Тема самообразования: «Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе».
Цель: научить детей самостоятельно добывать знания в процессе творческого поиска с любым источником информации; высказывать и проверять предположения, догадки.
Задачи:
Предполагаемый результат:
· разработка рабочих программ по предметам
· формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
· повышение качества преподаваемых предметов;
· участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и городского сообществ учителей начальных классов;
· умение оказать практическую помощь коллегам.
Мой педагогический стаж 33 года. По итогам предыдущей аттестации имею категорию специалист и звание старший учитель. Все эти годы я работаю в школе учителем начальных классов. Я всегда испытывала потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в учебе.
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель на уроках – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Поэтому, использую различные типы уроков. Это - уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, занятия- конференции, диспуты, игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Так же регулярно использую на своих уроках развивающее обучение. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное мышление. Даю шанс самым неуверенным учащимся. Стараюсь совершенствовать методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.
В своей деятельности создаю проблемные, поисковые и исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Считаю, что учение должно быть увлекательным, а не мучительным. Для эффективности урока использую разные формы обучения: фронтальную, индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, использую разные виды контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки, провожу деловые игры, применяю проектную методику. В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (использование познавательной литературы, энциклопедий, выступление с сообщениями по изучаемой теме). У них развиваются такие качества как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам.
С 2015 года работаю по программе «Школа России». Учебно – методический комплект позволяет на практике реализовать межпредметные связи, в соответствии личностно- ориентированным, деятельностно - ориентированным и культурно –ориентированными принципами, сформулированными в образовательной программе «Школа России».
В настоящее время внедряю в свои уроки технологию критического мышления через чтение и письмо, которая предполагает следующие подходы к содержанию образования и процесса обучения: обучение ведётся, прежде всего, обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Общеучебные умения, формируемые в технологии:
- умение работать в группе,
- умение графически оформить текстовый материал,
- умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию по степени
новизны и значимости.
Технология критического мышления позволяет мне использовать различные типы уроков:
- урок- работа с информационным текстом,
- урок- работа с текстом,
- урок - взаимообучение,
- урок- дискуссия,
- урок- игра.
Провожу нетрадиционные уроки (урок-игра, урок – путешествие) и интегрированные уроки (литература – музыка, литература – история, уроки словесности). Все уроки ориентированы на дифференциальный и индивидуальный подход в обучении детей и способствуют организации диалога живой и свободной взаимосвязи между учителем и обучающимися, создают каждому ученику возможность выражения своего «я».
В будущем планирую, такие формы реализации, как: урок-семинар, урок – поиск, урок-экскурсия и т.п., где в основе лежит учебная игра.
На мой взгляд, игра должна обеспечить более высокую, по сравнению с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность.
На своих уроках стараюсь создать атмосферу доброжелательности, чтобы дети чувствовали себя комфортно и активно включались в работу.
Качество и успешность моего труда определяется имеющимися в школе условиями.
Использую на уроках раздаточный материал, тесты, срезовые работы, провожу работу по выявлению индивидуальных особенностей детей. Эта работа помогает мне осуществлять дифференцированный подход при выполнении самостоятельных работ, развивать творческие способности каждого ребенка. Использую на уроках групповую, парную и индивидуальную работу.
Занимаясь самообразованием, принимаю активное участие в работе МО, перенимаю опыт у своих коллег по работе.
При организации учебно-воспитательного процесса распределение деятельности между учениками и мною идет по типу сотрудничества.
Профессионализм, выдержка, уважение к личности каждого ребенка способствуют успешной педагогической деятельности, помогают создать хороший контакт и дружеские, уважительные отношения между учителем и учениками.
В дальнейшем буду продолжать работу над поиском необычных форм проведения урока, которые бы увлекли ребят, побудили их к самообразованию; создать на уроке такую ситуацию, при которой каждому ученику захотелось бы высказать свою точку зрения.
Изучая современные технологии, пришла к выводу, что имеющиеся возможности и небольшой опыт педагогической деятельности позволяют мне реализовать технологию личностно-ориентированного подхода к обучению в условиях классно- урочной системы.
Используя разнообразные методы обучения, формирую у обучающихся умения и навыки мыслительной деятельности (осмысливание информации, выделение главного, сопоставление фактов, умение анализа и синтеза, поиск и т. д.).
Создавая на уроке проблемную ситуацию, организую обучающихся на поиск её решения.
