От ремесленничества к индустриализации
(методика бесконфликтного обучения)
Понимание того факта, что система оценивания учащихся отметками в баллах крайне несовершенна, в педагогическом сообществе присутствует достаточно давно хотя бы на интуитивном уровне. Большинство причастных к процессу обучения понимают неадекватность и крайнюю субъективность отметочной системы, но ничего поделать с этим не могут. Тем более, что система оценивания отметками в баллах, ввиду своей крайней субъективности, очень удобна для педагогического чиновничества, т.к. в свою очередь покрывает их субъективизм. Бессилие порождает метания в крайности: от полного отрицания отметок без какого-либо основания до абсолютизации их значимости. К шагам по разрешению проблемы можно отнести и робкие шаги, предпринимаемые педагогическими чиновниками по смягчению негативных последствий отметочной системы на психику учащихся хотя бы первого класса (введение т.н. безотметочного обучения в первом классе). При этом «реформаторы» не учитывают того, что не существует в широком доступе информация о том, как это необходимо осуществлять. Одним административным давлением здесь не обойтись. Необходимо перестроить, в первую очередь, психологию учителей, родителей и чиновников, чтобы они освободились от гипнотического влияния отметок в баллах на их «педагогическое» мышление, а учителя вместо отметок не использовали бы суррогаты этих отметок в виде различных символов.
Борьба с субъективностью отметочной системы в баллах имеет седую историю. Однако, в силу целого комплекса причин, «воз и ныне там». Главная причина такой ситуации: не существует научно обоснованной системы оценки деятельности учащегося без использования отметок в баллах. Дальше теоретических дискуссий, видимо, дело не пошло. Вот поэтому существует острая потребность в переоценке и изменении системы показателей оценивания учебной деятельности учащегося и учителей. Но учёные-педагоги заблудились в коридорах педагогики прошлого. Пришла новая эпоха – эпоха постиндустриального общества, Нужен «свежий ветер» в коридорах академической педагогики, которая погрязла в теоретических упражнениях, забыв, что достоинством любой науки является её практическая польза.
Битва за реальное реформирование системы школьного образования в очередной раз была проиграна. Школа всё больше и больше погружается во мрак. Но странное дело: чем больше деградирует массовая общеобразовательная школа, тем больше появляется в педагогике академиков, докторов и кандидатов педагогических наук. В расчёте на тысячу педагогов наша страна наверняка впереди планеты всей по числу «остепенённых», в прямом смысле, от педагогики. Почему-то в других областях научных знаний за каждым академиком, как минимум, стоит научная школа, а за каждым доктором наук конкретные, полезные обществу достижения. А что же в педагогике? Прошло пять десятков лет моей работы в школе, но мало что в ней изменилось за этот период. Конечно, материальная база школы другая, но психология ученика, учителя и родителей, основной компонент процесса обучения, практически не изменились. Не изменилась и технология обучения. А все эти новомодные приёмы и приёмчики обучения сути методики обучения фактически не меняют. Правда отношение родителей к школе и воспитанию детей изменилось в сторону деградации.
Смотрю на появляющиеся иногда на телеэкране на разных телеканалах ток-шоу по проблемам школьного образования и воспитания. Амбициозность и верхоглядство участников просто поразительны. Они берутся решить любую школьную проблему «одним махом всех побивахом». Все проблемы школы они сводят к одной: быть или не быть ЕГЭ? Эти ток-шоу, самонадеянно берущиеся за обсуждение этой сложной темы и её моментальное решение, так и не могут подняться выше планки банального шоу. Для них школьные проблемы не повод для серьёзного и обстоятельного разговора о проблемах школы, а способ повышения рейтинга канала или программы. Создаётся иллюзия как бы серьёзного подхода к проблеме, а результат «разговора» - пшик. Так что эти ток-шоу только отдаляют нас от реального решения проблем школьного воспитания и образования. А т.к. это проблема всего общества, так может и решать её будем всем миром, а не келейно в министерских кабинетах? На эти мероприятия (по другому их трудно назвать) приглашаются лица, которые зачастую лишь слегка знакомы с работой в школе, либо видели школу из окна служебного автомобиля… Есть и другие варианты.
Смотрю на них, слушаю, и мне кажется, что я присутствую на встрече крепостников-помещиков, которые устав от балов, псовых охот, карточной игры и прочих приятных для них дел вдруг озаботились бедственным экономическим положением собственных имений. Крепостные крестьяне, т.е. учителя, живут и работают из рук вон плохо, хозяйство, т.е. школьная система, разваливается. Но вместо того, чтобы пригласить для разговора самих крепостных, не подставных, а тех, кто реально работают на «земле», т.е. в школе, «благородные господа», обвиняя во всех грехах неблагодарных крестьян, ищут способы ещё более «закрутить гайки». Сон разума…
Одним из нелепейших явлений нынешней системы школьного образования является т.н. «подведение итогов четверти или учебного года». До наших руководящих системой чиновников никак не достучится простая мысль о том, что мотивация, сознательное отношение к учебному труду и работоспособность учащихся изменяются при переходе от класса к классу. Поэтому сравнивать результаты обучения в учебных классах различных возрастных групп, по крайней мере, нелогично, и к тому же аморально. Аморально потому, что в среднем звене школы успеваемость закономерно может, а скорее всего, должна быть ниже, чем в начальной или в старшей школе. Это вам легко докажет любой более менее квалифицированный психолог. Так что, требуя от учителей удовлетворяющей их успеваемости в среднем звене, школьные администраторы принуждают учителей к фальсификации отметок. А это, извините, «пахнет» неприятно.
Нынешней школе крайне необходим «свежий ветер». Однако чтобы «свежий ветер» в педагогических коридорах не вызвал нежелательного «сквозняка» необходима переходная технология. Ниже предлагается один из вариантов такой переходной технологии…
В органично функционирующем обществе образование и воспитание должно, по крайней мере, если уж не опережать, то хотя бы соответствовать уровню развития производства материальных и духовных благ. Занимает ли отечественная система среднего образования такое положение в обществе? Ответ однозначен: нет.
Если рассматривать российское общество в историко-цивилизационном плане, то мы обнаружим, что оно, достаточно далеко отдалясь от аграрно-ремесленной цивилизации, и находясь, в основном, в индустриальной, предпринимает определённые шаги к широкому внедрению в постиндустриальную эпоху. Где находится российская средняя общеобразовательная школа (принципы организации и функционирования) в настоящее время? Как ни печален ответ, но пока отечественное школьное образование и воспитание находятся на уровне аграрно-ремесленной цивилизации с её непререкаемым авторитетом – Я.А. Коменским. Существующее ныне индустриальное общество ещё не породило соответствующей организации школьного дела. Настоятельная необходимость прорыва российского общества в постиндустриальную эпоху, безусловно, требует кардинальной реформы общеобразовательной школы. Однако эту реформу не следует понимать как простое количественное насыщение, а то и перенасыщение учебного процесса мультимедийными средствами. Вульгарное насыщение школьных кабинетов современной мультимедийной техникой без изменения психологии массового учителя, без коренного изменения методики (философии) обучения, без изменения показателей оценки качества работы ученика и учителя – занятие малоэффективное и наносящее прямой материальный ущерб экономике страны и дискредитирующее идею реформирования системы школьного образования и управления им. Задача реформы: принципиально изменить принципы организации, функционирования и методику процесса обучения, а также модернизировать систему внутришкольного администрирования и управления системой школьного образования в целом.
