От работы с информацией к информационной культуре школьников.
Оценка 4.7

От работы с информацией к информационной культуре школьников.

Оценка 4.7
docx
18.12.2020
От работы с информацией к информационной культуре школьников.
Статья От работы с информацией к информационной культуре школьников.Поселеннова Н.А..docx

Поселеннова Н.А.

Учитель начальных классов

 МБОУ СШ №47

 г.Ульяновска

ОТ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

К ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ.

Наше время характеризуется резким увеличением объема и плотности информационных потоков, что приводит к изменению приоритетов образования. Это изменение неизбежно отражается на деятельности учителя, формировании структуры его взаимодействия с детьми в условиях нарастающего потока информации. Возрастающая доступность информационных ресурсов - характерная особенность постиндустриального общества. Каждый человек при желании может воспользоваться разнообразной печатной продукцией, аудио- и видеоинформацией, возможностями компьютерных технологий. Младший школьник потребляет эти блага цивилизации в той мере, в какой это позволяет делать его ближайшее окружение, в первую очередь - семья ученика.

В связи с этим выплывают проблемы взаимодействия младших школьников с информационной средой:

• информационная неразборчивость («всеядность»)

 Дети читают (если не книги, то рекламу), слушают радио, смотрят многочисленные телевизионные программы, все чаще пользуются компьютером для досуговой и познавательной деятельности. Далеко не всегда взаимодействие младшего школьника со средствами массовой информации и современной печатной продукцией происходит под контролем взрослых. Нельзя не видеть, что инновационные процессы в российском образовании происходят в русле глобальных образовательных тенденций, к числу которых относятся: ориентация образовательной деятельности на активное освоение человеком способов добывания новой информации; постоянное стимулирование познавательных запросов и потребностей личности.

• Информационные перегрузки

Следует учитывать, что дети постиндустриального общества обладают большей информационной свободой, чем дети предыдущих поколений. При этом информационная «всеядность» детей в возрасте 6-10 лет исключительно велика, однако у них практически полностью отсутствует критическое восприятие информации, умение ее анализировать и структурировать.

 

• Отсутствие информационной безопасности

Становится нравственное воспитание человека информационного общества, когда действие и его результат могут быть значительно отдалены друг от друга. Именно возможность отдаленного воздействия приводит к таким последствиям как взлом информационных баз, личных страниц, кража персональных данных, явление «троллинга» в сетях, которое приводит к попыткам суицида среди подростков. Очень часто виновниками этих действий становятся подростки, которые воспринимают происходящее как компьютерную игру и не понимают последствий своих действий.

 

• у значительной части детей - информационная беспризорность.

Важнейшей задачей школы является обеспечение качественного образования для всех детей. Независимо от того, с какими задатками и способностями дети рождаются, они должны получить возможность максимально реализовать свои потребности, развить способности, стать полноценными и счастливыми членами общества. Когда стало ясно, что объем информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности современного человека столь велик, что переработать его невозможно, что способность усваивать и перерабатывать необходимые сведения должна развиваться в течение всей жизни, то основным показателем качественного образования стала не способность запоминать, а умение находить необходимую информацию. То есть важнейшим показателем качества образования стала сформированность информационной культуры личности.

Традиционно информационную культуру связывают с обучением информатике и овладением компьютерными навыками. Но это далеко не так. Данное понятие включает в себя и библиотечно-библиографическую грамотность и культуру чтения. Мир информации чрезвычайно широк и многообразен. Нельзя забывать, что и человек является как средством, так и предметом получения информации. Поэтому работа по формированию информационной культуры должна проводиться не только на всех уроках, но и во внеурочной деятельности.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями в условиях урочной и внеурочной деятельности  создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Приоритеты начального образования остаются прежними – формирование общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, в условиях перехода на стандарты второго поколения. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу по следующим разделам:

1. Предметные (знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности, умение решать предметные задачи).

2. Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию, социальные компетенции).

3. Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции).

