Освоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры
Оценка 4.8

Освоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры

Оценка 4.8
docx
01.10.2020
Освоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры
статья.docx

Освоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры

 

Сенсорное развитие ребенка – это формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представления об окружающем мире. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра с предметами. На играх – занятиях идет незаметное усвоение материала.

Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания и важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Актуальностью сенсорного воспитания детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Познание окружающего мира начинается с ощущений и с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Чувственное познание внешнего мира ребёнком - необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Одним из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребёнка.

 

На втором году жизни ребёнок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами. Он ещё не может обойтись без помощи взрослого, но стал уже гораздо самостоятельнее. На первый план выдвигается предметная деятельность: малыш познаёт разнообразные предметы быта, природные дидактические материалы, овладевает действиями с ними в соответствии с их назначением. При этом обогащается познание свойств и качеств предметов. Идёт интенсивное сенсорное развитие, т.е. развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: узнавание и называние предметов по цвету, форме, величине. Восприятие становится ведущим познавательным процессом.

 

Наряду с непосредственно эмоциональным общением и общением на основе понимания возникает общение на основе речи.. Занятия в этот период должны проводиться в игровой форме, т к у малыша недостаточно развито произвольное внимание..

Во время игры развиваются соответствующие психические процессы: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание и умственные способности детей, их наблюдательность. С помощью дидактических игр дети знакомятся с окружающим миром и в интересной, доступной для них форме закрепляют знания. У детей формируются навыки поведения в коллективе. Дидактическая игра широко используется как метод развития навыков счета, логического мышления, речи, уточнения и активизации словаря, формирования экологических знаний и т. д. Дидактическая игра в то же время является важным средством уточнения знаний об окружающей жизни. Дидактические игры способствуют: – развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти

Игры и дидактические упражнения по сенсорике подбираются с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Чтобы сформировать у детей представление о хроматических цветах, т. к. не все дети знали основные цвета, используются  следующие игры: раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы и размещение пуговиц двух цветов на подносах − дидактические игры и упражнения «Разложи шарики по цвету», «Воздушные шарики», «Собери цветок», «Найди крышку к кастрюле» и другие

В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные образы. Взрослый должен стремиться к тому, чтобы образы были объединены словом с обозначением. Если этот процесс пройдёт успешно, то ребёнок сможет по слову вызывать представления о цвете предмета, о котором говорит взрослый и в дальнейшем употреблять эти слова самостоятельно. Этот процесс не происходит спонтанно, этому ребёнка необходимо обучать.

На третьем году жизни появляется одно важное качество – ребёнок, становиться способным, чётко выполнять инструкцию, выполнять задания по образцу, слушать словесные пояснения, понимать взрослого.

К трём годам ребёнок:

- соотносит детали ( часть и целое), учитывает цвет, форму, величину предмета, свойства и качества предметов в практической деятельности, опираясь на зрительное восприятие (собирает пирамидку 4-5 деталей, построить из кубиков башню, дорожку, забор , складывает простейший узор из крупной мозаики);

- умение ориентироваться в 3 величинах одной формы (большой, поменьше, маленький), различать фигуры по цвету(красный, зеленый, синий, желтый) , фигуры по форме( круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) , собирать разрезные картинки из 3-4 фрагментов,

используют сенсорные эталоны (банан желтый, как солнышко, елочка зеленая, как травка).

- начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.

- слушают и различают звуки в окружающей обстановке.

- собирают разрезные картинки из 3-4 фрагментов.

Список литературы:

1. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста [Текст]: учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.

2. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.

3. Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе. [Текст]: С. А. Важова // практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного Учреждения. - 2008.- №11.- стр51.

Вербенец А.М. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология: Учебно-методическое пособие / А.М. Вербенец, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 288 с. 2. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – 2005

4. Пилюгина, Э. Г. игры – занятия с малышом от рождения до трёх лет. [Текст]: «библиотека воспитателя» /Э. Г. Пилюгина. - М: Мозаика- синтез. -2007.-116с.

5. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. [Текст]: учебное пособие / Э. Г. Пилюгина. - М: просвещение, 2005.- 116с. С80- 104.

6. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст]: методическое пособие /Е. А. Янушко. -М: Мозаика – синтез, 2009.- 65с. С. 3


 

Освоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры

Освоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры

На втором году жизни ребёнок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами

На втором году жизни ребёнок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами

Воздушные шарики», «Собери цветок», «Найди крышку к кастрюле» и другие

Воздушные шарики», «Собери цветок», «Найди крышку к кастрюле» и другие

Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе

Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2020