные приемы: тестовые технологии; различные варианты КИМов для проведения текущего, промежуточного, рубежного контроля; он-лайн тестирование. Учу детей приемам самоконтроля, самопроверки, прикидки границ результата, разумного выбора ответа, сравнения, угадывания, различным
«хитростям» быстрых вычислений.
Использование элементов дифференциации на уроках помогает обеспечить одинаковый темп продвижения каждого ученика при выполнении заданий, способствуют более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, самостоятельного творческого мышления, интереса к математике.
Для себя я сделала вывод, что использование элементов дифференциации на уроках:
1) помогает обеспечить одинаковый темп продвижения каждого ученика при выполнении заданий;
2) достижение уровня обязательных результатов обучения всеми учащимися;
3) способствуют более прочному и глубокому усвоению знаний;
4) развитию индивидуальных способностей, самостоятельного творческого мышления, интереса к математике;
5) способствует повышению результативности через возможность увеличения плотности урока;
6) реализуют желания сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образование, т.е. каждому ученику получить успешное развитие;
7) снижается эмоционально-психологическое напряжение на уроках;
8) развивается самостоятельность школьника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.