В аграрно-ремесленной (феодальной) цивилизации ведущей фигурой городского производства является ремесленник. Ремесленное производство имеет свои особенности, которые передавались и передаются из поколения в поколение многие века. Так как школьное дело остаётся в плену идеологии аграрно-ремесленной цивилизации, то и труд большинства отечественных учителей можно условно уподобить труду средневековых ремесленников.
В ремесленничестве большую роль играет личная квалификация и опыт ремесленника. В индустриальной же технологии роль квалификации работника значительно снижается и вместо неё сам технологический процесс обеспечивает приемлемое качество изделия. Подобное мы должны увидеть и в педагогике. Индустриальное общество должно выработать такую педагогическую технологию, которая сможет надёжно гарантировать общественно приемлемое качество знаний и воспитанность всех учеников независимо от уровня подготовки учителя, при этом личное мастерство учителя-мастера будет только придавать этим знаниям и воспитанности особую глубину и блеск.
Если позволено будет так сказать, то труд нынешнего учителя можно вполне корректно сравнивать с трудом ремесленника. Среди педагогов много действительно умелых и знающих мастеров своего дела, но и огромное количество начинающих «ремесленников», которым до настоящего мастерства ещё идти и идти. Сколько будет на этом пути совершено педагогических ошибок, а то и преступлений – одному Всевышнему известно. Как тут не перефразировать язвительно-откровенное высказывание Б. Шоу, что «у каждого врача есть своё врачебное кладбище». Точно также и «у каждого учителя есть своё педагогическое кладбище»: множество нереализованных судеб и загубленных талантов. Задача педагогической технологии свести это «кладбище» на нет.
Основным психологически и нравственно травмирующим фактором, который формирует это «кладбище», является система оценивания достижений обучающихся в баллах. Отметочная система в баллах базируется на Его Величестве Страхе. Этот Страх имеет всеобъемлющее влияние и пронизывает всю систему образования сверху донизу. Общеизвестно, что никогда негативные эмоции не являлись гуманизирующим фактором обучения и воспитания. Задача современной педагогики: нейтрализовать действие фактора Страха или хотя бы частично компенсировать его пагубное воздействие. На это и направлена ниже предлагаемая методика бесконфликтного (без текущего оценивания в баллах) обучения.
Страхом в системе образования опутаны не только обучающиеся, но и обучающие. Для учителя в системе Страха важен вовсе не ребёнок с его проблемами, а результат, не так уж и редко фальсифицированный. Ведь судить о профессионализме учителя будут только по его «результатам», т.е. по полученным учениками отметкам. А для этого «результата» все средства хороши.
Уже даже далёкому от педагогики человеку понятно, что «не всё в порядке в Датском королевстве», но учителя и педчиновники с маниакальным упорством пытаются «реформировать» давно изжившую систему, пытаясь её усовершенствовать введением электронных журналов или 100-балльной системой оценивания. Ну чем не пляска Вирта.
Педагогическому чиновнику неважно, что результат учебно-воспитательного процесса зависит от гармоничного взаимодействия трёх субъектов этого действия: ученика – педагога – родителей. Об этом он и сам не прочь порассуждать. Но, между тем, вину за неудачи в этом процессе возлагает только на педагога. Что это: глупость, непрофессионализм или ещё что-то? Поэтому сама система толкает учителя к определенным действиям по самозащите.
Не является большим секретом то, что достаточно значительная часть учителей, просто не тревожа свою профессиональную совесть, работают по хорошо обкатанной дорожке, т.е. «подгоняют» отметки под требуемый уровень. Поэтому складывается парадоксальная ситуация: требования общества к качеству подготовки учащихся постоянно возрастают, а возможности и желания работать у части учителей не изменяются. Причиной этого является то, что управление процессом обучения на уроке идёт «в ручном» режиме, а потому учитель идёт на урок, чаще всего не зная, каким он будет? каков будет реальный результат? Отсюда следует вывод: необходимо применять такую технологию обучения, которая исключает режим «ручного» управления уроком, и включает технологию автоматически гарантированного общественно приемлемого качества урока. При таком условии учитель из «ремесленника» превращается в «фабричного работника», качество работы которого гарантировано самой технологией обучения, которое достаточно точно и достоверно контролируется открытым обществом.
Модель нынешней общеобразовательной школы была построена в тот период, когда феодальная идеология (философия) ещё не уступила своих позиций, по крайней мере, в области образования и воспитания. В области образования эта идеология продолжала нести и несёт в себе до сих пор все признаки феодального общества, в том числе, в первую очередь, принудительный характер и внеэкономическое принуждение в процессе обучения и воспитания, т.е. всё тот же всемогущий СТРАХ.
Современная школа функционирует в принципиально иных внешних условиях: условиях индустриального общества. Так как школа является социальным институтом, то, следуя логике, она должна по идеологии и методам функционирования соответствовать своему времени. Вот этого соответствия мы и не наблюдаем. Это главная причина того, что многочисленные реформы школы так и остаются только в умах реформаторов и в назидательных речах педагогических чиновников. Так что первоочередными задачами реформирования школы являются:
а/ необходимость привести идеологию (философию) воспитания и образования в соответствие с окружающей социальной средой;
б/ привести в соответствие с действительностью методы обучения и воспитания;
в/ модернизировать методы и структуру управления системой школьного образования и воспитания.
Феодальные отношения характеризуются полным отсутствием прав и свобод личности, которые монополизирует власть в лице монарха или государства. Индустриальная эпоха несёт определённое освобождение личности, даруя ей некие права и свободы. Одновременно с исчезновением внеэкономического принуждения на свет нарождается экономическое принуждение (материальная зависимость) в большинстве сфер деятельности человека. Товаром, практически, становится всё. Товаром становятся и знания (или, по крайней мере, общественным богатством).
Однако перестройки с внеэкономического принуждения на экономическое в области общего среднего образования в нашей стране так и не произошло. В этом и есть принципиальный просчёт отечественных реформаторов. Формируя новое школьное законодательство, они не обратили внимания на эту «мелочь». А это существенный просчёт, который никакими административными ухищрениями и окриками не компенсировать.
Как это, на первый взгляд, ни цинично звучит, но процесс обучения – это, кроме всего прочего, и технологический процесс. В эпоху господства рыночных отношений, элементом, регулирующим качественное функционирование технологии, должны быть экономические санкции, которые фактически отсутствуют в отношении учащихся и их родителей, которые злостно уклоняются от выполнения своих обязанностей, при этом стараясь, осознанно или неосознанно, максимально принести неудобства, а то и ущерб окружающим. В отношении же педагогических работников законодатель на санкции не поскупился. Налицо явное противоречие в школьном законодательстве: внеэкономическое принуждение законодательно запрещено, а экономическое – отсутствует. Это существенная прореха в существующем школьном законодательстве, которая и не позволяет стать школе более эффективной.
В ремесленничестве существует особая психология: психология индивидуализма и скрытности. Ремесленник предпочитает не делиться секретами своего мастерства. Его технология является индивидуальной и целостной, а потому не приемлет внесения в неё элементов других технологий. Предлагаемая ниже методика бесконфликтного (без текущего оценивания отметками в баллах) обучения, как и любая индустриальная технология, не только допускает, но и приемлет поэлементное усовершенствование, конструирование на основе базовой технологии других, более совершенных. Создание модернизированной технологии, таким образом, становится делом коллективным, а значит и более эффективным и формируемым определённым сообществом (в нашем случае – педагогическим).
