Технологическая карта урока № 4 по географии 9 класс
Учитель Суслова С.Н. Дата ____/____/________
УМК: География: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М.Домогацких, Н.И. Алексеевский – М.: ООО «Русское слово» -2017
Тема урока/Тип урока |
«Формирование территории России»/Урок освоение новых знаний и видов деятельности |
||||||||
Цель урока |
Сформировать представление о формировании территории России на разных временных этапах. |
||||||||
Задачи урока (планируемые результаты) |
1.Образовательные: -оценить изменения территории России, используя общегеографические показатели; - продолжить работать с различными источниками информации на уроках географии 2. Развивающие: развивать интерес к предмету, используя различные формы и методы работы на уроке; развивать умение работать с картой; развивать навыки использования интерактивных средств обучения; 3. Воспитательные: повысить уровень информационной культуры; расширить кругозор обучающихся; формировать гражданскую позицию обучающихся; воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны. |
||||||||
Методы обучения |
Поисковый (эвристический), проблемный (выбор из поставленных задач самостоятельно). |
||||||||
Формы организации ПДО |
Коллективная, индивидуальная |
||||||||
Средства обучения |
Учебник, атлас, мел, презентация, тетради, план - конспект |
||||||||
Ход урока |
|||||||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||
1. Организационный момент. Цель этапа: психологический настрой учащихся к уроку. |
Приветствует, отмечает присутствующих, организует внимание, настраивает учащихся на работу, желает успеха
|
Приветствуют учителя; контролируют готовность к уроку; настраиваются на работу; слушают учителя |
ЛУУД: мобилизация внимания, уважение к окружающим. ПУУД: выделение существенной информации из слов учителя. КУУД: слушание учителя. РУУД: управление поведением и деятельностью. |
||||||
2. Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала. |
Активизирует знания учащихся. 1. Фронтальный опрос по вопросам на с.10, 16. 2. Выборочная проверка рабочих тетрадей и к/карт |
Слушают учителя и отвечают на вопросы. |
ЛУУД: осознание своих возможностей. КУУД: слушание, развитие монологической речи. РУУД: осознание усвоенного. |
||||||
3. Целеполагание Цель этапа: включение учащихся в деятельность, осмысление новой темы, раскрытие понятий. |
Мы уже говорили с вами, что государственная граница России на протяжении многих веков менялась, а вместе с ней менялась и территория России. Сообщает тему урока. Подводит учащихся к осознанию целей и задач – рубрика «Вы узнаете». Ставит проблемный вопрос со с.17 Задачи урока: -Узнать, центр зарождения нашей страны.- Выяснить, как расширялась территория страны. -Рассмотреть какие проблемы русского населения возникли в результате распада СССР в конце века. (слайд1) |
Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Записывают тему урока. Слушают проблемный вопрос. |
ЛУУД: самоопределение. ПУУД: выделение существенной информации, формулирование умозаключения. КУУД: сотрудничество в поиске и выборе информации. |
||||||
4. Изучение нового материала Цель этапа: восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний |
Предлагает в тетради расчертить хронологическую таблицу и заполнять ее по ходу урока, пользуясь рис.4 на с.18 (слайд2)
- Когда началось заселение славянами Киевской Руси современной Центр. России (междуречье Волги и Оки), в VIII-IX веках (Слайд 3) - В каком веке - формируется центр русских земель с главным городом - Москвой. XIII в. Русские заселяют сев. и С-В территории европейской части: бассейны рек С.Двины, Печоры, Камы и выходят к Белому морю. (Слайд 3) - Кто является основателем города Москва и в каком году произошло ее основание? (Юрий Долгорукий, 1147 год.) В XIV-XVI расширение территории на С и С-В (Слайд 4.) В XVI в. – присоединение Казанского и Астраханского ханств, территории бассейн Волги, Урал (Слайд 5)В 1581 г. отряд Ермака пересек «Камень» (Урал), и вышел к просторам Сибири. В 1639 г. русские вышли к берегам Охотского моря. Сибирь (Шубур) была очень слабо заселена, но массовое заселение не происходило. Коренное население были охотники и платили дань пушниной. С/Х освоение Сибири началось в XVII в. - С чем было связано массовое переселение крестьян на восток? (Отмена крепостного права) В середине XVII в. – в состав страны вошли Украина, Белоруссия, Прибалтика (Слайд 7). В XVII - к России был присоединен Крым, было массовое заселение Новороссии. На Кавказе велась война с народами, которые не хотели присоединения к России. (Слайд 7). На западе расселение происходило медленнее и в меньших масштабах, т.к. эти территории Прибалтики, с крупными порты - Рига, Таллин, Лиепае уже были заселены давно, с высокой плотность населения. Исключение г.С-Петербург, строительство которого привлекло сюда огромное количество русских. Он 200 л. был столицей России (Слайд 8). - Какую роль играли крупнейшие приморские города этого региона для России? (Связь со странами З.Европы и Америки.) Присоединение Ср.Азии (60-70 годы 19в.) (Слайд 8).В 1922 г. образование СССР. Периферия России заселялась русскими рабочими в период «политики индустриализации национальных окраин» России. После распада СССР проводится политика «вытеснения» русских. Этих людей называют «вынужденными переселенцами». (Слайд 9). - Кто из вас приехал в Россию из других республик? Каковы причины переезда в Россию? А кто приехал с Севера? Почему? - Какое важное событие связанное с изменением территории и состава РФ произошло? (возвращение Крыма) (Слайд 9). |
Работа с учебником – поиск и запись информации в тетрадь. Анализ таблицы.
Отвечают на вопрос учителя.
Применяют знания полученные на уроках истории.
Задают вопросы. |
ПУУД: извлечение необходимой информации из текста, структурирование знаний, анализ. КУУД: умение приходить к общему мнению, учитывать мнение других РУУД: планирование своих действий, оценка объективных трудностей. |
||||||
6. Первичное закрепление Цель этапа: обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания |
Организует опрос для закрепления изученного материала. (Слайд 10). - Где был первый центр русского государства? (Киевская Русь.) - В каком направлении происходило расселение славян в XIII-IX вв.? (С, С-В) - Кто в 1581 г. пересек Уральские горы? (Ермак.) - К чему привела политика «индустриализации национальных окраин»? - Какое положительное значение может иметь приток русских из республик Ближнего Зарубежья? - В чем проблемы русских, проживающих в ближнем зарубежье? Предлагает повторит главное на с.21 |
Задают вопросы, слушают ответы, исправляют ошибки. . |
ЛУУД: самоопределение. ПУУД: построение речевых высказываний в устной форме.КУУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью РУУД: уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
||||||
7. Информация о Д/З, инструктаж по выполнению Цель этапа: обеспечить понимание содержания и способов выполнения д/з. |
Задает и комментирует дифференцированное задание Ø § 3 – пересказ Ø Подготовить ответы на вопросы на с. 21 Ø В тетради выполнить задание «От теории к практике» на с.22
|
Записывают домашнее задание. Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. |
ПУУД: выделение существенной информации. КУУД: слушание учителя РУУД: регуляция учебной деятельности - умение выбрать задание по силам.
|
||||||
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
Организует рефлексию учебной деятельности на уроке - Какова была ваша учебная задача? -Чему вы научились на уроке? -Где можно применить полученные знания? - Предлагает дать анализ своей деятельности на уроке Я знаю, что Я могу Я научился - Выставляет оценки за работу на уроке |
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
|
ЛУУД: самооценка, адекватное понимание причин успехе/неуспеха. ПУУД: рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности. КУУД: умение выражать свои мысли. РУУД: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.