От анализа текста к сочинению (Подготовка к ЕГЭ, задание 25)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
04.09.2017
Подготовка к ЕГЭ: умение писать сочинение - рассуждение;
- совершенствование практических умений и навыков анализа текста;
-воспитание заботливого отношения к родителям, милосердия к людям, нуждающимся в вас.
Поработать с отрывком из текста известного рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма".
2.Проанализировать одну из проблем текста, выявить авторскую позицию, выразить собственное мнение по прочитанному тексту.
3.В качестве экспертов проверить по критериям готовое сочинение – рассуждение по данному тексту.
Урок.docx
Конспект занятия(электив)
Класс: 10
Тема: От анализа текста к сочинению (Подготовка к ЕГЭ, задание 25)
Цели: подготовка к ЕГЭ: умение писать сочинение рассуждение;
совершенствование практических умений и навыков анализа текста;
воспитание заботливого отношения к родителям, милосердия к людям, нуждающимся в вас.
Задачи урока:
1.Поработать с отрывком из текста известного рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма".
2.Проанализировать одну из проблем текста, выявить авторскую позицию, выразить собственное
мнение по прочитанному тексту.
3.В качестве экспертов проверить по критериям готовое сочинение – рассуждение по данному
тексту.
Оборудование:
1)записи на доске;
2)памятка «План сочинения ЕГЭ по русскому языку» (приложение 1); 3)речевые клише для
подготовки к написанию сочинениярассуждения (приложение 2);
4)рекомендации по написанию сочинениярассуждения (приложение 3);
5)рабочие листы с текстами для каждого учащегося (приложение 4);
6)электронная презентация (приложение5);
7)слайд к тексту(приложение 6).
Основные термины и понятия: милосердие, сочувствие, нравственность.
Ход урока.
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на занятии электива мы продолжим работу над
созданием сочинения по прочитанному тексту. (Задание 25).И тема нашего занятия«От анализа
текстак сочинению».
Давайте вспомним, как сформулировано задание 25:
«Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте
одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения
автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на
знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объем
сочинения не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по
данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без какихлибо комментариев, то такая работа
оценивается нулем баллов».
II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной.
Прослушать и понять текст(50% успеха)
Должны сделать анализ текста,который поможет определить проблемы,поднятые в тексте,Выбрать
одну из них,ту,по которой я смогу привести аргументы.
Должны знать структуру сочинениярассуждения.
Уметь или научиться комментировать проблему,определить авторскую позицию,написать
свою,приведя 2 аргумента(желательно оба литературных).Написать заключение.Не забыть о
вступлении.
(Ответы учеников).
УчительНам предстоит сегодня поработать с отрывком из текста рассказа К. Г. Паустовского
«Телеграмма», определить одну из проблем,прокомментировать её, выявить авторскую позицию,
выразить собственное мнение по прочитанному тексту и в качестве экспертов проверить готовые
сочинения учащихся по критериям.
(На партах – листы с памятками, речевыми клише, рекомендациями по написанию сочинения
рассуждения).
III. Работа с текстом
1.Чтение учителем наизусть стихотворения «Не пришедшим с войны»
2 На экране – слайд (приложение 6).
1.Чтение текста учителем.
Салоп – широкое женское пальто, салопчик – изношенное пальто.
Прослушайте текст
(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но
я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае,
что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает –
забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не
повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так
говорила о них Катерина Ивановна).
(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина
Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.
(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней
весны, всё не пускала слабость.
(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой.
(9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой
зачитывалась Тургеневым. (11)Да и коекакие деревья я посадила сама.
(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко
держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.
(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали
и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп
месяца.
(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и
заплакала.
(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не
стыдясь своих слёз.
(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости!
(23)Не дай вам бог! (24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая
мама! (по К.Г. Паустовскому)
А теперь давайте поработаем над содержанием и остановимся на тех фактах, которые обязательно
должны найти отражение в сочинении, соберём рабочий материал.
У вас на столах есть справочный материал, который пригодится вам в процессе работы на
уроке, по мере необходимости вы можете обращаться к нему.