Методика бесконфликтного обучения является индустриальной технологией, потому что имеет её главный признак – разделение технологического процесса на отдельные чётко обозначенные операции, что позволяет в определённой степени «механизировать» процесс, проводить эффективный и своевременный пооперационный автоматизированный контроль. Традиционная методика обучения этого свойства не имеет и в этом её существенный недостаток.
Ярким примером сказанного являются классные журналы – это документы, которые, по замыслу чиновников, якобы отражают и фиксируют уровень знаний учащихся. Понимающему суть происходящего в современной школе в пору разразиться гомерическим хохотом. Классный журнал – это вовсе не документ, потому что напрочь лишён объективности и достоверности. Скорее всего, классный журнал – это «прибор» для измерения нравственности учителя, его отношения к себе и к ученику, отношения к будущему своей страны, чуткий показатель степени равнодушия учителя либо его мучительных поисков решения, постоянно возникающих проблем процесса обучения и воспитания. Пройдёмся по этому тезису эскизно.
Существующая ныне в школах система оценивания учебных достижений отметками в баллах при своей дикой субъективности является ещё и глубоко аморальной. С горечью следует отметить, что число объективно выставленных отметок всегда находится в пределах статистической погрешности, что на практике означает приближение их к нулю. Вспомним нетленное вечное: три пишем два в уме. Грубо говоря, необъективно выставленная отметка является своеобразной взяткой. Таким образом, учитель/преподаватель, выставивший необъективную отметку, а выставить объективную он не может по определению и это не позволяет сделать система (неважно: осознаёт он это или нет), является взяточником, зачастую, видимо опосредованно, но и не исключено и другое, т.е. преступником. Именно он закладывает «мину замедленного действия» под устойчивость и будущее благополучие нашего государства и общества. Таким образом, необъективные педагоги разменивают удовлетворяющие общество отметки на своё личное сиюминутное сытое и самодовольное существование. Вот вам и «высокое звание учителя», которое уничтожается системой на каждом уроке. Выступить же против системы решаются далеко не многие: себе дороже.
Если говорить о предлагаемой ниже методике в социально-историческом аспекте, то можно утверждать, что предлагаемые ниже технология и философия обучения соответствуют индустриальному обществу, в отличие от существующей методики и философии обучения. Именно эта технология позволяет со временем перейти к новой педагогике - Педагогике Постиндустриального Общества.
Существующие методики и философия обучения являются продуктом аграрно-ремесленного общества, насыщенные достижениями информационных технологий. Эта смесь прошлого и настоящего мало эффективна и, ожидать от неё положительных результатов совершенно бессмысленно, несмотря на все ухищрения и заявления.
Господствующая ныне система поурочного обучения разрывает учебный материал, следовательно, и мышление ученика на незначительные, не всегда логически обоснованные, порции, т.е. делает мышление ученика и учителя фрагментарным. Предлагаемая же методика опирается на целостное восприятие изучаемого объекта и позволяет в любое время учителю редактировать тот или иной фрагмент всего курса обучения в зависимости от ситуации. Мышление, формируемое таким способом, перспективно и открывает большие возможности для творчества, как обучаемых, так и обучающих.
Предлагаемая технология обучения имеет все признаки промышленной технологии, т.е. массового поточного производства. Другими словами этот способ обучения можно назвать системной технологией, в то время как традиционный метод обучения является технологией кустарного внесистемного производства.
Одним из важных признаков системной технологии является наличие объективной оценки труда ученика в зависимости от объёма и качества выполненной работы. Традиционная (кустарная, ремесленная) технология обучения этим похвалиться не может. Она крайне субъективна, подвержена манипулированию и имеет высокую степень коррупционных возможностей. Нынешний ученик не знает, чего от него потребует учитель на уроке в следующий момент? Какой объём работы, к какому сроку он должен предоставить? Как учитель оценит его труд? Эта неопределённость оказывает негативное воздействие на психику ученика и его здоровье. Ученик не может повлиять на свою отметку. Величина отметки полностью в руках учителя. А это, давайте признаемся, ненормально.
Анализ и синтез являются фундаментальными методами познания любого теоретического или материального объекта, будь то человек, предмет, сложный материальный комплекс или система. И мы не станем отрицать этого. Что же происходит в процессе обучения, господствующим в нынешней школе, с помощью отметок в баллах? Учебный материал препарирован на не всегда логически выстроенные порции (параграфы). Вследствии этого уже на этапе ознакомления с новым материалом у ученика не может сложиться целостная картина изучаемого явления, объекта или процесса. Различные причины, как объективного, так и субъективного характера, препятствуют этому.
Совершенно иная картина при использовании предлагаемой ниже методики (на примере изучения истории, хотя данная технология обучения применима при изучении большинства школьных дисциплин). Вначале учащиеся изучают понятийный аппарат, персоналии и прочие объекты, т.е. занимаются анализом. И только после этого они приступают к синтезу, т.е. созданию целостной картины изучаемого объекта, темы. Это логично и не противоречит теории познания.
Предлагаемая технология обучения создаёт систему тесной взаимосвязи и взаимоответственности учащихся, учителей и родителей. Она мягко понуждает их работать как единый социальный организм для эффективного достижения общей цели: воспитание и обучение учащихся.
Используя аналогию можно сказать: принципы организации процесса обучения по традиционной (ныне господствующей) и предлагаемой технологиям можно сравнить со строительством здания. Изучаемая тема является тем «зданием» (знание), которое необходимо «возвести» в сознании ученика. По существующей методике учитель на каждом уроке строит маленький фрагмент этого «здания», причём начиная от «фундамента» и заканчивая «отделочными работами». На следующем уроке работа начинается над другим маленьким фрагментом «здания». В конце учебного года учитель видит построенный «объект», состоящий из плохо подогнанных друг к другу фрагментов. Это «здание» (знание) не выдерживает никаких испытаний и, в первую очередь, испытание временем. Такие знания быстро улетучиваются.
Совсем иное дело при использовании предлагаемой технологии. Сначала учитель формирует основание будущего «здания» (изучаются термины и понятия, персоналии и даты на всю тему) и только потом идёт прорабатывание сквозных проблем изучаемой темы. При таком подходе к изучению учебных тем знания учащихся имеют целостный, законченный вид и, вне всякого сомнения, более основательны.
Для нынешней школы типична нижеследующая картина. Учитель на уроке до мельчайших подробностей «пережёвывает» учебный материал, превращая его в своеобразную «жвачку» и насильно пытается «втолкнуть» её в сознание ученика. Ученик, не так уж и редко, смотрит равнодушно на это действо, либо всячески сопротивляется, потому что он сверх всякой меры перекормлен этим, а самостоятельно добывать знания не умеет и не знает как это делать. Именно поэтому зачастую знания учащихся поверхностны и недолговременны. Однако парадокс состоит в том, что чем агрессивнее учитель пичкает своих учеников умственной «жвачкой», тем квалифицированнее он считается. Результат известен: кризис системы общего среднего образования. Выход: применение принципиально иной модели построения процесса обучения и критериев оценки его качества и эффективности. Возможным вариантом является предлагаемая методика бесконфликтного обучения, которая значительное внимание уделяет самостоятельной работе учащихся на уроке и дома.
Методика бесконфликтного обучения достаточно точно позволяет диагностировать глубину, объём и качество знания учебного материала и умений ученика. Традиционная методика способна лишь опираться на предположение об объёме и качестве знаний и умений учеников, сформированное на догадках, симпатиях и антипатиях учителя, его непреодолимом и естественном желании через выставляемые ученикам отметки казаться себе и другим, более успешным и эффективным, чем это есть в действительности. Но это ведь самообман! Впрочем, почему только самообман? Это – обман учеников и родителей, обман государства и общества.
