Отчет
о работе учителя-логопеда МБ ДОУ д/с № 18 «Непоседа» Чернецкой Елены Юрьевны за 2018-2019 уч.г.
На 1 сентября 2018 года в группах комбинированной направленности было 5 детей, зачисленных на основании результатов заседания ПМПК.
13 февраля 2019 года в среднюю группу комбинированной направленности зачислены ещё 3 ребёнка на основании результатов заседания ПМПК.
Коррекционно-развивающий процесс в старшей группе и средней группах комбинированной направленности в 2018-2019 учебном году строился в соответствии с программами:
- Основной образовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №18 «Непоседа» г. Ипатово Ипатовского района ставропольского края;
-Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи/Л.Б Боряева, Т.В Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др.; Под. Ред. Проф. Лопатиной.-СПб., 2014.-386с.
- Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми 4-6 лет в группах комбинированной направленности с ОНР на 2018 – 2019 учебный год.
Коррекционное воздействие осуществлялось на основе чётко запланированной работы.
Цель – создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Задачи:
1. Изучение уровня речевого развития и недостатков неречевого характера, проявляющихся в недоразвитии психических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы.
2. Осуществление коррекционного процесса в соответствии с индивидуальными программами коррекции речевого нарушения.
3. Организация продуктивного взаимодействия с педагогами по коррекции нарушений речи у детей.
4. Организация продуктивного взаимодействия с родителями – поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей к участию в коррекционной и профилактической работе.
5. Повышение профессионального уровня.
6. Дополнение оснащения кабинета дидактическими играми, пособиями, методической литературой.
Планируемый результат - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям.
Анализ деятельности по направлениям:
I. Диагностическое:
Проведено логопедическое обследование детей с речевой патологией в начале года с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, заполнены речевые карты, индивидуальные маршруты.
Составлены индивидуальные планы коррекционно – развивающей работы по результатам логопедического заключения.
Составлена циклограмма логопедических занятий и согласована с администрацией детского сада.
Проведено логопедическое обследование детей в конце года с целью выявления динамики в коррекционно – образовательном процессе (отражение его результатов отмечалось в речевых картах, при необходимости корректировались планы индивидуальной работы с детьми).
II. Коррекционно – развивающее:
По результатам логопедического обследования в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей, проводились с детьми индивидуальные и подгрупповые занятия:
а) по формированию правильного звукопроизношения;
б) по формированию фонематических процессов;
в) по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи;
г) по формированию навыка звукового анализа и синтеза.
Все логопедические занятия строились в соответствии с планом, конспектами занятий. Важное место в работе с детьми отводилось формированию потребности в речевом общении, развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию всех психических процессов.
Индивидуальные занятия проводились 1-2 раза в неделю с каждым ребенком. подгрупповые занятия 1 раз в неделю.
Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2018-2019 учебный год и осуществлялась с использованием адаптированной программы.
Итоговая диагностика в конце учебного года с целью контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей старшей группы:
согласно исследованиям фонетико-фонематическая сторона речи -100%.
Словарный запас-100%.
Грамматический строй речи -100%.
Связная речь - 75%.
Понимание речи-100%.
Итоговая диагностика в конце учебного года с целью контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила следующие результаты в развитии речи детей средней группы:
Согласно исследованиям фонетико-фонематическая сторона речи в средней группе - 49,6.
Словарный запас в начале года-59,8%.
Грамматический строй речи -54,8%.
Связная речь – 16,8%.
Понимание речи-41,5%.
С детьми групп комбинированной направленности продолжится работа по улучшению речи в новом учебном году с учётом диагностических данных.
III. Консультативное направление:
1. Работа с педагогами.
Осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами МБ ДОУ):
- ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей группы;
- информация о задачах обучения;
- совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов МБДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению;
- подбор музыкального репертуара и речевого материала в соответствии с речевыми возможностями детей.
Консультативная деятельность была направлена на решение поставленной цели коррекционной работы.
В соответствии с годовым планом работы детского сада проводилась:
Консультация «Применение современных образовательных технологий в логопедической работе».
Так же в течение учебного года:
- Распространялись знания среди педагогов (воспитатели, педагог - психолог) по логопедическим проблемам детей и коррекционной работе, направленной на устранение речевого недоразвития.
- Велась тетрадь взаимодействия между учителем - логопедом и воспитателями для коррекции речи детей.
- Посещались групповые занятия и праздники с детьми.
- Посещались педсоветы в МБ ДОУ.
- Предоставлялись отчеты о результатах обследования устной речи детей и о результатах коррекционной работы, проводимой в течение учебного года.
- Оказывалась помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи;
Велась подготовка к смотру-конкурсу «Организация развивающей речевой среды в группах»
2. Работа с родителями и другими представителями детей:
На каждый запрос родителей (состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т.д.) даны рекомендации и советы, предлагалась помощь родителям в подборе речевого и наглядного материала. Предоставлялись задания по развитию лексико-грамматических категорий, мелкой и артикуляционной моторики для занятий с детьми в домашних условиях .
IV. Методическая работа:
1. Участие в районном МО учителей –логопедов.
2.- Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»( апрель).
- Открытое подгрупповое занятие по развитию связной речи для детей средней группы по теме: «Рассказывание сказки «Репка».
-Открытое фронтальное интегрированное занятие для детей старшей группы по составлению описательного рассказа и заучиванию стихотворения по схемам «День рождения у лисы».
- Открытое индивидуальное занятие с использованием элементов песочной терапии «Путешествие в сказочную страну Гномом. Автоматизация звука С в слогах и словах».
3. Участие в конкурсах и олимпиадах:
-победитель всероссийской профессиональной олимпиады руководителей и педагогов ДОО «Особенности организации воспитательного процесса в ДОУ вм условиях реализации ФГОС»
- Участник Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогических работников им. А.С.Макаренко
4. Проведение работы по повышению квалификации:
- изучение новинок методической литературы,
- ознакомление с инновационными ИКТ технологиями,
5. Подбор методической и коррекционной литературы и пособий в помощь воспитателям, родителям и детям.
V. Документация:
В интересах организации планомерной и целенаправленной логопедической деятельности была оформлена следующая документация:
- Рабочая программа;
- График работы и циклограмма рабочей недели;
- Список детей групп комбинированной направленности .
- Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми;
- Речевые карты, индивидуальные образовательные маршруты и индивидуальные планы коррекции нарушений звукопроизношения на каждого ребёнка,
- Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы на 2018-2019 уч.год;
- Календарно-тематическое планирование коррекционной работы;
- Журнал посещаемости детей;
Задачи на 2019-2020 учебный год:
Продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с родителями, повышающих мотивацию в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений.
Повышение своего профессионального уровня.
Пополнение кабинета играми и пособиями.
Вывод:
Коррекционную работу в группах комбинированной направленности за прошедший учебный год можно признать результативной и удовлетворительной. По всем направлениям велась планомерная работа по оказанию помощи детям с речевыми нарушениями. Поставленные задачи в начале учебного года решены, намеченные цели достигнуты.
Учитель- логопед: Чернецкая Е.Ю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.