От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.
Оценка 4.6

От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл
11.03.2019
От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.
Методические рекомендации как для педагогов, так и для учащихся 8-11 класса. Материал может быть использован на уроках смыслового чтения в разных классах 8-11, при комплексном анализе текстов, которые представлены в разработке, при подготовке к итоговому сочинению в 11 классах. Использованы технологии развития критического мышления.
месть и великодушие на основе концепта ОБИДА.docx
(при подготовке к написанию итогового сочинения или на уроках смыслового чтения) Комплексный анализ текста  направление МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ Что приводит к мести? Почему человек начинает мстить? Цель:  Подготовка к написанию итогового сочинения, смысловой анализ текста. Задачи: Образовательная: совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения. Развивающая: развитие навыков критического мышления, мотивации выбора решения; обогащение опыта  эмоциональных переживаний учащихся; развитие устной и письменной речи учащихся. Воспитательная:  воспитание думающих, отвечающих за свои поступки людей, умеющих радоваться победе над  самим собой. Личностные   УУД:     формирование   уважительного   отношения   к   иному   мнению;   развитие мышления,   внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности. Ход урока 1. Организационный момент.  Среди печали и утех, наверно, что­то не увидел. Прошу прощения у тех, кого когда­нибудь обидел. Когда бы это ни случилось, вчера или давным­давно, Ушла обида иль забылась, прошу прощенье всё равно. ­ Ошибается ­ каждый. Признаёт ошибки ­ мудрый. Просит прощения ­ сильный.  Восстанавливает отношения ­ любящий.  ­ Именно с этих строк мы начнём наше сегодняшнее занятие. Просмотр мультфильма «Обида» Анны Будановой. ­ Какова тема этого мультфильма? ОБИДА 2. Мотивация. Игра «Найди четвертое лишнее» 1 1 http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-s-preze...e-obida-1299139.html? http://en.ppt-online.org/246537? 1 1) Обиду злобой не успокоишь, огня маслом не погасишь.  2) Лучше друг верный, чем камень драгоценный. 3) За друга в огонь и в воду. 4) Человек без друга, что земля без воды. ­ А к чему может привести сильная обида? ( к чувству мести, к желанию как­то  отмстить, наказать обидчика) 3. Лексическая работа с понятием обида.   Толкование понятия обида. 1) самостоятельно (своё мнение – Приём КУСТ АССОЦИАЦИЙ) 2) по толковому словарю  — несправедливо причиненное огорчение, оскорбление,   а   также   вызванные   этим Об даии отрицательно окрашенные эмоции (Википедия) Обида ­ несправедливо причиненное огорчение, оскорбление. Терпеть обиды. Быть в обиде на   кого­нибудь.   В   тесноте,   да   не   в   обиде   (посл.).   Не   в   обиду   будь   сказано   (пусть   не покажется обидным; разговорная форма. Не дать в обиду кого­нибудь (не дать обидеть; разговорная форма) (Словарь русского языка С. И. Ожегова)  Приём МАГНИТ.  Он применяется при выборе темы сочинения из предложенных пяти. Ученики анализируют тему, находя ключевые слова, потом заполняют «магнитное поле» выбранной темы.   Гиперонимы: Чувство, состояние, эмоции  Подбор эпитетов, синонимов, антонимов 1) Подобрать эпитеты  (1 ряд):  Беспощадная,  бешеная, болезненная, больная,  большая, великая, глубокая, глухая, горькая, грубая, давняя, жгучая, жестокая, злая, кровная, мелкая, минутная, мучительная, невольная. 2) Подобрать   синонимы  (2   ряд):  огорчение,   оскорбление,   неприятность,   поношение, попрание, поругание, унижение, колкость, укол, шпилька, уязвление. 3) Подобрать антонимы (3 ряд): прощение, примирение.  Что может обида?  (Захлестнуть, возникнуть, душить, исчезнуть, охватить, терзать, вспыхнуть, сдавить, переполнять, уйти, расти, кольнуть, обжечь, нахлынуть, кипеть. выплеснуться, пронзить, овладеть, подступить, добавиться) Приём «Моя фантазия»  2 Подумайте,   на   что   похожа   обида?   (Развиваем   творческое   воображение,   используем метафоры, сравнения, можно использовать образ из просмотренного мультфильма) Обида похожа на  удава, так как душит всё сильнее;      острое оружие, потому что ранит очень больно; огонь, так как обжигает душу; снежный ком, потому что обрастает новыми негативными эмоциями; бездну, потому что упасть в неё легко, а выбраться трудно; лабиринт,   так   как,   блуждая   по   нему   и   не   находя   выхода,   погружаешься   в беспросветное отчаяние, царапину, которая оставляет след.  4. Определение  темы урока. ­ Для какой работы вам могут пригодиться эти сведения? ­ Тема урока: Подготовка к написанию итогового сочинения. Повторение структуры сочинения. ­ Давайте к теме «Что приводит к мести?» обозначим проблемы, которые могут быть поставлены автором текста. Знакомство с текстом В. А. Солоухина «Мститель» (название не говорится) Работа по теме урока.2 ­ Итак, сегодня мы войдём в мир своеобразного и яркого художника, писателя доброго и светлого. Он автор прекрасных очерков о русской природе и русском искусстве, романов, новелл и стихотворений. В ряде его произведений хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека. Имя этого писателя Владимир Алексеевич Солоухин.  