Методика бесконфликтного обучения создаёт благоприятные условия для самоорганизации всех участников процесса обучения и воспитания, для формирования тесного сотрудничества и взаимопомощи.
До предела упрощая можно сказать, что нынешняя ситуация, при которой достаточно большая часть учащиеся получает отметки не за то, что работают на уроках и дома, а просто за фактическое присутствие в школе. Для них процесс обучения в школе превратился в процесс получения и «выпрашивания» отметок и «высиживания» аттестата об образовании. Бесконфликтная методика обучения ставит подобной практике конец, не доводя дела до конфликта и своевременно предупреждая о назревающей проблеме всех участников учебно-воспитательного процесса. Процесс обучения при этом становится гласным и прозрачным для всех заинтересованных сторон.
И ещё одно замечание: сравнивать результаты оценивания по традиционной технологии обучения и предлагаемой технологии – некорректно, т.к. показатели в обеих технологиях оценивают разные процессы. Чтобы показать ситуацию наглядно приведу хорошо известный пример. В советское время большинство детей школьного возраста вывозились в летние пионерские лагеря. Чтобы судить о степени оздоровления детей их попросту систематически взвешивали, извините, как скот на откорме. Но ведь вес (масса) тела не всегда, да почти никогда, не является объективным показателем здоровья. Работу же тех лагерей, где считали необходимым заботиться о здоровье детей через занятия физкультурой и спортом, но давали малые привесы, считали неудовлетворительной. Смешно? Нет, грустно! Та же ситуация и с нынешними школьными отметками.
И всё-таки, давайте ближе к делу.
Содержание методики бесконфликтного обучения истории
Какое содержание вкладывает автор в понятие «бесконфликтное обучение». Речь, конечно же, идёт о школьной отметке в баллах. Желает того учитель или не желает, но отметка в баллах, в силу своей хронической субъективности, всегда порождает противоречия (конфликт) между учеником и учителем, т.к. результат взаимодействия этих субъектов процесса обучения перманентно оценивается с разных точек зрения, практически никогда не совпадающих. Вывод из этого тезиса прост: необходимо либо отказаться от оценивания успехов в обучении отметками в баллах, либо найти методики, которые значительно уменьшат отрицательные последствия системы оценки достижений учеников отметками в баллах.
Напомню читателю ещё раз, почему необходимо отказаться от текущего оценивания процесса учёбы отметками в баллах? Ответ на этот вопрос достоин пера маститого психоаналитика. К автору это не относится, и потому изложу свои доводы, которые лежат на поверхности.
Процесс выставления отметок для ученика является процессом таинственным, пугающим, непостижимым для его ума. Результатом этого процесса ученик почти всегда не удовлетворён, т.к. практически всегда считает свои усилия значительными и недооценёнными. К тому же он понимает, что процесс выставления отметки целиком и полностью зависит только от учителя: от его настроения, самочувствия, семейного благополучия, симпатий и антипатий… Да мало ли от чего ещё зависит величина школьной отметки…
В методике бесконфликтного обучения личностное влияние учителя, т.е. субъективного фактора, на величину отметки снижается до минимума. Тематическая же отметка становится при этом максимально объективной. Теперь функцию «вершителя судьбы» ученика у учителя изымается и ученик, в прямом смысле этого слова, становится «кузнецом своего счастья», т.е. сам определяет и зарабатывает свою отметку. Именно зарабатывает своим трудом, работоспособностью, усидчивостью. О чём ещё может мечтать учитель?
Отрицательных сторон любой системы текущего «учёта знаний, умений и навыков» отметками в баллах существует достаточно большое число и это тема для отдельного серьёзного разговора.
К.С. Станиславский утверждал, что научить человека нельзя, т.к. он может только научиться. Если же его «научают» против его воли, то это – дрессура. Об этом мало кто говорит из педагогических чиновников.
Чтобы вести дальнейший предметный разговор о сущности и содержании методики бесконфликтного обучения, сравним между собой основные принципы идеологии существующей системы школьного образования и реформированной школы.
В реформированной школе должны принципиально измениться роли в учебном процессе ученика и учителя, а родители должны стать равноправными партнёрами в группе сотрудничества (ученик – учитель - родители). Пока что такое сотрудничество – скорее исключение из правила.
Принципы существующего образования |
Принципы современного образования |
• *Авторитарная система. • *Закрытая система. • *Преимущественно односторонний монолог учителя. • *Мера труда – время.
• * Учебный процесс, порождающий гиподинамию и весь набор школьных болезней. • *Школа страха и подавления личности. • *Унизительно-низкая оплата труда педагогов • *Отсутствует система жёсткого профотбора абитуриентов в педвузы. • *Абсолютная зависимость школы от бюрократии. • *Государственная система образования. • *Внешнее формирование шко-льных и классных коллективов. • *Соперничество и конкуренция школ. • *Перманентное порождение конфликтов между всеми субъектами процесса обучения. • *Гиперопека педагогов над учащимися, администрации над учителями и т.д. • *Карательная система отметок в баллах. • *Гипертрофированное акцентирование внимания учеников на ошибках и неточностях. • *Учитель, для того, чтобы быть понятым, старается опуститься до ученика. • *Учитель сравнивает учеников друг с другом, порождая скрытое или открытое соперничество.
• *Отчуждение, оторванность от жизни, ограниченность мышления.
• *Слепое повиновение правилам, опора на память, механическое запоминание. • *Механистический подход к личности ученика, как к сосуду, который необходимо наполнить знаниями. • *Учителя стараются подогнать учеников под свои мерки.
• *Программы обучения не отражают того набора знаний и навыков, которые необходимы будут детям в жизни. • *Унижает человеческое достоинство ученика и учителя. • *В школе ученик и учитель испытывают комплекс вины и комплекс неполноценности.
|
• *Демократическая система. • *Открытая система. • *Только двухсторонний равноправный диалог. • *Мера труда – проделанная работа и достигнутый результат. • *Учебный процесс, способствующий сохранению и укреплению здоровья учащихся. • * Школа радости и возвышения личности. • *Оплата труда на уровне самых престижных профессий. • *Система жёсткого отбора абитуриентов в педагогические вузы. • *Реальная автономия школы. • • *Государственно-муниципа-льная система образования. • *Самоорганизация классных и школьных коллективов. • *Сотрудничество и взаимопомощь школ. • *Бесконфликтные отношения между субъектами процесса обучения и воспитания. • *Самостоятельность ученика, учителя и школьного администратора в решении школьных проблем. • *Система учёта работы ученика без текущих отметок в баллах. • *Организация работы учащихся в увлекающей форме по поиску возможных ошибок и неточностей. • *Учитель должен подтягивать ученика до своего уровня.
• *Учитель должен сравнивать ученика с самим собой вчерашним, поощряя самосовершенствование, сотрудничество • *Взаимная вовлечённость, чуткость к требованиям жизни, раскрепощённость мысли. • *Постановка проблем и поиск разумных альтернатив. Учить мыслить самостоятельно. • * Личностный подход к ученику с верой в его творческие способности и возможности.
• *Учитель должен преподавать в соответствии с особенностями детей. • *Программы обучения должны соответствовать потребностям учащихся в их будущей взрослой жизни. • • *Развивает самоуважение ученика и учителя. • *Воспитывает чувство самодостаточности и уверенности в себе. |
В определённой мере неразрешимые прежде проблемы позволяет решить предлагаемая Методика бесконфликтного (без текущего оценивания отметками в баллах) изучения истории.
