Конспект урока на тему:«Формирование территории России»/
Оценка 4.8

Конспект урока на тему:«Формирование территории России»/

Оценка 4.8
doc
04.11.2023
Конспект урока на тему:«Формирование территории  России»/
Технологическая карта к уроку Формирование территории России.doc

Технологическая карта урока № 4 по географии 9 класс

Учитель Суслова С.Н.                                                                                                                                                                                 Дата ____/____/________

УМК: География: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М.Домогацких, Н.И. Алексеевский – М.: ООО «Русское слово» -2017

Тема урока/Тип урока

«Формирование территории  России»/Урок освоение новых знаний и видов деятельности

Цель урока

Сформировать представление о формировании территории России на разных временных этапах.

Задачи урока

(планируемые

 результаты)

1.Образовательные: -оценить изменения территории России, используя общегеографические показатели; - продолжить работать с различными источниками информации на уроках географии

2. Развивающие:  развивать интерес к предмету, используя различные формы и методы работы на уроке; развивать умение работать с картой; развивать навыки использования интерактивных средств обучения;

3. Воспитательные:  повысить уровень информационной культуры;  расширить кругозор обучающихся;  формировать гражданскую позицию обучающихся; воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.

Методы обучения

Поисковый (эвристический), проблемный (выбор из поставленных задач самостоятельно).

Формы организации ПДО

Коллективная, индивидуальная

Средства обучения

Учебник, атлас, мел, презентация, тетради, план - конспект

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

 учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Цель этапа: психологический настрой учащихся к уроку.

Приветствует,  отмечает присутствующих, организует внимание, настраивает учащихся на работу, желает успеха

 

Приветствуют учителя; контролируют готовность к уроку; настраиваются на работу; слушают учителя

ЛУУД: мобилизация внимания, уважение к окружающим. ПУУД: выделение существенной информации из слов учителя. КУУД: слушание учителя. РУУД: управление поведением и деятельностью.

 2. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала.

Активизирует знания учащихся.

1. Фронтальный  опрос по вопросам на с.10, 16.

2. Выборочная проверка рабочих тетрадей и к/карт

Слушают учителя и отвечают на вопросы.

ЛУУД: осознание своих возможностей. КУУД: слушание, развитие монологической речи. РУУД: осознание   усвоенного.

3. Целеполагание

Цель этапа: включение учащихся в деятельность, осмысление новой темы, раскрытие понятий.

Мы уже говорили с вами, что государственная граница России на протяжении многих веков менялась, а вместе с ней менялась и территория России.

Сообщает тему урока.  Подводит учащихся к осознанию целей и задач – рубрика «Вы узнаете». Ставит проблемный вопрос со с.17

Задачи  урока: -Узнать, центр зарождения нашей страны.- Выяснить, как расширялась территория страны. -Рассмотреть какие проблемы русского населения возникли в результате распада СССР в конце  века. (слайд1)

Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Записывают тему урока. Слушают проблемный вопрос.

ЛУУД: самоопределение.

ПУУД: выделение существенной информации, формулирование умозаключения. КУУД: сотрудничество в поиске и выборе информации.

4. Изучение нового материала

Цель этапа: восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний

Предлагает в тетради расчертить хронологическую таблицу и заполнять ее по ходу урока, пользуясь рис.4 на с.18 (слайд2)

Период

Направление роста территории Российского государства

Возникшие города

VIII-IX в.

Заселение междуречье Волги и Оки

 

- Когда нача­лось заселение славянами Киевской Руси современной Центр. России (междуречье Волги и Оки), в VIII-IX веках  (Слайд 3)

- В каком веке - формируется центр русских земель с главным городом - Москвой. XIII в.  Русские заселяют сев. и  С-В территории европейской части: бас­сейны рек С.Двины, Печоры, Камы и выходят к Белому морю. (Слайд 3)

- Кто является основателем города Москва и в каком году произошло ее основание? (Юрий Долгорукий, 1147 год.)