3. Вопрос классу: Вспомним особенности художественного стиля речи (Слайд )
(образность, эмоциональность, чувства автора, пейзажи, описание конкретного человека, ситуации;
активное использование оценочных слов, отношение автора к герою, событиям; художественные
средства, диалоги, сравнения.)
Лучший вариант сочинения, когда, зная особенность текста, мы можем с этими же элементами
создать своё сочинение, приближенное к художественному.
Вступление. Как начать сочинение? Идею нам может подать фрагмент рецензии в последнем задании
теста: "Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым. Уже во 2
предложении используется..., что имеет большое значение для характеристики героини. Описание
осеннего вечера усиливает особую интонацию текста." Какую? Грустную. Где же идея?
Мы начнем с пейзажной зарисовки, чтобы потом сказать: "Как в природе, так и ..." Берем опорные
слова (Ветер, тучи, листок). Используя эпитеты, нарисуйте самую печальную картину поздней
холодной осени в одном предложении. Пишем.
Сад облетел. Последние безжизненные листья покинули продрогшие стволы деревьев и,
гонимые холодным осенним ветром, бесприютно опустились на замерзшую землю.
Как связать картину природы и возраст человека? Используем сопоставительную конструкцию: как в
природе наступает осень, так и ... (к человеку приходит старость) Не забудем в конце
сочинения сделать кольцевую композицию и закончить не осенью, а весной.
Итак, приходит старость, но это ещё не повод убиваться. Пожилые люди чувствуют себя несчастными
когда? Когда нет рядом близких. Так и спрашиваем: "Что может скрасить его дни?" Вопросно
ответная форма – это яркий прием. Отвечаем: "Забота и любовь близких". В нашем случае такого
нет. Значит, следующий вопрос: "А если этого нет? Проблему одинокой старости и поднимает
К.Паустовский в данном тексте" КРИТ. 1
Учитель: Какие проблемы подняты в данном тексте?
Учитель: Здесь подняты нравственные проблемы современного общества. В тексте речь идет о
бесконечной родительской любви, о чувстве долга детей перед родителями, о страданиях
людей, проживших долгую и прекрасную жизнь, но оказавшихся на склоне лет никому не
нужными.
Актуализация.
Когда написан рассказ "Телеграмма"? В 20 веке, значит, давно. Потерял ли он свою
актуальность в наши дни? Посмотрите на этих стариков! (Старики, дом престарелых).
Поясните. Пишем.
Произведение, написанное давно, не потеряло своей актуальности в наши дни. Любой человек,
независимо от своей национальности или социального статуса, вряд ли захочет быть покинутым
в старости.
Комментарий. На эмоциональной волне и должен идти наш комментарий. Как отнесся рассказчик к
судьбе пожилой женщины? Посильнее берём слово "потрясла" история Катерины Ивановны. Итак,
обязательно оценка авторская должна быть. Писателя потрясла история Катерины Ивановны. Что это за женщина? – напрашивается ответ на этот вопрос. Помните подсказку? Нам
нужна характеристика героини. Какая это женщина? Смотрим внимательно текст. Какие детали
выявляют характерные особенности героини? .В нем я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым (Что
за приём? – метонимия)
Работа ученика . Словарь: Зачитываться – читать с интересом, увлекаться, забываться;
проводить много времени за чтением. Вывод: ОБРАЗОВАННАЯ
Да и коекакие деревья я посадила сама. Вывод: ТРУДОЛЮБИВАЯ
Это образованная, трудолюбивая женщина воспитала дочь. Настя выросла, уехала в город и
забыла мать.
И вот тут необходимо то негодование, которое косвенно выразит наше отношение. А надо бы
вспомнить!
Давайте посчитаем, сколько болеет Катерина Ивановна. Больше полугода! Кто же ей приносил хлеб,
лекарства? Чужой человек выводит ее погулять! Бедная женщина долго болела. Подключаем
авторское изображение: Рассказчик с сочувствием описывает... (слабое, изможденное
состояние больной женщины, ее неловкие движения, обветшалую одежду).
Работа ученика на доске. Словарь: Салоп – широкое женское пальто, салопчик – изношенное
пальто.