Думаю, что хороший учитель не станет излагать новый материал, пока не убедится в полном понимании и усвоении всеми учащимися только что пройденного. Для школьника проверка его знаний и умений является нередко источником глубоких переживаний – он ощущает удовлетворение своей работой, испытывает гордость, получив высокую оценку, или, наоборот, теряет веру в свои силы, а иногда интерес к учению.
Изучаю многочисленные методические материалы, размещенные на сайтах, общаюсь с коллегами на форумах и по электронной почте.
Делюсь опытом своей профессиональной деятельности на заседаниях школьных методических объединениях «Сохранение и укрепление здоровья младших школьников в условиях реализации ГОС».
Участвую в вебинарах
Название образовательной платформы |
Кол – во |
ИД «Просвещение» |
14 |
«Академия Просвещение» |
1 |
ИГ «Просвещение - СОЮЗ» |
10 |
Издательство «ЭКЗАМЕН» |
3 |
«ЯКласс» |
9 |
В июне 2020 года. создала свой персональный учительский сайт на платформе «Знанио». На сайте разместила 25 материалов, из них 19 разработок уроков и 6 материала в помощь учителю.
Опубликовала в этом году:
разработки уроков «Г.Остер «Вредные советы», «Изменение глаголов по временам», тест по произведению Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой», «Паспорт проекта по технологии «Океанариум», «Проверка языковых знаний по теме «Глагол» на образовательном портале «Знанио». Награждена Сертификатом за создание личного педагогического блога.
Награждена свидетельствами о подготовке победителей к олимпиадам по русскому языку, математике, окружающему миру; благодарственными письмами от сайтов: infourok.ru, «Знанио»
На протяжении года мои дети показали такие результаты:
Мониторинг качества знаний учащихся за 2021 – 2022 уч. г.
Математика
Русский язык
Чтение
Мониторинг чтения во 3 классе
На динамику развития личности учащихся, формирование творческих дарований и их физических способностей в течение года оказывало влияние многих факторов:
1. К сожалению очно-заочная и дистанционная форма обучения дала свои негативные результаты. Класс полностью встречался всего несколько недель в году.
2. На протяжении учебного годя я стараясь создать условия для появления личностных качеств каждого ученика, я стала активно использовать проектную деятельность, сочетающую в себе несколько разновидностей работы:
работа в парах и в группе (опираясь на взаимные симпатии детей)
индивидуальная работа
работа с педагогом
самостоятельная работа
3. В классе много мальчиков (15 из 26), и к подготовке любого мероприятия (особенно в начале учебного года) я подходила с тревогой и предлагала ребятам самим подумать и предложить себя или своего одноклассника на ту или иную роль.
В классе регулярно проводились беседы по правилам поведения в различных жизненных ситуациях, например: «Твои действия при пожаре», «Как избежать отравления», «Как уберечься от болезней» и др.
Сентябрь – ноябрь. Учащиеся выполняли проект ко Дню города «Мой любимый город», викторина «Загадки природы», тест «Казак Луганский», фотоотчет «Осенний вернисаж».
Были проведены классные часы: «Что такое дружба», викторина по ПДД «Улица полна неожиданностей». Участие в акции «Мойдодыр».
Декабрь. Участие в выставках: проект по технологии «Карнавальный костюм своими руками», акция «Новогоднее чудо», «Чудо-карнавал», новогодних игрушек (поделки своими руками), социальные практики на Инфоуроке.
Январь. Выставка рисунков «Зимушка – зима в гости к нам пришла»., классный час 80-летию образования Молодой гвардии.
Февраль. Классный час ко дню освобождения Свердловска.
Март. Городской конкурс «Зеленая планета глазами детей»
Апрель. Акция «Читаем Чуковского»
Май. Участие в акции «Окно Победы». Выставка проекта «Здоровым – быть здорово».
Мои ученики являются активными участниками международной олимпиады «Инфоурок» для школьников 1-11 классов сайта infourok.ru по математике, русскому языку, окружающему миру (осенний сезон – 27 уч-ся, зимний сезон – 27 уч-ся, весенний сезон – 25 учащихся), в марафоне финансовой грамотности (4 человека), дистанционном конкурсе «Стоп коронавирус» (3 уч-ся). За это их наградили похвальными грамотами, сертификатами, дипломами.