Сначала немного арифметики о затратах школьного времени на различные этапы урока. Слишком педантичным читателям сообщаю, что цифры, разумеется, приблизительные.
№ п/п |
Этапы урока |
Традиционная система |
Предлагаемая система |
||||
уроков (кол-во) |
время (мин.) |
в % |
уроков (кол-во) |
время (мин.) |
в % |
||
1. |
Организационный момент |
30 |
3(90) |
6,7 |
30 |
1(30) |
2,2 |
2. |
Опрос |
30 |
17(510) |
37,8 |
24 |
43(1032) |
76,4 |
3. |
Изучение нового материала |
30 |
20(600) |
44,4 |
6 |
43(258) |
19,2 |
4. |
Комментирование отметок |
30 |
3(90) |
6,7 |
30 |
- |
- |
5. |
Объяснение дом. задания |
30 |
2(60) |
4,4 |
30 |
1(30) |
2,2 |
Резервные уроки |
4 |
|
|
4 |
|
|
|
Итого |
34 |
45(1350) |
100 |
34 |
45(1350) |
100 |
Данные таблицы наглядно демонстрируют тот факт, что учебное время по методике бесконфликтного обучения расходуется намного рациональнее и экономнее. Очевиден и тот факт, что уровень учебного говорения учащихся на уроке по бесконфликтной методике в два раза выше, чем при существующей методике.
А теперь коротко о механизме реализации предлагаемой Методики…
Ниже пойдёт речь об уроках истории при недельной нагрузке в один учебный час. Суть технологии (для уроков истории) состоит в следующем: весь учебный материал курса делится на пять блоков, состоящих из достаточно близкого по смыслу учебного материала. На изучение каждого блока отводится 6 уроков: 1-2 уроки – уроки усвоения знаний; 3 – урок работы с терминами и понятиями; 4 – урок работы с персоналиями и датами; 5-6 уроки – уроки контроля усвоения темы (дискуссии по теме и защита творческих работ).
На первых двух уроках учащиеся знакомятся с учебным материалом, который подаётся в виде видеолекций или презентаций с соответствующим видеорядом в исполнении самых квалифицированных лекторов. Это позволяет всем учащимся страны получить одинаково высококвалифицированное изложение учебного материала, независимо от места проживания и уровня профессионализма учителя данной школы. Каждый урок начинается с разъяснения домашнего задания. Но так как алгоритм проведения уроков одинаков, то вскоре надобность в разъяснении домашнего задания отпадает сама собой и учащиеся знают характер и объём домашнего задания, даже если они пропустили урок по какой-то причине. На объяснение новой темы отводится два урока (если тема несложная, то один). Очевидно, что подобное изложение новой темы позволяет создать у учащихся целостное представление об изучаемом явлении, процессе или периоде; экономит учебное время. Такое преподнесение новой темы позволяет включить в процесс усвоения знаний не только слух (слушать речь учителя долгое время – утомительно для ребёнка), но и зрение. Пословица, что «лучше один раз увидеть…» придумана не напрасно, а отражает многовековой опыт человечества. На первом же уроке ученики получают Лист самоподготовки, о котором далее пойдёт речь.
Уроки 3 и 4 посвящены проверке знания терминов, понятий, персоналий и дат. При наличии у учащихся и в школе компьютеров провести тренировку и проверку квалифицированно этих знаний не представляет труда при наличии соответствующих тестовых программ. Процесс проверки овладения понятийным аппаратом при этом может быть механизирован (возможность исключения «ручной» проверки).
5 и 6 уроки проверки знаний проходят по Листам самоподготовки в форме беседы, дискуссии, обсуждения творческих работ и предоставляют широкие возможности для углублённого обсуждения исторических проблем данной темы, а не их фрагментов.
Оставшиеся на конец учебного года 4 урока (34-30) являются резервными, на случай непредвиденных обстоятельств, либо эти уроки посвящаются обсуждению творческих работ учащихся, или для повторения отдельных вопросов и тем (в зависимости от подготовленности класса).
Теперь о Листе самоподготовки. Лист самоподготовки содержит все необходимые сведения для дальнейшей, в том числе и самостоятельной, работы над темой. В него входят: словарь терминов и понятий, список персоналий, перечень дат и вопросы для беседы/дискуссии (обсуждения). Лист самоподготовки позволяет ученику сразу оценить объём работы и самостоятельно без нажима взрослых планировать свою дальнейшую работу над темой. Первое время планировать работу ученику может быть окажется сложно, но он может обратиться за помощью и советами не только к учителю, но и к родителям.
На первом уроке работы над новой темой ученикам даётся домашнее задание на весь период изучения темы. Это может быть от 3 до 7 параграфов в зависимости от класса, сложности и объёма темы. В нашем случае этот материал задаётся на 6 недель, время вполне достаточное, чтобы несколько раз прочитать заданный текстовый материал.
Для того, чтобы ученик мог осознанно работать с текстами, ему необходимо овладеть понятийным аппаратом, т.е. используемыми терминами и понятиями. Все новые, либо забытые учениками слова, находящиеся в тексте занесены в словарь. Задача ученика: прочитать текст и найти объяснение этих слов в тексте, выписать это понятие в тетрадь-словарь. Точно так же ученики работают с персоналиями и датами. Однако хроническое нежелание и неумение наших учеников работать с книгой толкает их, как им кажется, на лёгкий путь – обращение к Интернету (хотя компьютеры есть далеко не у всех). Чтобы нивелировать это явление существуют уроки устной работы со словарём, персоналиями, датами и вопросами для дискуссии.
Методика позволяет с помощью приёма «карусель» опрашивать каждый урок абсолютно всех учеников и начислять за выполненную работу определённое число баллов. Это не отметки – не следует их сравнивать.
(образец Листа самоподготовки)
Тема 2. Д р е в н и й Е г и п е т
Словарь терминов и понятий:
1 уровень
Папирус, пороги, дельта, оазис, ил, фараон, вельможа, ремесленник, писец, жрец, саркофаг, пирамида
2 уровень
Налоги, шадуф, статуя, бронза, наёмное войско, храм, мумия, скульптор, миф, свиток, дротик, дамба
3 уровень
Амулет, сфинкс, обелиск, колонна, иероглифы, астрономия, ном, номарх, «царские работы», мастаба, бальзамирование, чати, колесница
Персоналии:
1 уровень
Ра, Амон, Нут, Тот, Осирис, Изида, Сет, Анубис, Гор, Хеопс, Геродот
2 уровень
Апоп, Геб, Бастет, Апис, Маат, Тутмос, Тутанхамон, Эхнатон, Нефертити, Шампольон, Херихор, Джосер
Даты:
2 млн. лет тому назад, 40 тыс. лет тому назад, 10 тыс. лет тому назад, 9 тыс. лет тому назад, 5 тыс. лет тому назад, 2600 г. до н.э., 1500 г. до н.э.
Вопросы для обсуждения:
1. Что вам известно о разливах Нила?
2. Как образовалось единое государство в Египте?
3. Как жили и чем занимались вельможи?
4. Почему египтяне изображали на стенах гробниц вельмож, его семью и слуг?
5. Почему египтяне мумифицировали покойников?
6. Почему египтяне Амона-Ра считали главным богом?
7. Почему жрецы были богаты и могущественны?
8. Чему и как учили в школах Египта?
9. Как выглядит египетская книга?
10. Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия?
11. Какими особенностями обладало созданное в Египте письмо?
12. Какими знаниями владели египетские жрецы?
13. Что такое язычество и чем оно отличается от современной религии?