Урок занимает важнейшее место образовательном процессе и имеет важнейшее значение для формирования информационной культуры учащихся младших классов в частности. Именно на уроке организовывается познавательная деятельность учащихся, формируются и развиваются предметные и ключевые компетенции, применяются современные образовательные технологии, создается «ситуация успеха», психологического комфорта, обеспечивается сохранение здоровья учеников.

Информационная культура предполагает использование здоровьесберегающих технологий и соблюдения разумного режима в организации учебной деятельности. Целенаправленная работа школы, учителя по формированию информационной культуры школьника, на мой взгляд, способна в какой-то мере снять остроту проблемы учебных перегрузок и способствовать росту познавательной (в том числе читательской) активности детей.

Мы не можем оградить ребенка от растущего информационного потока, но должны позаботиться о том, чтобы он мог самостоятельно ориентироваться в нем, не рискуя «захлебнуться». По мере усвоения детьми элементарных умений и навыков в математике, языкознании, при знакомстве их с окружающим миром необходимо позаботиться об обучении детей здоровьесберегающим технологиям: эффективным способам, приемам работы с информацией, каких бы информационных источников это ни касалось.

Подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, на мой взгляд, заключается в следующем:

формирование у младшего школьника умения ориентироваться в информационном море, основанном на знании, где и как найти нужную информацию;

формирование информационных вкусов и потребностей, понимания, «что такое хорошо и что такое плохо» в информационном мире;

обучение рациональным (экономным по затратам сил и времени и эффективным по результату) приемам работы с информацией (в этом нам видится элемент здоровьесберегающих технологий, то есть путь к ликвидации учебных перегрузок школьников).

Решение проблемы формирования информационной культуры младших школьников невозможно без применения современных образовательных технологий.

К таким технологиям относят обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, то есть личностно-ориентированные технологии обучения. Особо выделяют применение в образовательном процессе информационно - коммуникативных технологий.

Познавательное общение в детском коллективе наиболее вероятно, если собеседники располагают разной и интересной информацией по обсуждаемой проблеме.

Постоянная работа с дополнительной литературой нужна, но она не характерна для каждого ученика начальной школы. А вовлекать в познавательное общение надо всех детей вне зависимости от того, располагают ли они на сегодняшний день хорошими дополнительными источниками информации. Поиску и использованию разнообразных источников информации надо целенаправленно учить. Универсальный источник информации, который есть всегда у каждого ребенка, - это возможность общения с родителями, родственниками, друзьями, одноклассниками, просто со знакомыми взрослыми и не очень взрослыми людьми.

Только в постоянном познавательном общении формируются информационно-поисковые и информационно-коммуникативные навыки. И здесь учителю могут оказать бесценную помощь существующие ныне технологии включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность.

Исследовательская работа в начальной школе - явление необходимое, ибо способствует развитию учебной самостоятельности учащихся, стимулирует детское познавательное общение, формирует универсальные учебные действия, способствует развитию творческого начала в познавательной деятельности младшего школьника.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:

учитель вместе с учащимися формулирует проблему...

знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;

деятельность учителя сводится к оперативному управлению решения проблемных задач.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки - значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся.

При организации проектно-исследовательской деятельности приходится учитывать интересы и возможности детей каждой возрастной группы и использовать соответствующие методические приемы.

Дети должны учиться общаться, прежде всего, друг с другом. В процессе поиска ответов на проблемные вопросы дети учатся обращаться за информацией к одноклассникам, выслушивают их ответы, анализируют полученные сведения. Они учатся спрашивать, слушать, слышать и уважать чужое мнение даже в том случае, если сами придерживаются другой точки зрения.

Детские исследования помогут учителю обеспечить высокий уровень познавательной мотивации к конкретным учебным темам.

Очень важно вспомнить, что одним из источников познавательного общения является семья ученика. Многие родители учащихся начальной школы с готовностью откликаются на растущие познавательные интересы своего ребенка своевременной помощью. Они помогают ребенку, выполняющему исследовательское задание, сориентироваться в домашней библиотеке, посетить библиотеку общественную, использовать доступный семье компьютер как средство поиска информации. Это участие нужно поощрять, обучая ребенка искусству диалога.

