Отчет по теме самообразования «Изучение математики в контексте формирования УУД с учетом требований ФГОС»
В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность педагогического состава школы, т. к. новый стандарт предъявляет новые требования к результатам обучения. С этой целью мною была выбрана тема по самообразованию «Изучение математики в контексте формирования УУД с учетом требований ФГОС».
Цель: знакомство с универсальными учебными действиями (УУД), изучение особенностей формирования универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе.
Повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах организации образовательного процесса на основе использования системы заданий, формирующих универсальные учебные действия.
Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития обучающегося, который понимает и знает, как не только дать готовые знания обучающимся, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных и личностный учебных действий. Учитель - главный помощник обучающегося в овладении компетенциями, он создает условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями.
Главная задача современного образования - создание таких условий обучения, при которых обучающиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире.
В ходе моей педагогической деятельности над темой по самообразованию «Изучение математики в контексте формирования УУД с учетом требований ФГОС» в период с 2017 по 2020 годы была проведена следующая работа:
1. В первый год работы над темой по самообразованию (с 2017 по 2018 гг.):
o был составлен план самообразования и профессионального роста, выбран алгоритм деятельности над изучением данной темы;
o изучила научную и методическую литературу по выбранной теме;
o изучила психолого-педагогические и теоретико-методологические основы формирования универсальных учебных действий (УУД);
o изучила возможности интернет – ресурсов по выбранной теме;
o изучила опыт коллег по данной теме;
o являюсь постоянный читателем рассылок образовательных сайтов и проектов, что позволяет быть в курсе современных тенденций развития образования в России и странах СНГ;
o приняла участие во всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Современный учитель 2018» от проекта «Инфоурок»;
o обмениваюсь педагогическим опытом в сети internet;
o систематически принимала участие дистанционных вебинарах, например:
- 27.04.2018 г. «Формирование Универсальных учебных действий» (официальный сайт Корпорации «Российский учебник», сертификат в объеме 1 ак. ч.);
- 27.09.2018 г. «Коммуникативная компетенция и управление собой на уроках и во внеурочной деятельности» (официальный сайт Корпорации «Российский учебник», сертификат в объеме 1 ак. ч.) и т. д.
o были изучены и определены характеристики личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;
o выявлены особенности формирования УУД средствами урока математики;
o изученные УУД применялись на уроках математики с целью повышения учебной мотивации учащихся;
o разработан пакет материалов для развития познавательной деятельности обучающихся на уроках математики;
o выбраны наиболее продуктивные приемы обучения на уроках математики;
o 22.03.2018 г. выступила с отчетом по теме самообразования на ЕМД «Метапредметность как условие формирования УУД», в УКП при ФКУ ИК-2, с. Возжаевка.
2. На втором году работы над темой по самообразованию (с 2018 по 2019 гг.):
o 22.10.2018 г. приняла участие во II Всероссийской олимпиаде для учителей 2018 - 2019 учебного года, проводимой «ФГОС Портал», по теме «ФГОС основного общего образования» и получила Диплом II степени;
o практически применяла изученный материал по теме самообразования на уроках математики и во внеурочной деятельности;
o посещала открытые уроки коллег;
o 22.11.2018 г. провела открытый урок математики (геометрии) в 11 классе по теме «Призма»;
o разрабатывала и публиковала материалы уроков и внеклассных мероприятий, обменивалась опытом работы с коллегами;
o 26.04.2019 г. выступила с отчетом по теме самообразования «Изучение математики в контексте формирования УУД с учетом требований ФГОС» на ЕМД, проводимом в УКП при ФКУ ИК-2 с. Возжаевка.
o с 01.04.2019 по 24.04.2019 г. дистанционное прошла обучение на курсах повышения квалификации и получила удостоверение по теме «Применение наглядного метода в обучении математике как требование ФГОС» в объеме 72 ак. ч. проводимые образовательным порталом «ЗНАНИО»;
o 26.04.2019 г. выступила с отчетом по теме самообразования на ЕМД в УКП при ФКУ ИК-2, с. Возжаевка.
3. В 2019 -2020 гг. (третий год обучения):
o практически применяла изученный материал по теме самообразования на уроках математики и во внеурочной деятельности;
o 15.11.2020 г. дистанционно прошла обучение на КПК, проводимых Порталом «ЕДИНЫЙ УРОК» по теме «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования» в объеме 30 ак. ч.;
o 15.11.2020 г. дистанционно прошла обучение на КПК, проводимых Порталом «ЕДИНЫЙ УРОК» по теме «Формирование и развитие педагогической ИКТ - компетентности в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта» в объеме 66 ак. ч.;
o 18.12.2020 г. выступила с отчетом по теме самообразования «Изучение математики в контексте формирования УУД с учетом требований ФГОС» на ШМО учителей ЕМЦ.
В ходе моей педагогической деятельности по внедрению ФГОС второго поколения основного общего образования в образовательный процесс за период с 2017 по 2020 годы обучающиеся показывали низкий уровень развития. Выявив проблемы в своей деятельности, я попыталась найти пути их разрешения, а именно:
o повышение качества образования обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности через формирование УУД;
o развитие познавательной активности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся посредством применения ИКТ - технологии;
o развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
Формирование УУД обучающихся возможно, используя системно - деятельностный подход, при котором обучающиеся не получает знания в готовом виде, а добывает их самостоятельно в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Дистанционная форма обучения показывает свои результаты.
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности обучающихся. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное в моей профессиональной деятельности - обучающийся со всеми его задатками, потребностями и проблемами.
Главное на современном уроке - постановка обучающегося в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и со сверстниками. Современный педагог должен изменить стиль взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать - в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, - в этом, считаю, назначение учителя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.