ИТОГИ ОСЕННЕЙ ОЛИМПИАДЫ ИНФОУРОК 2020
МАТЕМАТИКА
Класс |
Учитель |
Всего участников |
Диплом 1 степени |
Диплом 2 степени |
Диплом 3 степени |
Сертификат |
3 – Б |
Бутягина Л. Н. |
26 |
10 |
1 |
3 |
12 |
РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс |
Учитель |
Всего участников |
Диплом 1 степени |
Диплом 2 степени |
Диплом 3 степени |
Сертификат |
3 – Б |
Бутягина Л. Н. |
26 |
8 |
1 |
9 |
8 |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Класс |
Учитель |
Всего участников |
Диплом 1 степени |
Диплом 2 степени |
Диплом 3 степени |
Сертификат |
3 – Б |
Бутягина Л. Н. |
25 |
2 |
2 |
3 |
18 |
ИТОГИ ЗИМНЕЙ ОЛИМПИАДЫ ИНФОУРОК 2021
МАТЕМАТИКА
Класс |
Учитель |
Всего участников |
Диплом 1 степени |
Диплом 2 степени |
Диплом 3 степени |
Сертификат |
3 – Б |
Бутягина Л.Н. |
24 |
8 |
1 |
6 |
9 |
РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс |
Учитель |
Всего участников |
Диплом 1 степени |
Диплом 2 степени |
Диплом 3 степени |
Сертификат |
3 – Б |
Бутягина Л.Н. |
21 |
2 |
1 |
8 |
10 |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Класс |
Учитель |
Всего участников |
Диплом 1 степени |
Диплом 2 степени |
Диплом 3 степени |
Сертификат |
3 – Б |
Бутягина Л.Н. |
20 |
7 |
2 |
5 |
6 |
ИТОГИ ВЕСЕННЕЙ ОЛИМПИАДЫ ИНФОУРОК 2021
МАТЕМАТИКА
Класс |
Учитель |
Всего участников |
Диплом 1 степени |
Диплом 2 степени |
Диплом 3 степени |
Сертификат |
3 – Б |
Бутягина Л.Н. |
24 |
7 |
- |
9 |
8 |
РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс |
Учитель |
Всего участников |
Диплом 1 степени |
Диплом 2 степени |
Диплом 3 степени |
Сертификат |
3– Б |
Бутягина Л.Н. |
24 |
12 |
2 |
5 |
5 |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Класс |
Учитель |
Всего участников |
Диплом 1 степени |
Диплом 2 степени |
Диплом 3 степени |
Сертификат |
3 – Б |
Бутягина Л.Н. |
23 |
3 |
2 |
- |
18 |
Заниматься развитием школьников просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умное руководство со стороны взрослых
Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы.
Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную
картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать,
классифицировать. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся,
комментируются и намечаются пути коррекции и устранения ошибок. Данная система
работы позволяет мне корректировать учебный процесс и определить, удаётся ли
решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы.
Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную
картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать,
классифицировать. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся,
комментируются и намечаются пути коррекции и устранения ошибок. Данная система
работы позволяет мне корректировать учебный процесс и определить, удаётся ли
решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы.
Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную
картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать,
классифицировать. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся,
комментируются и намечаются пути коррекции и устранения ошибок. Данная система
работы позволяет мне корректировать учебный процесс и определить, удаётся ли
решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы.
Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную
картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать,
классифицировать. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся,
комментируются и намечаются пути коррекции и устранения ошибок. Данная система
работы позволяет мне корректировать учебный процесс и определить, удаётся ли
решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы.
Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную
картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать,
классифицировать. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся,
комментируются и намечаются пути коррекции и устранения ошибок. Данная система
работы позволяет мне корректировать учебный процесс и определить, удаётся ли
решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы.
Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную
картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать,
классифицировать. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся,
комментируются и намечаются пути коррекции и устранения ошибок. Данная система
работы позволяет мне корректировать учебный процесс и определить, удаётся ли
решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы.
Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную
картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать,
классифицировать. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся,
комментируются и намечаются пути коррекции и устранения ошибок. Данная система
работы позволяет мне корректировать учебный процесс и определить, удаётся ли
решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы.
Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную
картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать,
классифицировать. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся,
комментируются и намечаются пути коррекции и устранения ошибок. Данная система
работы позволяет мне корректировать учебный процесс и определить, удаётся ли
решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
Анализ работы курса «Игра. Досуговое общение»
за 2021 – 2022 учебный год.
Курс «Игра. Досуговое общение» входит во внеурочную деятельность по социальному направлению. Работа с детьми проводится согласно составленной программе второй год.