Познавательная тематика укрепляет и развивает отношения ребенка со своей семьей, выводя семейное общение на новый уровень интересов. Так с помощью детского исследования: «С каким человеком хочется дружить?» можно выйти на серьезное и заинтересованное обсуждение вопросов межличностных отношений, как в детском, так и во взрослом коллективе (коллективе родителей учеников).

Внимание учителей и учащихся к информационно-поисковой деятельности стимулирует детское познавательное общение (друг с другом, с семьей, со взрослыми), расширяя и развивая информационные потребности и умения, совершенствуя языковую и коммуникативную компетентность младшего школьника.

Таким образом, путь к устранению противоречия между стремлением детей к общению и ограниченными возможностями классно-урочной системы видится в развитии условий для проявления познавательного сотрудничества в школе и, что еще важнее, в поощрении познавательно-ориентированного общения во внешкольной жизни ученика.

Ведущей идеей федеральных государственных образовательных Стандартов в области начального общего образования является развитие у младших школьников «умения учиться», которое возможно лишь при достаточно высоком уровне учебной самостоятельности обучающихся.

Вкус к работе с информационными ресурсами проявляется:

- в стремлении ученика искать необходимую информацию, используя для этого все доступные источники;

- в наличии избирательного отношения школьника к информации в соответствии с определившимися потребностями и предпочтениями;

-в самостоятельности суждений, в умении формулировать и отстаивать свою точку зрения по поводу найденной информации.

Задача учителя - развивать, совершенствовать, корректировать информационные вкусы воспитанников, помогать школьникам освоении приемов информационно-поисковой и информационно-аналитической деятельности.

Таким образом, гармоничное развитие информационных умений учащихся начальных классов возможно при соблюдении ряда условий, таких как:

1. Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся.

Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации.

Доступность информационных ресурсов.

4. Наличие времени для самостоятельной работы школьников с разными информационными источниками.

5. Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников информационной средой.

6.Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности.

7. Повышение уровня познавательной самостоятельности школьников.

Формирование информационной культуры младших школьников происходит поэтапно в нескольких направлениях:

урочная деятельность:

полноценное использование методического аппарата учебника;

расширение источников получения информации за счет использования словарей, энциклопедий, справочников (бумажных и электронных);

сравнение и сопоставление информации, полученной из разных источников, определение степени достоверности;

структурирование информации, выделение существенного и второстепенных деталей;

представление своего опыта в виде докладов, рефератов, презентаций. Культура оформления работы и правила презентаций

изменение ролевых моделей: проведение уроков, руководство группой, групповые модели взаимодействия  

участие в интерактивном тестировании по предметам, сравнение своих результатов с результатами сверстников, формирование адекватной самооценки

экскурсии

внеурочная деятельность:

участие в конкурсах на сайтах «Мир конкурсов», «Мир конкурсов. Уникум», привлечение родителей, совместный поиск ответов

расширение информационного поля за счет участия в работе   картинной галереи, зоопарка, музеев города

представление своего опыта через участие в проектах, соревнованиях, конкурсах, профильных сменах;

организация выступлений для учащихся более младшего возраста, воспитанников групп предшколы  родителей

Основными источниками информации младших школьников являются: книга, слово как символ понятия, наблюдение, межличностное общение.

Книга, книжный текст – основной источник знаний для детей в начальной школе. Книги раскрывают перед детьми весь мир, они рассказывают учащимся о Родине, о людях, о профессиях, об окружающем мире. Из книг дети узнают прошлое и настоящее человечества, книги обогащают их ум. На уроке, внеклассном занятии, факультативе, школьник усваивает учебную информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации, т.е. осуществляет информационную деятельность. С помощью книг ученики осмысливают полученную учебную информацию, обогащают свой словарный запас, развивают память, мышление; учатся концентрировать внимание, работать с рисунками, таблицами, делать выводы, выделять главное и второстепенное в тексте; осуществляют библиографический поиск, выполняют письменные работы.