Методика опроса («Карусель»)
Желательно учащихся рассадить в один, если число учащихся невелико и позволяет учебный кабинет, или в два ряда. Учитель заранее готовит в достаточном количестве жетоны красного и синего цвета (около 250 каждого цвета).
При опросе может возникнуть ситуации двух типов: учитель не знаком с уровнем подготовленности учащихся, либо он уже хорошо знает возможности и особенности каждого учащегося.
Вариант 1.
На первом уроке учитель проводит инструктаж, в ходе которого разъясняет учащимся порядок проведения опроса. Перед проведением опроса учитель предлагает учащимся сдать тетради-словари (тетради персоналий и дат) на проверку.
Содержание инструктажа.
Я буду предлагать вам термины и понятия (персоналии и даты) из Листа самоподготовки в произвольном порядке. Первым получит право отвечать ученик, сидящий крайним справа (слева). Ответ должен быть как можно более полным и точным. (Затягивание времени ответа недопустимо, хотя и излишне торопить ученика не следует). После этого право дополнить, исправить или повторить ответ переходит к следующему (соседу) ученику. Такая процедура продолжается до ответа последнего ученика. Ответы типа: «Я согласен с ответом … - не принимаются. За абсолютно полный и правильный ответ первый учащийся получает красный жетон, за недостаточно полный – синий. При отказе отвечать он не получает ничего. За существенные дополнения и исправления ответов товарищей ученик также получает красный жетон. Все остальные ученики, повторившие правильный ответ, но в своей интерпретации, получают синие жетоны. Работу с новым понятием начинает очередной ученик, сидящий рядом с отвечавшим. Таким образом, в течение опроса все ученики получают абсолютно равные шансы на ответ.
Раздача жетонов осуществляется в конце работы над каждым понятием, после обязательного комментария учителя.
(Выбирая понятия для опроса, учитель должен выбирать наиболее важные для понимания сути изучаемого материала. При этом на уроке могут быть рассмотрены не все понятия и термины, но произвольный выбор понятий для опроса принуждает учащихся готовиться по всем понятиям. Такой вариант опроса опасен тем, что учащиеся, которые не готовы к опросу, будут просто повторять ответы своих, более ответственных, товарищей. Обнаружив таковых в классе, учитель в дальнейшем проводит опрос по второму варианту.)
Вариант 2.
Хорошо зная уровень подготовленности и добросовестности учеников, учитель проводит опрос не в порядке очерёдности, а начиная с откровенно «слабых» и недобросовестных учащихся, продвигаясь при опросе от «слабых» к более «сильным». Это вынудит недобросовестных учащихся более ответственно подходить к подготовке уроков у данного учителя.
Вариант 3.
Этот вариант опроса используется тогда, когда в классе появляется группа ответственных, добросовестных и подготовленных учащихся, способных критически оценивать не только свои действия, но и действия своих товарищей.
Опрос проводится следующим образом: к доске вызывается группа подготовленных учащихся, желающих отвечать перед классом. Величина группы от 3 до 6 учеников. Начиная опрос учитель информирует учеников о том, что ученик допустивший три неверных ответа или вообще промолчавший садится нак место. Остальные ребята, работавшие у доски получают по два балла. В конце опроса учитель подводит итоги и поручает этим учащимся провести опрос остальных учеников класса по такой же схеме. Обычно такой вариант опроса используется при итоговом повторении, когда на него выделяется несколько уроков. Этим же учащимся учитель может доверить опрос в неурочное время своих товарищей, которые по каким-то причинам отсутствовали в школе на момент опроса, либо не успели ответить во время урока, при этом ученик не может оценить ответ товарища более чем в 1,5 балла.
Примечание
В хорошо подготовленном классе, где большинство учащихся работают добросовестно, для повышения эффективности опроса и экономии времени необходимо отказаться от использования жетонов, определяя степень работы ученика на уроке визуально.
Подведение итогов опроса:
Подведение итогов опроса осуществляется следующим образом: учащиеся подсчитываю число красных жетонов, при этом два синих жетона приравниваются к одному красному. Процедура начисления баллов проходит публично и гласно, и имеет большое воспитательное значение. По мере того, как количество и качество работы учащихся на уроке поднимается, учитель увеличивает число жетонов необходимых для получения баллов. Этот приём позволяет мягко повышать требования к ученику (количество и качество работы на уроке).
Число начисленных баллов определяется по шкале:
жетонов баллов
от 0,5 до 2 0
от 2,5 до 4 0,5
от 4,5 до 6 1
от 6,5 до 8 1,5
от 8,5 и выше 2
Хотя автор и является сторонником вообще безотметочного обучения, но необходимо быть реалистом и потому искать точки соприкосновения с существующей системой оценивания успехов в учёбе отметками в баллах. Для этого существует шкала конвертирования полученных баллов (за все виды учебной деятельности по теме) в отметки.
Количество баллов для получения отметки…
класс |
о т м е т к а |
|||
2 |
3 |
4 |
5 |
|
5 класс |
0 - 2,0 |
2,25 - 4,0 |
4,25 - 8,0 |
8,25 - 12 |
6 класс |
0 - 2,75 |
3,0 - 4,75 |
5,0 - 8,75 |
9,0 - 12 |
7 класс |
0 - 3,25 |
3,5 - 5,25 |
5,5 - 9,0 |
9,25 - 12 |
8 класс |
0 - 3,75 |
4,0 - 5,75 |
6,0 - 9,25 |
9,5 - 12 |
9 класс |
0 - 4,25 |
4,5 - 6,25 |
6,5 - 9,75 |
10 - 12 |
10 класс |
0 - 4,75 |
5,0 - 6,75 |
7,0 -10.25 |
10,5 - 12 |
11 класс |
0 - 4,75 |
5,0 - 7,25 |
7,5 -10,25 |
10,5 - 12 |
Такая система оценивания позволяет постепенно увеличивать требования к работе ученика на уроке и дома через постепенное увеличение числа баллов, необходимых для получения отметки того или иного достоинства.
Выше уже было заявлено, что методика бесконфликтного обучения обеспечивает гласность и открытость для всех заинтересованных сторон учебно-воспитательного процесса. Эта гласность и открытость обеспечивается, в том числе, Листом учёта знаний учащегося и Листом контроля знаний.
Лист учёта работы- История Древнего мира- 5 класс- 2016/17 учебный год
Ф.И. учащегося |
Тема 1. Жизнь людей в первобытное время |
Тема … № |
Баллов за I четверть |
Рейтинг за I четверть |
Отметка за I четверть |
|||||||||||
к/карта |
словарь(письм.) |
персоналии (письм.) |
словарь (устно) |
персоналии (устно) |
творческое задание |
дискуссия |
баллов за тему |
рейтинг за тему |
общее число балов |
общий рейтинг |
отметка за тему |
|
||||
число баллов |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
||||||||
Иванов М. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Петров И. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист учёта знаний находится у учителя и предназначен для текущего учёта объёма и качества работы, проделанной учащимися. Для обеспечения гласности процесса обучения изготавливается увеличенная демонстрационная копия данного Листа… и вывешивается в кабинете для информации. В Листе… перечислены виды учебной деятельности ученика в процессе изучения темы и возможное число баллов, которое можно получить за своевременное и качественное выполнение каждого вида работы. Ученик, выполнивший качественно все виды учебной работы, может получить до 12 баллов. В конце изучения темы подсчитывается число баллов (за тему и общее), а также рейтинг по теме и общий рейтинг за изученные уже темы. Как перевести полученные баллы в отметки, было уже написано выше.
