Тема самообразования:
«Методы и приёмы формирования основ изобразительной деятельности у детей с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Под нарушением интеллекта или, другими словами, умственной отсталостью понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, которое возникает вследствие органического поражения головного мозга ребёнка или после полученных травм головного мозга, или как осложнение после перенесенных каких-либо тяжелых заболеваний.
В этом году я работаю с таким ребенком, который имеет множественные тяжелые нарушения речи - произносит отдельные звуки и слоги, имеет поражение центральной нервной системы вследствие ДЦП. Занятия с таким ребенком очень специфичны и требуют особого подхода.
Актуальность темы самообразования для себя вижу в том, что в настоящее время увеличивается число детей с ОВЗ, которые обучаются инклюзивно, поэтому от учителя требуются дополнительные знания в области коррекционной педагогики.
Цели самообразования определила следующие:
- выявить особенности формирования изобразительных умений и навыков рисования у ребенка с ОВЗ(ГУО);
- подобрать методы и приёмы формирования основ изобразительной деятельности для данной категории детей.
Для достижения целей пытаюсь решить ряд практических и теоретических задач:
1.Изучить теоретические основы и аспекты:
а) методика по изобразительной деятельности;
б) методическая литература.
2. Выявить особенности формирования умений и навыков ребенка с ГУО на занятиях по изобразительной деятельности.
3.Разработать рекомендации по совершенствованию умений и навыков изобразительной деятельности для учителя начальной школы в работе с детьми с ГУО.
Предполагаемый период работы по теме – 3 года.
Задачи первого года обучения:
- познакомить с материалами для рисования (карандаш, краски, фломастеры);
- познакомить с приемами работы данными материалами;
- вызвать интерес к процессу рисования как деятельности.
Задачи для меня как учителя по теме самообразования:
- изучить литературу по данной теме;
- проанализировать опыт коллег по данному вопросу;
- апробировать методы и приемы формирования основ изобразительной деятельности, выявить наиболее эффективные в работе с ребенком;
- создать методическое пособие, учитывающее особенности развития ребенка с ДЦП и ГУО.
Изучая литературу по теме самообразования, я поняла, что коррекция нарушений, свойственных умственно отсталым детям, осуществляется путем изобразительной деятельности. Продуктивность такой работы возрастает благодаря целенаправленному использованию вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.
Опыт учителя – дефектолога Исмагиловой С.С. «Формирование изобразительной деятельности у детей с нарушениями интеллекта» и учителя начальных классов Почекуевой Н.А. «Методический аспект аспекты коррекционной работы по развитию мелкой моторики младших школьников с легкой степенью умственной отсталости посредством нетрадиционных приемов изображения» убедил меня в том, что изобразительная деятельность выделяется умственно отсталыми детьми и является наиболее предпочтительной. Особенно любимым является рисование, благодаря своей доступности. ( Не умея говорить, первобытный человек уже прекрасно рисовал и мог передавать свои чувства, эмоции с помощью рисунка)
Овладение умениями и навыками рисования требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует такому воспитанию. Учитывая рекомендации, данные в пособии И.А. Грошенкова «Изобразительная деятельность в специальной(коррекционной) школе 8 вида, использую изучение ребенком величины, структуры предмета для включения в работу двигательных и мускульно- осязательных анализаторов. ( на занятиях перебирает крупы, нюхает краску, пытается есть пластилин)
Нельзя предполагать, что во время рисования умственные операции будут совершаться автоматически. Для развития мышления и исправления умственных недостатков нужны особые условия: специальные графические умения- умение владеть рукой, подчинять движения контролю, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками и т.д.
Имеющиеся у ребенка нарушения вследствие ДЦП препятствуют этому - значительные нарушения координации, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки.
Получить положительный результат в развитии умственно отсталого ребенка в процессе изобразительной деятельности можно лишь при соблюдении соответствующих психолого – педагогических условий.
Одним из таких условий является использование рациональной методики и адекватных коррекционных приемов.
Принципом работы является сочетание слова, наглядности и практической деятельности.
Для формирования основ изобразительной деятельности использую такие виды продуктивной деятельности как лепка, рисование, аппликация.
Наблюдение за ребенком в процессе рисования позволяет определить может ли он правильно организовать свою деятельность, поступает ли он в соответствии с рекомендациями. Нередки случаи, когда ребенок вовсе отказывается от выполнения заданий. Тогда вид деятельности меняется, используется другой прием для достижения учебной цели.
Наблюдение помогает мне накопить данные, раскрывающие особенности личности и деятельности ученика.
Еще в 1914 году Г. Кершенштейнер показал, что между рисованием и умственным развитием наблюдается определенная зависимость. Высокий уровень графической деятельности не свойственен детям с глубокой умственной отсталостью. Они не могут сами приступить к рисованию, отсутствует предметное изображение, Леша использует случайные цвета. Получая задание начинает стучать карандашом, перемещать лист бумаги. Продолжительность работы с рисунком не более 5 минут.
Приемы и методы, которые используются в работе с обычном учеником, в работе с Лешей использовать было нельзя. Я стала искать, какие существуют альтернативные и нестандартные приемы изобразительной деятельности, апробировать и анализировать эффективность этих приемов на занятиях.
Мною апробированы приемы- «действие по подражанию», «обследование предмета». Применяется метод «рука в руке».
Алексей практически овладел такими приемами и способами изображения как «пальчиковая живопись», «оттиск различными предметами», «набрызг», «печать по трафарету». (Приложение «Образцы работ»)
Для развития мелкой моторики руки использую отбор дидактического материала и инструментов для уроков изодеятельности ( ватные палочки, смятая бумага, кусочки материала, нитки, губки разной фактуры, пробки от бутылок, коробки)
Перед началом занятий выполняем массаж пальцев, пальчиковую гимнастику, применяем прием «отщипывания» бумаги, пластилина.
Если сравнивать первые работы Алексея в начале года и его работы в 3 четверти, то результат очевиден: рисование доставляет ребенку удовольствие и работы наглядное тому подтверждение.
Таким образом, работая по теме самообразования, я совершенствую свои профессиональные (предмет преподавания) навыки; психолого-педагогические (ориентированные на ученика и родителей); методические (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); информационно-компьютерные технологии, здоровьесохранные технологии.
Для этого использую следующие источники информации: : курсы повышения квалификации, семинары и конференции, мероприятия по обмену опытом, телевидение, литературу (методическую, научно-популярную, публицистическую), Интернет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.