Неоценимое значение в формировании информационной культуры младших школьников является также работа в школьной библиотеке. В нашей школе для всех учеников начальных классов проводятся тематические библиотечные уроки. Библиотекарь знакомит учащихся с детскими периодическими изданиями, детскими книгами, биографиями детских писателей. На занятиях дети учатся правильно и красиво говорить, читать стихи, работать в диалоге, инсценируют небольшие сказки и сценки. Библиотекарь учит детей правилам работы с книгой, формирует навыки самостоятельного чтения, дает представление о классификации книг.

Всем известно, что огромнейший запас информации имеет Интернет. Интернет - это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную почту, поисковые системы и помогает осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Интернет открывает совершенно новые возможности для обучения, понимания и изучения материала, так как доступ к точным и детальным данным по изучаемой теме становится почти мгновенным. В ходе любого урока или внеклассного занятия учитель, направляя школьников к ресурсам Интернета, может организовать исследовательскую деятельность учащихся, ориентировать их на углублённый поиск информации, оценку надёжности различных информационных источников, конспектирование изучаемых материалов и обсуждение их с одноклассниками, создание мультимедийных презентаций.

Все эти возможности позволяют увлечь школьников процессом обучения и создать для них прочную мотивацию.

Таким образом, уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Составляющие компоненты информационной культуры:

Понимание закономерностей информационных процессов.

 

Умение организовать поиск и отбор необходимой информации.

 

Умение оценить достоверность полноту, объективность полученной информации.

 

Умение оптимально подбирать необходимые приложения для обработки информации, форматы для сохранения.

 

Умение представлять информацию в различных видах.

 

Умение применять полученную информацию для принятия решений

 

Этичное поведение при использовании информации: уважение авторских прав, грамотная переписка по e-mail, запрос на использование информации и т.д.

Информационная культура проявляется в следующих аспектах:

в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;

 

в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

 

в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;

 

во владении основами аналитической переработки информации;

в умении работать с различной информацией;

 

в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

При правильной организации деятельности по формированию информационной культуры у младших школьников формируются следующие УУД:

-личностные (самоопределение - формирование основ гражданской идентичности личности);

-познавательные (потребность в дополнительной информации, наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно - следственных связях, создавать свои информационные объекты (сообщения, сочинения, графические работы)

-коммуникативные (планирование, определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, получать информацию из наблюдений при общении);

-регулятивные (определять возможные источники информации и способы ее поиска, организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям).

Таким образом, формирование информационной культуры младших школьников способствует комплексному развитию личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных учебных действий младших школьников, воспитывая социально ориентированную личность - гражданина России.


 

Поселеннова Н.А. Учитель начальных классов

Поселеннова Н.А. Учитель начальных классов

Отсутствие информационной безопасности

Отсутствие информационной безопасности

Приоритеты начального образования остаются прежними – формирование общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных…

Приоритеты начального образования остаются прежними – формирование общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных…

Решение проблемы формирования информационной культуры младших школьников невозможно без применения современных образовательных технологий

Решение проблемы формирования информационной культуры младших школьников невозможно без применения современных образовательных технологий

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что: учитель вместе с учащимися формулирует проблему

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что: учитель вместе с учащимися формулирует проблему

Внимание учителей и учащихся к информационно-поисковой деятельности стимулирует детское познавательное общение (друг с другом, с семьей, со взрослыми), расширяя и развивая информационные потребности и умения,…

Внимание учителей и учащихся к информационно-поисковой деятельности стимулирует детское познавательное общение (друг с другом, с семьей, со взрослыми), расширяя и развивая информационные потребности и умения,…

Наличие времени для самостоятельной работы школьников с разными информационными источниками

Наличие времени для самостоятельной работы школьников с разными информационными источниками

Основными источниками информации младших школьников являются: книга, слово как символ понятия, наблюдение, межличностное общение

Основными источниками информации младших школьников являются: книга, слово как символ понятия, наблюдение, межличностное общение

Все эти возможности позволяют увлечь школьников процессом обучения и создать для них прочную мотивацию

Все эти возможности позволяют увлечь школьников процессом обучения и создать для них прочную мотивацию

При правильной организации деятельности по формированию информационной культуры у младших школьников формируются следующие

При правильной организации деятельности по формированию информационной культуры у младших школьников формируются следующие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2020