Дополнением к Листу учёта работы класса является индивидуальный Лист контроля работы, который выдаётся каждому ученику. После выполнения определённого вида работы и оценивания её, ученик заносит полученные баллы в индивидуальный Лист контроля работы. При окончании изучения темы учащийся сдаёт индивидуальный Лист контроля работы учителю для проверки правильности заполнения и подписи. Родители, ознакомившись с итогами работы своего ребёнка над темой, расписываются в соответствующей графе. Таким образом, все участники учебно-воспитательного процесса оказываются проинформированными своевременно и без искажения информации.
Листы учёта работы класса и индивидуальные Листы контроля работы позволяют постоянно синхронизировать работу учащегося, учителя, классного руководителя, родителей по воспитанию ответственности и трудолюбия у обучающихся.
Ø Наличие Листов… делает контроль над работой учащегося оперативным и эффективным, при этом родители имеют возможность контролировать и своевременно корректировать качество отдельных видов выполняемых учеником работ.
Ø Наличие в Листе… графы «рейтинг» стимулирует учебную активность ученика и развивает соревновательный дух в классе, что влияет на общую успеваемость в классе.
Не следует считать, что система является «чудодейственным средством» от всех школьных болезней. Контроль за работой ученика действительно станет эффективным средством сотрудничества школы и родителей лишь в случае совместного добросовестного отношения к своим обязанностям всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
Очевидные преимущества Методики…
1. Полное и безусловное выполнение учебной программы всеми учащимися. Даже если учащийся отсутствовал по каким-либо причинам на отдельных уроках, это обстоятельство не освобождает его от выполнения предусмотренных методикой работ по теме. Он может переслать свои работы по электронной почте, либо предъявить их учителю на консультациях после уроков.
2 Возможность непрерывного оперативного контроля за процессом обучения со стороны самого обучающегося, учителя, классного руководителя, администрации школы и родителей.
3. Минимизация влияния негативных факторов на учебный процесс (стихийных бедствий, техногенных аварий, болезни или отсутствия учителя по объективным обстоятельствам, болезнь ученика или иные причины). При отсутствии по каким-либо причинам учителя, его, имея на руках технологическую карту урока, могут заменить достаточно эрудированные учителя другой специальности или подготовленный старшеклассник.
4. Максимальные возможности для развития у учащихся навыков самостоятельной и поисковой работы.
5. Постоянная эффективная работа по развитию речи учащихся и её культуры.
6. Развитие у учеников чувства долга и исполнительской дисциплины.
7. Развитие навыков ведения дискуссии.
8. Снятие страха (стресса) ученика перед отметкой и перед вызовом к доске. Исчезает из лексикона учителя фраза: «Ита-а-а-а-к к доске пойдёт…», наводившая ужас на обучающихся несколько столетий и изрядно тормозившая темп урока.
9. Развитие творческих (литературных, художественных, исторических, компьютерных и иных) способностей.
10. Формирование жёсткой и ответственной дисциплины, как учащихся, так и учителей.
11. Появляется реальная возможность дистанционного обучения.
12. Обеспечивается общественно-приемлемое качество обучения независимо от квалификации учителя и места расположения учебного заведения.
13. Предельная объективизация контроля знаний, умений и навыков.
14. Возможность применения данной методики при изучении многих предметов школьного учебного плана.
15. Появляется реальная возможность для учителя постоянно гибко совершенствовать эту методику.
16. Возможна гармоничная взаимозаменяемость учителей (старшеклассниками в более младших классах, т.е. профориентационная работа).
17. Прерывает самоизоляцию учителей и органично понуждает их сотрудничать друг с другом без административного принуждения.
18. Изменяет роль учителя в школе: из ментора, источника информации он превращается в наставника и со-трудника ученика.
19. Практически всё время уроков используется для научения и воспитания учащихся, при этом большую часть уроков учебный материал излагается самими учащимися, что резко повышает эффективность всех уроков.
20. Методика позволяет мягко без давления на учащихся проводить повышение требований к знаниям и учебным навыкам учащихся. Учитель, благодаря этой методике, обретает инструмент управления процессом обучения и наблюдения за ним. Существующая методика этого сделать не позволяет. Результат работы нынешнего учителя складывается у большинства учителей стихийно.
21. Методика позволяет широко использовать работу учащихся в парах сменного состава, группах и коллективную форму работы.
22. Методика позволяет учителю задавать чёткий алгоритм самостоятельной работы учащихся, тем самым опосредованно (без нотаций и упрёков) воспитывать у них обязательность (т.е. исполнительскую дисциплину) и трудолюбия.
Лист контроля работы по истории Древнего мира
Учащегося 5 класса__________________________________на 2016/17 уч.год
ТЕМА |
Вид работы учащегося |
рейтинг за тему |
общее число баллов |
общий рейтинг |
отметка за тему |
подпись учителя |
подпись родителя |
|||||||
к/карта |
словарь-письм |
персон.-письм |
словарь-устно |
персон.-устно |
творч. задание |
дискуссия |
баллов за тему |
|||||||
число баллов |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
||||||
Тема 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
За год |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фронтальное внедрение методики бесконфликтного обучения, её дальнейшее развитие и расширение сферы применения приведёт к решительной и революционной разбюрократизации системы управления общим средним образованием в стране. Многолетняя абсолютно порочная тенденция постоянного гипертрофированного роста чиновничества в системе управления школьным образованием может быть сломлена и обращена вспять. Она уступит место автоматизированной системе оперативного управления (АСОУ), которая будет заниматься не бумаготворчеством, а сбором, обработкой и анализом поступающей информации. Работать с этой системой будут только специалисты в области социологии, психологии и практикующие учёные-педагоги. Использование АСОУ без лишних социальных потрясений устранит такие опасные для общества явления как коррупция, очковтирательство, кумовство, протекционизм и обнаружит полную ненадобность нынешних ЕГЭ, выпускных и вступительных экзамены.
· Революция в деле управления школьным образованием явно назрела. Дело за политической волей.
Положительные стороны использования индустриальной технологии:
1. Формируются навыки самокритичной оценки своей деятельности.
2. Публичность и гласность процесса оценки учебной работы ученика.
3. Значительная объективизация процесса оценки уровня знаний.
4. Воспитание навыков взаимопомощи.
5. Воспитание чувства личной ответственности перед товарищами.
6. Воспитание культуры ведения дискуссий.
7. Позволяет учителю управлять качеством полученных знаний учащихся.
8. Позволяет достаточно объективно сравнивать отметки в баллах между собой, независимо от места и времени их получения.
9. Объективизация отметок позволяет выстроить систему автоматизированного учёта знаний учащихся на протяжении всего периода обучения в школе и автоматического отбора кандидатов для обучения в высших учебных заведениях, что позволяет решить большой массив проблем, связанных с экзаменами и получением высшего образования.
10. Система позволяет достаточно надёжно выявлять особо одарённых детей и
своевременно начать работу с ними.
Если это будет уместно и корректно, то предлагаемую технологию можно сравнить с автопилотом, т.к. часть механических функций процесса обучения, которые сверх всякой меры перегружают учителя при существующем ручном управлении процессом обучения, переводятся в автоматический режим.
При существующей системе обучения в естественной триаде субъектов этого процесса (ученик – учитель – родители) ученик, зачастую, не может играть роль субъекта, т.к. ему силой других субъектов этой триады навязана роль объекта. При таком положении учитель выдаёт отметки ученику за его труд (разумеется субъективные, а потому и недостоверные), а ученик их получает. Выше описанная технология изменяет статус ученика в триаде, возвращая ему субъектность. Теперь ученик не получает отметки как некий дар от учителя, а зарабатывает их своим трудом. И это естественное состояние.
