Отчет о реализации Концепции преподавания предметной области Технология
Оценка 4.7

Отчет о реализации Концепции преподавания предметной области Технология

Оценка 4.7
doc
15.12.2023
Отчет о реализации Концепции преподавания предметной области Технология
Отчет о реализации Концепции преподавания предметной области Технология.doc

ОТЧЁТ

о реализации Концепции преподавания предметной области «Технология»

 

Все изменения, которые связаны с содержанием и моделью реализации технологической подготовки школьников связаны с тем, что в декабре 2018 года  была утверждена Концепция  преподавания предметной области «Технология», которая определила дорожную карту  технологической подготовки школьников до 2024 года.  

Концепция разработана на основании поручения Президента Российской Федерации, Национальной технологической инициативы, Программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Какие же основные нормативные документы определяют реализацию данной концепции на сегодняшний день? Их три. Это обновленная примерная основная образовательная программа, Приказ Министерства просвещения об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции и методические рекомендации для руководителей  и педагогических работников. Все три документа были приняты в феврале 2020 года.

На основании этих документов учителя разрабатывают рабочую программу.

Какие же изменения произошли при утверждении Концепции? Во первых,  это, конечно же, цель и задачи концепции.

Целью Концепции провозглашается создание условий для формирования технологической грамотности, критического и креативного мышления, глобальных компетенций,  необходимых для перехода к новым  приоритетам научно-технологического развития.  

Для достижения этой цели  Концепция ставить семь  задач. Особое внимание нужно обратить на следующие моменты:

·              изменение статуса предметной области «Технология»

·              модернизация содержания, методик и технологий преподавания

·              изучение перспективных технологических направлений, соответствующих стандартам Ворлдскилс

·              формирование культуры проектной и исследовательской деятельности,

·              усиление роли  ИКТ в предмете технология

·              выявление высокомотивированных детей и стимулирование их  для участия в олимпиадах НТИ, в чемпионатах юниоров и демонстрационных экзаменах по стандартам Ворлдскилс

·              поддержка лидеров технологического образования 

Следующее отличие Концепции, заключаются в том, что задачи раньше решались в рамках одного предмета. Сегодня же содержание предметной области «Технология» осваивается через учебные предметы «Технология» и «Информатика и ИКТ», другие учебные предметы, а также через общественно полезный труд и творческую деятельность в пространстве образовательной организации и вне её, внеурочную и внешкольную деятельность, дополнительное образование. Ярким примером этого могут служить  проект «Урок «Технологии» на базе высокотехнологичных  организаций, в том числе на базе  мобильных детских технопарков «Кванториум», проект ранней профессиональной  ориентации обучающихся «Билет в  будущее», система открытых онлайн уроков «ПроеКТОриЯ», сетевого взаимодействия с организациями-партнерами.

Учителя технологии всегда широко применяли  проектную  деятельность. Однако, Концепция меняет подход к разработке и реализации проекта в предметной области «Технология». Если раньше проекты носили творческий характер, то в Концепции он связан с исследовательской деятельностью в полном цикле: «от выделения проблемы до внедрения результата».

Отличительная особенность Концепции это стирание разницы задач технологического образования по гендернему признаку. Обучение мальчиков и девочек технологии на уровне основного общего образования осуществляется по единой программе. За каждый учебный год дети должны познакомиться с 3-4 направлениями деятельности. С учетом  требований СанПиН сохраняется деление класса на 2 подгруппы при изучении технологии.

Сменилось и название учебного предмета. Если раньше наш предмет назывался «Технология. Обслуживающий труд», то сегодня «Технология», которая включает принципиально новые модули, такие как: «Компьютерная графика, черчение», «3Д-моделирование, прототипирование, маркетирование, «Автоматизированные системы» и т.п.

Как я уже говорила, Концепция была принята в 2018 году, т.е. реализуется на практике 3 год. Изменения коснулись и работы наших школ и учителей.

Начиная со школьного этапа ВОШ, все дети выполняют не только теоретические и практические задания, но представляют проекты. Это могут быть швейные или декоративно-прикладные изделия. В ходе выполнения проекта дети знакомятся с историей, традициями, современными направлениями и тенденциями моды. При изготовлении изделия применяется как ручной труд, так и современное оборудование, которое имеется в  школах. При выполнении чертежей все чаще используются компьютерные программы. На слайде представлены проекты победителя и призёра регионального этапа ВОШ -  ученицы школы № 10

Ученики школы № 35 стали лауреатами второй степени Областного фестиваля детских театров моды «Жар − птица». Участники фестиваля прошли творческие испытания по системе Ворлдскиллс. Юные дизайнеры одежды выполнили практические задания по компетенции «Технологии моды». Задания состояли из трёх модулей: эскизирование, макетирование, моделирование, изготовление авторской коллекции брошей.

Любимое занятие детей – это  технологии приготовления пищи и знакомство с жизненным циклом продуктов. Поэтому они с удовольствием принимают участие в муниципальном конкурсе «Праздник вкуса». В ходе конкурса дети знакомятся с народными традициями, современными технологиями обработки пищевых продуктов, принимают участие в мастер-классах.

Еще одно популярное направление Профориентация. Второй год успешно реализуется проект «Билет в будущее». В рамках профориентации организована совместная работа с социальными партнерами: Златоустовский педагогический колледж, Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова, Златоустовский техникум технологии и экономики, предприятия города АиР, часовой завод и т.д.

В каждой школе есть курс внеурочной деятельности, связанный с предметной областью Технология. Дети с удовольствием выпиливают, вытачивают, вышивают, вяжут, шьют, занимаются декоративно-прикладным творчеством. Все зависит от возможности образовательного учреждения.

На первый взгляд все вышеперечисленные мероприятия традиционные, но сегодня меняется их задачи и содержание в соответствии с реализацией Концепции преподавания предметной области Технология.

В заключение выступления хотелось бы обозначить задачи, стоящие перед образовательными организациями в рамках реализации Концепции. Новые задачи требуют новых профессиональных компетенции учителей, которые могут быть получены как на курсах переподготовки, так и при обмене опытом работы  на заседаниях ГМО.  Особое внимание надо обратить на учебно-материальную базу. Если мы вновь вернемся к перечню модулей, включенных в Концепцию, особенно таких как «3-D моделирование, прототипирование и макетирование», «Робототехника», «Автоматизированные системы», то становятся понятно, что большая часть содержания предметной области будет изучаться только в ознакомительном теоретическом аспекте, без практической направленности.

Таким образом, успех в реализации Концепции может быть обеспечен, с одной стороны, использованием богатого опыта, накопленного в условиях работы над ФГОС, а с другой стороны, совершенствованием учебно-материальной базы,  модернизацией содержания образования данного предмета и, конечно, повышением профессиональной подготовки учителей. Спасибо за внимание!


ОТЧЁТ о реализации Концепции преподавания предметной области «Технология»

ОТЧЁТ о реализации Концепции преподавания предметной области «Технология»

НТИ, в чемпионатах юниоров и демонстрационных экзаменах по стандартам

НТИ, в чемпионатах юниоров и демонстрационных экзаменах по стандартам

Начиная со школьного этапа ВОШ, все дети выполняют не только теоретические и практические задания, но представляют проекты

Начиная со школьного этапа ВОШ, все дети выполняют не только теоретические и практические задания, но представляют проекты

В заключение выступления хотелось бы обозначить задачи, стоящие перед образовательными организациями в рамках реализации

В заключение выступления хотелось бы обозначить задачи, стоящие перед образовательными организациями в рамках реализации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2023