Приём  технологии РКМЧП «Чтение с остановками»          (1)Однажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2)Главное развлечение наше было  таким:  на гибкий  прут мы насаживали  тяжёлый  шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик — кто дальше.          (3)Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4)Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убегает Витька Агафонов с толстым прутом в руке.                    (5)Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задёргалась. (6)Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза наворачивались слёзы от самой маленькой обиды. 2 http://infourok.ru/konspekt­uroka­russkogo­yazika­s­preze...e­obida­1299139.html? 3 (7)Ну за что он меня ударил? (8)Главное, тайком, подкрался сзади. (9)В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз неповадно было.          (10)Вскоре созрел план мести. (11)Через несколько дней, когда всё забудется, я как ни в чём   не   бывало   позову   Витьку   в   лес   жечь   теплинку.   (12)А   там,   в   лесу,   и   набью   морду. (13)Просто  и  хорошо.  (14)То­то он  испугается  один  в  лесу,  когда  я скажу  ему:  «Ну что, попался на узенькой дорожке?»       (15)В урочный день и час, на большой перемене, я подошёл к Витьке. (16)Витька посмотрел на меня подозрительно.  ­ Как вы думаете, согласится ли Витька пойти в лес с рассказчиком? (17)— Да уж… (18)Я знаю, ты драться начнёшь. (19)Отплачивать. (20)— Что ты, я забыл давно! (21)Просто пожжём теплинку. (22)Между тем положение моё осложнилось. (23)Одно дело — нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чьё мясо съела, а другое дело — весь этот разговор. (24)Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошёл, было бы куда всё проще. (25)А он после моих слов улыбнулся от уха до уха и радостно согласился. (26)Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня, и как мне было больно, и как мне было обидно. (27)И так всё точно и живо я вообразил, что спина опять заболела и в горле опять остановился горький комок. (28)Значит, я накалился и готов к отмщению. ­ Как вы думаете, что произойдет дальше? Исполнит ли рассказчик задуманное?  (29)На горе, где начались маленькие ёлочки, выпал удачный момент. (30)Как раз  Витька, шедший впереди меня, наклонился, что­то рассматривая на земле. (31)Ухо его в этот  момент словно бы ещё больше оттопырилось, словно просило, чтобы я по нему врезал что есть  силы. (32)— Смотри, смотри! — закричал Витька, показывая на круглую норку. — (33)Шмель оттуда вылетел, я сам видел. (34)Давай раскопаем? (35)Может, там мёду полно. (36)«Ну   ладно,   эту   норку   мы   раскопаем,   —   решил   я, —   потом   уж   я   с   тобой разделаюсь!»   (37)На опушке леса в траве мы наткнулись на рыжики. (38)Опять наткнулся Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку. (39)— Айда   за   солью!   —   предложил   Витька.   (40)— Далеко   ли   овраг   перебежать. (41)Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить. (42)А я думал, лелея по­прежнему свой злодейский замысел: «Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищучу в лесу!» (43)Мы принесли соль и два куриных яйца. (44)— Теперь давай ямку копать. (45)Мы раскопали землю, в ямку положили яйца, засыпали их землей и на этом месте стали разводить теплинку. (46)Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдём домой, и тут я буду должен… (47)Что бы ещё такое придумать, так не хочется идти домой… 4 ­ Почему герою не хочется идти домой? (48)— Бежим   на   речку,   —   говорю   я   Витьке.   (49)— Помоемся   там,   а   то   вон   как перемазались. (50)Водички попьём холодненькой.         (51)Ну вот, мы и попили, и умылись. (52)Делать больше нечего, надо идти домой. (53)Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. (54)Витька доверчиво идёт вперёд. (55)Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!            (56)Что стоит? (57)А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто — ударить человека, который доверчиво идёт впереди тебя.           (58)Да и злости я уже не слышу в себе. (59)Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! (60)Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка: вечно он что­нибудь интересное придумает.                  (61)Ладно! (62)Если он ещё раз стукнет меня между лопаток, тогда­то уж я ему не спущу! (63)А теперь — ладно. ­ Как вы думаете, чем закончится рассказ?           (64)Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку, и мы заходим в село как лучшие дружки­приятели. ­ Был ли финал рассказа неожиданным для вас? Работа с заглавием рассказа. ­ Как бы вы озаглавили рассказ? Почему? ­ Рассказ В.А.Солоухина называется «Мститель». Почему автор выбрал именно это название? Какое   чувство   вкладывает   Солоухин   в   слово  мститель?  (В   названии   звучит   авторская ирония: несочетаемость грозного названия и финальной фразы: “Мне делается легко и приятно от принятого решения не бить Витьку” …) ­ Довольны ли вы таким финалом?  (Выбор решения ­ важный момент в жизни каждого человека.  Правильный  выбор  нужно учиться  делать  с детства.  Витька ­ молодец.  