Где кульминация (Словарь?????????????)в нашем эпизоде? Предложение 22. Вспомним вашу
характеристику "терпеливая". Катерина Ивановна ни на что не жалуется, но ..Прочитайте ещё раз: "Не
дай бог вам дожить до такой одинокой старости! Не дай бог!" Вы чувствуете надрыв? Это на что
похоже? На крик души, крик отчаяния.(Вот она – метафора!) Можно: Как всплеск
отчаяния ...звучат ее слова об одинокой старости.
Авторская позиция
Рассказчик считает, что бедная женщина недостойна такой печальной участи. Нельзя
оставлять стариков одних.
Наш отклик должен быть тоже эмоциональным.
Собственное мнение Меня тоже глубоко взволновала история героини. Как можно забыть
человека, который...( ночи недосыпал у твоей кроватки) Нужны полные негодования слова–
обличения в адрес Насти и нежные слова о маме. (...маму, чьи глаза смотрели на тебя у
колыбели с бесконечной любовью и лаской, которая с самого рождения оберегала тебя,
окружая добротой и заботой и которая всегда разделяла с тобой все радости и печали в
жизни?!) Вспоминается...
Аргументы. Что вам вспоминается? Выберите из списка произведений те, в которых герои
испытывают чувство одиночества изза того, что дети забыли их. (Учащимся предлагается ряд
аргументов. Какие из них можно использовать?)
Проблему одинокой старости раскрывает А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель». Самсон
Вырин безгранично любит свою дочь, он счастлив до тех пор, пока дочь рядом. В доме тепло, чисто и
уютно. Лишь картинки, изображающие историю блудного сына, предупреждающе намекают на
зыбкость отцовского счастья. И действительно, вскоре Самсон Вырин остался один, жизнь теряет для
него смысл. А блудная дочь приезжает слишком поздно – отца уже нет в живых.
1.Юрий Стефанович «Хуже нет» (повесть)
2.Иван Уханов «Мама, не умирай» (рассказ)
3.Анатолий Алексин «Бывшему другу» (открытое письмо)
4.Юрий Мартынов «Вечернее платье»
5.Василий Александрович Сухомлинский «Советы взрослым и юношеству», «Моя мама»,
«Материнские глаза», «Семь дочерей». 6.И.С.Тургенев.»Воробей»
7.А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
8.К.Г.Паустовский «Телеграмма»
2 аргумент.
Проблема текста очень животрепещущая, автор не случайно так пронзительно описывает такую
ситуацию: он хочет "достучаться" до души каждого из нас. Мы на своем примере должны осмыслить
прочитанное и написать о себе: как помним своих престарелых родственников, как часто звоним им,
делаем так, чтобы они не чувствовали себя одинокими.Примером, на который я буду равняться, –
это моя семья. В суете современной жизни мои родные всегда находят время, чтобы уделить
внимание друг другу и провести время вместе. Как приятно зимним вечером сидеть с бабушкой у
камина и читать(почему бы и нет) стихи Пушкина,Тукая.
В газете "Знамя труда " есть актуальная статья "Любите своих стариков", где сказано: "Отношение к
старшему поколению – это показатель эмоционального климата в семье. Как правило, если старики
страдают от отсутствия близости с родными, в таких семьях отсутствует стержень, на котором
держатся любовь и уважение друг к другу." Подумайте об этом, когда будете писать это сочинение.
Написание заключения. Вы видите портрет одинокой женщины. Какие горькие слова читаем мы:
Тяжелый грех мы на душу берем,
Когда родителей по жизни забываем.
Уйдут они – назад их не вернем,
И никогда себя не оправдаем.
Теперь уже думаем о концовке сочинения. Вместо:" Проблема, поставленная автором, заставила
задуматься о... " Паустовский не поучает нас, читателей, он только стремится быть
понятым: стоит отбросить все посторонние заботы и подумать о близких людях, навестить их.
Тогда, быть может, пейзажем их последних дней будет не мрачная неуютная осень, а полная
теплоты, участия и заботы весна.
ВЫВОД:
В начале урока мы определили, что К.Г.Паустовский в своём рассказе «Телеграмма»
поднимает проблему взаимоотношений между родителями и детьми.