 В  XIV-XVI расширение территории   на С и С-В (Слайд 4.) В XVI в. – присоединение Казанского и Астраханского ханств, территории бассейн Волги, Урал (Слайд 5)В 1581 г. отряд  Ермака пересек «Камень» (Урал), и вышел к просторам Сибири. В 1639 г. русские вышли к берегам Охотского моря.   Сибирь (Шубур) была очень слабо заселена, но  массовое  заселение не происходило. Коренное население были охотники и платили дань пушниной. С/Х освоение Сибири началось в XVII в.

- С чем было связано массовое переселение крестьян на вос­ток? (Отмена крепостного права)

 В середине XVII в. – в состав страны вошли Украина, Белоруссия, Прибалтика (Слайд 7). В XVII - к России был присоединен Крым, было массовое заселение Но­вороссии. На Кавказе велась война с народами, которые не хотели присоединения к России. (Слайд 7). На западе расселение происходило медленнее и в меньших масштабах, т.к. эти территории  Прибалтики, с крупными порты - Рига, Таллин, Лиепае уже были заселены давно, с высокой плотность насе­ления. Исключение  г.С-Петербург, строительство которого привлек­ло сюда огромное количество русских. Он   200 л. был столицей России (Слайд 8).

- Какую роль играли крупнейшие приморские города этого региона для России? (Связь со странами З.Европы и Америки.)

Присоединение Ср.Азии (60-70 годы 19в.) (Слайд 8).В 1922 г. образование СССР.  Периферия России заселялась русскими рабочими в период «политики инду­стриализации национальных окраин» России. После распада СССР проводится политика «вытеснения» русских. Этих людей называют «вынужденными переселенцами». (Слайд 9).

- Кто из вас приехал в Россию из других республик? Каковы причины  пере­езда в Россию? А кто приехал с Севера? Почему?

- Какое важное событие связанное с изменением территории и состава РФ произошло? (возвращение Крыма) (Слайд 9).

 

Работа с учебником – поиск и запись информации в тетрадь. Анализ таблицы.

 

 

 

Отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применяют знания полученные на уроках истории.

 

Задают вопросы.

ПУУД: извлечение необходимой информации из текста, структурирование знаний,  анализ.  КУУД: умение приходить к общему мнению, учитывать мнение других РУУД: планирование своих действий, оценка объективных трудностей.

6. Первичное закрепление

Цель этапа: обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Организует опрос для закрепления изученного материала. (Слайд 10).

- Где был первый центр русского государства? (Киевская Русь.)

- В каком направлении происходило расселение славян в XIII-IX вв.? (С, С-В)

 - Кто в 1581 г. пересек Уральские горы? (Ермак.)

- К чему привела политика «индустриализации национальных окраин»? 

- Какое положительное значение может иметь приток русских из республик Ближнего Зарубежья? 

- В чем проблемы русских, проживающих в ближнем зарубежье?

Предлагает повторит главное на с.21

Задают вопросы, слушают ответы, исправляют ошибки.

.

ЛУУД: самоопределение.

ПУУД: построение речевых высказываний в устной форме.КУУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

РУУД: уточнение и дополнение высказываний обучающихся

7. Информация о Д/З, инструктаж по выполнению

Цель этапа: обеспечить понимание содержания и способов выполнения д/з.

Задает и комментирует дифференцированное задание

Ø  § 3 – пересказ

Ø    Подготовить ответы на вопросы на с. 21

Ø    В тетради выполнить задание «От теории к      практике» на с.22

 

Записывают домашнее задание. Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

ПУУД: выделение существенной информации.

КУУД: слушание учителя

РУУД: регуляция учебной деятельности - умение выбрать задание по силам.

 

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке

- Какова была ваша учебная задача?

-Чему вы научились на уроке?

 -Где можно применить полученные знания?

- Предлагает дать анализ своей деятельности на уроке

Я знаю, что  

Я могу

Я научился

- Выставляет оценки за работу на уроке

Анализируют свою деятельность на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

 

ЛУУД: самооценка, адекватное понимание причин успехе/неуспеха. ПУУД: рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности. КУУД: умение выражать свои мысли.

 РУУД: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

 


Технологическая карта урока № 4 по географии 9 класс

Технологическая карта урока № 4 по географии 9 класс

Мы уже говорили с вами, что государственная граница

Мы уже говорили с вами, что государственная граница

России. После распада СССР проводится политика «вытеснения» русских

России. После распада СССР проводится политика «вытеснения» русских
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2023