Он помог разобраться в своих чувствах рассказчику, который может теперь себя уважать.) Анализ текста. Проверяют консультанты Приём ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ ТОНКИЕ ТОЛСТЫЕ  5 1) Поразмышляем над текстом. 1 ряд 1. Что   произошло   на   школьном   участке   во время уборки картофеля? 2. Как   описывает   рассказчик   чувство   обиды, охватившее его? 3. Что порождают обида и злость?  2 ряд 1. Какой план мести созрел у героя? 2. Как вы понимаете смысл слова МЕСТЬ?  3. Какие владеют рассказчиком, обдумывающим план мести? 4. Как он пытался сохранить, разжечь в себе   эмоции,   чувства   1. Предположите, что было бы, если рассказчику сразу удалось ответить на обиду? 2. Почему у героя возникает желание отомстить? 3. Как вы думаете, какие качества характера не позволяют совершить задуманное? Почему? 4. Почему герой отказывается от мести? 5. Почему его отношение к Витьке изменилось? 6. Как вы думаете, какие люди мстят?  7. Что бы сделали вы, если бы оказались на месте  рассказчика? 8. Что бы вы посоветовали герою? Витьке? чувство обиды?  3          ряд  1. Что   помешало   рассказчику   отомстить Витьке? 2. Что   испытывает   рассказчик,   когда отказывается от мести?  3. Как   изменилось   его   отношение   к   Витьке после похода в лес?  4. Как   характеризует   рассказчика   отказ   от желания отомстить?  Определяем примерные проблемы:  Проблема прощения  Проблема умения прощать обиды  Что должен сделать человек, чтобы простить?  Какие обиды нельзя простить? И т.д. Переход к направлению: Какие обиды нельзя простить? Всегда ли надо уметь прощать? Какие обиды могут привести к мщению? Умение прощать – удел слабых? Удел сильных – месть? Когда великодушие неуместно? Приём Т­СХЕМА (возможна работа над схемой продолжится и дома) БЫВАЕТ ЛИ МЕСТЬ НЕОБХОДИМА? (с привлечением литературных аргументов, исторических и т.д.) ДА                                                                                                                НЕТ 6 ­ Солоухин рассказал нам историю из своего детства. Проблема, отсутствия душевной  теплоты, взаимопонимания, милосердия, поставленная в рассказе, особенно актуальна в наш  жестокий век. На примере рассказа мы убедились, что месть разрушительна для человека,  побороть это чувство непросто. Только по­настоящему сильный и мужественный человек  может отказаться от мести. Герой рассказа стал для всех нас примером доброты, человечности  . и милосердия    Аргументация. ­ Какие литературные примеры вы можете привести к данной проблеме? Прослушайте рассказ В.Шукшина «Обида». Краткий анализ рассказа при помощи приёма ФИШБОУН. Проблема (проблемный вопрос) Факты: Магазин Как ведёт себя продавщица? Диалог Попытки оправдаться Причины:  Почему героя это обижает? Почему так ведёт себя продавщица? Почему герой не может остановиться тоже? И т.д. Рассказ Тамары Ломбиной «Родные братья» (умение прощать даже самые  смертельные обиды). Кто может всё простить?  7 Кому можно всё простить? Приём ПИСЬМО ГЕРОЮ. ­ Что бы вы сказали старшему брату? Младшему? А что сделали бы вы на месте братьев? Приём ДНЕВНИК ДВОЙНЫХ ЗАПИСЕЙ ЧТО ПОРАЗИЛО, УДИВИЛО ПОЧЕМУ (критика, комментарий и т.д.)  Рефлексия. Оценивание. ­     А   теперь,   ребята,   приложите   руку   к   сердцу   и   скажите,   что   оно   вам   говорит   после сегодняшнего урока?  (Надо всегда поступать по­доброму, не нужно на обиду отвечать местью, злом, нужно уметь прощать, а прощать могут только сильные люди). ­ Какие оценки сегодня получили? ­ Возьмите на заметку слова Татьяны Кузовлевой.  Приём  ПИСЬМО С ПРОПУСКАМИ. Когда кипишь, судьбой  униженный, Ты от бессилья и стыда, Не позволяй душе обиженной Сиюминутного суда. Постой. Остынь. Поверь — действительно, Все встанет на свои места. Ты сильный. Сильные не мстительны. Оружье сильных — доброта. Когда кипишь, судьбой  униженный, Ты от бессилья и стыда, Не позволяй душе обиженной Сиюминутного ….. Постой. ……... Поверь — действительно, Все встанет на свои места. Ты ………... Сильные не …………. Оружье сильных — ………... 8 8. Домашнее задание.  Написать сочинение­рассуждение на любую из предложенных тем.

От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.

От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.

От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.

От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.

От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.

От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.

От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.

От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.

От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.

От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.

От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.

От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.

От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.

От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.

От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.

От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.

От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.

От смыслового чтения к итоговому сочинению. 8-11 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2019