Попытки реформаторов усовершенствовать систему оценивания отметками в баллах по определению положительных результатов не принесёт. Это только ещё более усложнит систему управления процессом обучения и приведёт к росту управленческого аппарата. А по закону кибернетики всякое усложнение системы управления ведёт к повышению её неустойчивости и ненадёжности.
Управление качеством познавательного процесса
Прочитав написанное выше, умудрённый педагогическим трудом человек, ехидно улыбнётся и промолвит: «Ну! Ну!» И тем не менее…
То, что массовый учитель практически всю свою педагогическую карьеру работает вслепую – это аксиома. На уровне средней школы массовому учителю проникнуть в процесс познания ученика практически не представляется возможным. Но если это так, то необходимо найти некий механизм, который хотя бы косвенно свидетельствовал об этом процессе. Работа по предлагаемой методике как раз и направлена на это.
Учителям хорошо известно такое явление в школьной практике, как значительное понижение качества отметок при переходе учащихся из начальной в среднюю ступень обучения в школе. Почти всегда наблюдается снижение уровня успеваемости от класса к классу. Если кто-то думает, что это закономерность, то он сильно заблуждается. Это закономерный результат существующей системы школьного образования, когда начиная с начальной школы одно незнание накладывается на другое, а учитель, припёртый к стенке показателем в отчётности «% успеваемости по предмету», идёт на сделку с педагогической совестью и выставляет необоснованно завышенные отметки. Вот вам главный виновник этого явления. Рационально мыслящий человек обязательно скажет вам, что требования к процессу научения в школе должны не понижаться от класса к классу, а наоборот – увеличиваться, если хотите, то ужесточаться.
Традиционная технология обучения ставит перед учеником ложные цели: она призывает их к получению хороших и отличных отметок вместо того, чтобы направлять их мысли и энергию на получение прочных и глубоких знаний. Но ведь всем известно, что объективных отметок в баллах просто не существует в природе. Значит, нужна такая технология обучения, которая может контролировать процесс получения знаний и направлять его в нужное русло без принуждения и запугивания.
Технология безотметочного обучения (без текущего оценивания отметками в баллах) вписывается в круг проблем, решаемых эргономикой и, соответственно, научной организацией труда (НОТ) ученика и учителя. Она рационализирует и гармонизирует процесс труда всех субъектов процесса обучения.
Глядя на сегодняшнего учителя трудно отделаться от мысли, что видишь перед собой всё того же задавленного нуждой и чиновником человечка, который нависал грозной тучей над своими учениками сто, двести и более лет назад. Кто же даст, наконец-то, свободу учителю?.. Свободу творчества в первую очередь. Предлагаемая технология даёт шанс на это.
Кстати о научной организации труда учителя… Данная методика не предлагает ничего ранее неизвестного: она располагает элементы процесса обучения в рациональном порядке, дающем многие преимущества. Вот этого-то и не замечают чиновники, отвергая и не обращая внимания на предложение о модернизации процесса обучения слишком долгие годы.
Моральное стимулирование процесса обучения.
Каждый человек, но ребёнок особенно, нуждается в моральном стимулировании своей непростой учебной деятельности. Персональные Листы контроля, используемые при данной методике обучения, позволяют делать это.
После изучения каждой темы подсчитывается число баллов, набранных при изучении темы и два рейтинга: рейтинг за данную тему и общий рейтинг. Эти рейтинги позволяют с достаточной долей объективности судить о работоспособности и успехах ученика в изучении того или иного учебного курса.
Публикация этих рейтингов в классе позволяет делать процесс обучения не только открытым (прозрачным), но и гласным.
Регулярный анализ данной таблицы помогает учителю-предметнику, классному руководителю и другим заинтересованным лицам проводить воспитательную работу по моральному стимулированию учеников. В конце года определяются лучшие (трое учеников) по учебному предмету и награждаются соответствующими дипломами на общешкольной торжественной линейке «Последнего…» или «Первого звонка».
Строго говоря, нынешний учебно-воспитательный процесс технологией не является. Признаком технологии является чёткий план последовательности выполнения определённых действий (операций), итогом которых является вполне определённый количественный и качественный результат, а также строгая технологическая дисциплина, т.е. последовательность выполнения операций. Сутью реформы и должно стать превращение хаотичного сегодняшнего процесса обучения в технологию, гарантирующую общественно приемлемое качество обучения всех учащихся независимо от социальной, национальной и региональной принадлежности. Нынешняя система школьного образования на это не способна, а потому не поддаётся реформированию.
Читателя, конечно же, интересует результат применения этой технологии. А он таков: качество успеваемости (на «4» и «5») учащихся 10-11 классов по истории и обществознанию за последние три года стабильно составило не менее 65-70%, при достаточно жёстком оценивании уровня знаний.
Класс № История России Рейтинг 2016/17 учебный год
Номер темы |
1 |
2 |
3 |
… |
9 |
10 |
За год |
|||||||
Ф.И. учащегося |
баллов |
рейтинг |
баллов |
рейтинг |
баллов |
рейтинг |
баллов |
рейтинг |
баллов |
рейтинг |
баллов |
рейтинг |
баллов |
рейтинг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Архимед, по преданию, воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». Я не Архимед, но уверен и на собственном опыте убедился в этом, что предлагаемая мною системная индустриальная технология обучения при внедрении её в массовую школу, действительно перевернёт истлевшую от времени страницу школьной педагогики.
Иной раз отчаянно хочется задать вопрос: А есть жизнь на … в школе? Прочитав это предложение читатель, возможно, примет этот вопрос за шутку и сразу же, не размышляя, ответит: «Ну, конечно же есть,- бодренько скажет большинство читателей. - Ведь школа – это кипящий энергией котёл». Только вдумчивый педагог, «съевший не один пуд горькой соли» в школе многозначительно промолчит. А ему-то уж, конечно, есть что сказать.
Не преувеличивая, можно сравнить школу с кораблём, плывущим в бушующем океане жизни. Каркасом этого «корабля» является законодательство о школьном образовании. Слабых мест в каркасе достаточно. Бортами «корабля» являются мнение родителей об этой школе, авторитет школы у них и желание сотрудничать с ней. Чаще всго эти борта проржавели. Обслуживает «корабль» команда – педагогический коллектив школы. Внутри «корабля» в различного класса каютах располагаются «пассажиры» - учащиеся.
Какая же открывается картина непредвзятому взору? В океане жизни среди множества обветшалых и проржавевших «кораблей» лишь изредка мелькнёт «корабль» с крепкими бортами и бодрой командой, знающей, куда и с какой целью они ведут свой «корабль». Большинство же «кораблей» просто безвольно дрейфуют по воле волн, подставляя свои борта под удары волн океана жизни. По палубе суматошно бегает команда, мешая друг другу, время от времени устраняя течь от пробоин в бортах. Большинство «пассажиров» не знают куда ведёт «команда» несчастный «корабль». Они только ощущают качку и их от этого тошнит. Некоторые из «пассажиров» пытаются выбраться на свежий воздух, но их, чаще всего смывает волна жизни.
Вот такая картина… почти по Айвазовскому.
P.S.
Полную версию анализа нынешнего состояния отечественного школьного образования и возможных вариантов модернизации и реформирования школы Вы можете найти в моей книге «Предчувствие педагогической революции…» (электронная версия) на сайте «Bookscriptor».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.