Отчет по теме самообразования "Развитие у детей дошкольного возраста пространственного мышления и графических умений"

  • docx
  • 08.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Отчет по самообразованию 2018-2019 г..docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20»

 

 

 

 

 

 

Отчёт по теме самообразования
«Развитие у детей дошкольного возраста пространственного мышления и графических умений».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель старшей  группы:

Татаурова Н.И

 

Город Ухта, 2019 г

 

 

 

 

 

Цель: Способствовать развитию интереса детей к деятельности с графическими изображениями.

           Задачи:

·         Обогащать и систематизировать у детей представления о геометрических фигурах и основных пространственных направлениях.

·         Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве по основным пространственным направлениям.

·         Формировать представления о точке и линии как о средствах языка графики.

·         Развивать умения детей декодировать графические изображения, анализировать их графический состав.

·         Способствовать освоению детьми умений применять графические инструменты для построения простых графических изображений.

 

Актуальность нашей выбранной темы заключается в следующем:
работы по созданию условий для эффективного развития пространственного мышления   обусловлена тем, что в настоящее время в связи с внедрением ФГОС развитие мышления вновь выдвигается на первое место.

Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач.

Формирование и развитие у дошкольников мышления является основой развития познавательных процессов, основой качественных изменений их содержания и формы. Основным условием развития пространственного мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Такому развитию способствует изучение геометрического материала, связанного с алгебраическим и арифметическим материалом. Изучение геометрического материала обеспечивает числовую грамотность учащихся, дает им начальные геометрические представления, развивает пространственное мышление и пространственное воображение детей, формирует у них элементы конструкторского мышления и конструктивных умений.

В настоящее время существует противоречие между наличием разработанных методов и приемов формирования пространственного мышления в психологии и методике и отсутствием системы заданий, которая способствовала бы ее формированию у детей дошкольного возраста. Отсутствие такой системы является причиной низкого уровня сформированности детей  пространственного мышления, без которого нельзя говорить о полном развитии интеллектуальной сферы детей. Сейчас нужны новые подходы к формированию пространственного мышления учащихся, учитывая основные компоненты геометрических представлений, для чего лучше всего использовать метод конструктирования.

Анализ проведенной работы:

Разработанный перспективный план на старшую группу по технологии развития пространственного мышления и графических умений у детей дошкольного возраста, включал

проведение диагностики, с учетом соответствия уровня сложности заданий индивидуальным особенностям ребенка. (приложение 1)

В начале учебного года Были диагностированы  18 детей (100%)

По результатам диагностики было выявлено, что большая часть детей, а это 80%  имеют Низкий уровень пространственного мышления и графических умений. Ребенок затрудняется в определении, различении и назывании основных пространственных направлений и местоположения объектов относительно других объектов в трехмерном и двухмерном реальном пространстве; испытывает трудности при определении и назывании формы объектов и их частей; не обобщает объекты по наличию и отсутствию пространственных признаков, не выделяет закономерности в пространственном расположении объектов; не отражает последовательность своих действий и их результаты в речи.

Для достижения цели обучение поделено на три этапа

 

 1 этап работы. Пробудить интерес ребёнка к графической деятельности, или Страна Графика и ее жители.

Цель: Способствовать развитию интереса детей к деятельности с графическими изображениями

2 этап работы. Развить умение у детей оперировать графической информацией, и плоскостными объектами, или Путешествия с Квадругом.

Цель: Обеспечивать накопление опыта детей в деятельности по освоению способов декодирования и кодирования графической информации о плоскостных объектах.

3 этап работы. Развить умение у детей оперировать графической информацией, и трёхмерными объектами, или Приключения в Области Стерео.

Цель: Содействовать освоению детьми способов декодирования, кодирования и преобразования грамматической инфекции о трёхмерных объектах. Развивать самостоятельность и творческую активность детей в совместной деятельности по декодирования, кодированию и преобразованию графической информации в разных видах деятельности.

 

Для  развития  познавательного  интереса  к пространственному мышления я  использую  разнообразные методы и приемы обучения, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, а также одно из эффективных средств  пробуждения живого интереса -  игру.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность.

 Поэтому все занятия, это система игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». Для  Дети познакомились с  графическими изображениями (карты, планы, схемы, чертежи, рисунки, наглядные изображения плоских и объёмных объектов),  устанавливиди, что графические изображения состоят из точек и линий. Познакомились с чертежно-графическими инструментами: линейкой, циркулем, шаблонами, трафаретами, карандашом, мелом, фломастером, а также с правилами работы с ними.

Лениточка учит детей построению различных линий от руки и при помощи графических инструментов на нелинованной бумаге. Дети осваивают понятия «клетка», «сторона клетки», диагональ и учатся строить линии на клетчатой бумаге, ориентироваться на плоскости листа. Дети строят прямые, кривые, ломаные линии. Дети самостоятельно строят графы-загадки.