Размышляя о причинах нравственного, духовного состояния нашего общества, в статье «Люби
Россию в непогоду» писательпублицист Борис Васильев пишет:
«Конечно, сегодня приходится согласиться с тем, что среди многочисленных потерь огромное
и решающее влияние на будущее оказали потери нравственные. Мы изъяли из обихода жалость и
сострадание, прощение и милосердие…»
Именно потеря обществом этих важных нравственных понятий во многом стала причиной того,
что рушатся семейные связи, что повзрослевшие дети так равнодушно относятся к своим
состарившимся родителям, нуждающимся в заботе и внимании.
К этой проблеме обращались многие писатели, педагоги. Заранее я предложила вам
познакомиться с рядом произведений по данной теме:
Юрий Стефанович «Хуже нет» (повесть)
Иван Уханов «Мама, не умирай» (рассказ)
Анатолий Алексин «Бывшему другу» (открытое письмо)
Юрий Мартынов «Вечернее платье»
Василий Александрович Сухомлинский «Советы взрослым и юношеству», «Моя мама»,
«Материнские глаза», «Семь дочерей».
Кратко познакомьте нас с содержанием, дайте свою оценку событиям, содержанию. На какие
мысли натолкнуло вас знакомство с этими произведениями? Произведения, которые мы назвали, написаны отнюдь не молодыми людьми, а теми, у кого за
плечами уже есть жизненный опыт. Поэтому понятно, почему их волнует то, как молодое поколение
относится к старшему, дети к своим родителям.
А вас, молодых людей, волнует эта проблема? Считаете ли вы её заслуживающей
пристального внимания? Возникают ли у вас проблемы в отношениях с родителями, ведь, наверное,
эти отношения складываются поразному?
О том, что это проблема не утрачивает актуальности, свидетельствуют письма, которые пишут
ваши ровесники в газеты и журналы, публикуют на форумах в интернете. Вы заранее познакомились с
некоторыми их низ. Выскажите своё мнение по прочитанному.
Согласны ли вы с мнением, высказанным одним из ваших ровесников: зачем думать о том, что
с тобой произойдёт через много лет, когда ты молод, красив и беззаботен?
В.А.Сухомлинский писал: «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в
них тревогу или покой, мир и смятение,— ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой».
Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать. Относись к своим родителям точно
так же, как хотел бы, чтобы дети твои относились к тебе. (Пословицы)
Что посеешь в юности, то пожнёшь в зрелости. (Генрих Ибсен, норвежский драматург)
Юность – весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущее. (Яков Борисович
Княжнин, известный русский писатель и драматург 18 века)
Старость крепка благодаря основам, заложенным в юности. (Цицерон)
Завершая работу над сочинением, вы должны поставить логическую точку в своём
высказывании. Как это можно сделать?
Учитель: Каков может быть итог ваших рассуждений?
Ученики: В вековечных спорах отцов и детей надо быть более добрыми, конечно же, нам,
детям. Мы моложе и сильнее, лучше понимаем современные проблемы жизни. А родители
всегда готовы прощать наши ошибки, так как нет ничего священнее родительской люб
VI. Повторение и обобщение пройденного.
Вспомним, какие цели, задачи мы ставили перед собой в начале урока. Что получилось? Над чем
ещё
(Над логическими переходами от одной части к другой.)
Мы убедились, что мать нас любит такими, какие мы есть, и что мы должны заботиться о ней,
помнить. Мамы знают, что мы их любим. Но наша любовь, даже очень большая, не сравнится с
материнской любовью. Будьте благодарными и любящими детьми.
поработать?
необходимо
Чтение подготовленными учащимися стихотворения Валерия Панина «Не забывайте Матерей!» На
экране электронная презентация (приложение 5).
Прослушивание песни Степана Булдакова «Мамы моей глаза».
VII. Итоги.
Мы готовились к ЕГЭ, учились анализировать текст и писать сочинение – рассуждение.
От анализа текста к сочинению (Подготовка к ЕГЭ, задание 25)
От анализа текста к сочинению (Подготовка к ЕГЭ, задание 25)
От анализа текста к сочинению (Подготовка к ЕГЭ, задание 25)
От анализа текста к сочинению (Подготовка к ЕГЭ, задание 25)
От анализа текста к сочинению (Подготовка к ЕГЭ, задание 25)
От анализа текста к сочинению (Подготовка к ЕГЭ, задание 25)
От анализа текста к сочинению (Подготовка к ЕГЭ, задание 25)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.