Внеурочная деятельность, направленная на формирование универсальных учебных действий обеспечивает достижение результатов первого уровня. Приобретение школьниками знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности, о способах действий
В 2021 – 2022 учебном году внеурочную деятельность посещали ученик 3-х классов: А – 13, Б – 15 уч-ся, В – 16 учащихся, Г – 12 детей.
Из-за распространения новой вирусной инфекции Covid-19, проведения спецоперации, внеурочная деятельность в этом учебном году проводилась с детьми в дистанционном формате. Детям было предложено выполнить проекты на темы: «Создание настольной игры», «Создаем кукольный театр». Учащиеся занимались поиском и обработкой информации. Изучали предложенную литературу. Каждую неделю и по мере необходимости я проводила индивидуальную консультацию по телефону или в социальных сетях для родителей и учеников по данным проектам.
Оказывала практическую помощь учащимся (при необходимости). Прослушивала выбранный материал.
Тема проекта: «Создание настольной игры»
Цель проекта:
Создать настольную игру своими руками
Задачи проекта:
1. Прочитать книгу А.М. Волкова «Волшебник изумрудного города»
2. Составить вопросы по произведению и варианты ответов.
3. Придумать название игры, ее назначение и условия использования.
4. Составить правила игры.
5. Изготовить эскиз игрового поля.
6. Изготовить кубик и фишки для игры.
Оформить обложку настольной игры.
В работе над проектом учащиеся научатся: фантазировать, изобретать, изготавливать макеты и фигурки для нашей игры. А главное преимущество игр сделанных своими руками – это общение с одноклассниками, другими ребятами школы и взрослыми.
Практическая направленность проекта – использование игр на переменах..
Тема проекта: «Создаем кукольный театр»
Цель проекта:
Создать кукольный театр своими руками
Задачи проекта:
1. Узнать об истории театра кукол.
2. Выяснить, какие бывают виды кукол.
3. Продумать сценарий кукольного представления.
4. Сделать импровизированный кукольный домик – сцену с занавесом для представления.
5. Изготовить кукол согласно перечню персонажей спектакля, используя самые простые материалы и технологии.
6. Показать театральную постановку.
В работе над проектом учащиеся научились: фантазировать, изобретать, изготавливать макеты и фигурки для нашего спектакля. А главное преимущество игр сделанных своими руками – это общение с одноклассниками, другими ребятами школы и взрослыми.
Анализ работы курса «Умники и Умницы»
за 2021 – 2022 учебный год.
Курс «Умники и Умницы» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Работа с детьми проводится согласно составленной программе первый год. Программа ориентирована на формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению.
В 2021 – 2022 учебном году внеурочную деятельность посещали 16 ученик 2-Б класса.
Из-за распространения новой вирусной инфекции Covid-19, проведения спецоперации, внеурочная деятельность в этом учебном году проводилась с детьми в дистанционном формате. Детям было предложено выполнить проекты на темы: «В мире памяти», «Решение нестандартных задач. Учащиеся занимались поиском и обработкой информации. Изучали предложенную литературу. Каждую неделю и по мере необходимости я проводила индивидуальную консультацию по телефону или в социальных сетях для родителей и учеников по данным проектам.
Оказывала практическую помощь учащимся (при необходимости). Прослушивала выбранный материал.
Дети школьного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. А математика, в свою очередь, является мощным фактором интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в школьном возрасте зависит успешность обучения математике.
«В мире памяти»
Цель проекта: развивать память, логическое мышление, интуицию; выявить и апробировать в образовательном процессе условия, обеспечивающие развитие памяти младших школьников.
В результате ученики из бумаги выполнили сборник заданий для тренировки памяти.
«Решение настандартных задач»
Цель проекта: выявить и апробировать в образовательном процессе условия, обеспечивающие развитие умения решать нестандартные задачи..
Дети проявили творчество, индивидуальный подход, оригинальность. Была организована выставка работ (планшет) учащихся.
В качестве вывода следует отметить, что работа над проектом способствовала развитию творческих способностей, воображению, а также формированию инициативности и организаторских способностей учащихся. Она расширила их кругозор, углубила знания. Ребята учились работать с различными источниками информации. В целом проект принес эмоциональное удовлетворение и пробудил интерес детей к нестандартным задачам.
Все дети активно принимали участие в проектах, наблюдалось тесное сотрудничество с родителями, педагогом и учащимися.
На смену одним трудностям придут другие, жизнь продолжается. Мне близки слова Сократа «Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних».
Киноуроки в школах России
Знанио
Благодарности от сайта Инфоурок за проведение Олимпиад
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.