Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"
Оценка 5

Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"

Оценка 5
Библиография +1
doc
воспитательная работа +1
Детсад
03.06.2019
Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"
В данном материале представлен анализ методики Монтессори , выявлены положительные и отрицательные стороны методики, проанализированы основные источники: книги, статьи в журналах и информация из интернет источников. Также кратко описана история появления методики, ее философия и условия внедрения в практику дошкольного обучения при сенсорном развитии ребенка. Дан список самых известных источников для изучения темы.
Отчет по самообразованию за 2018-2019 на тему Методика Монтессори.doc
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53» Отчет по самообразованию за 2018­2019 учебный год Тема: «Сенсорное развитие детей раннего  возраста посредством  методики Марии Монтессори: изучение материалов» Выполнила воспитатель  высшей квалификационной категории  Данилова С.И. Г. Арзамас, 2019 «В каждом ребенке я пытаюсь разглядеть человека,  мне не надо ничему его учить.  Сами дети открывают мне свою природу,  но только будучи помещенными  в соответственно подготовленную среду». Мария Монтессори Цель: поиск эффективных методик и форм работы с детьми, способствующих  сенсорному развитию детей раннего возраста. Срок реализации: 3 учебных года:2018­2021 уч.г. Актуальность: Одной из задач познавательного развития ребёнка является  формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.   Познание   начинается   с   чувственного   ознакомления   с   предметами   и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия.  Мария Монтессори называла свою педагогику системой раскрытия человеческого потенциала   в   свободной   и   самостоятельной   деятельности   ребенка   в   специально подготовленной взрослыми развивающей среде. Первый год работы над темой я уделила изучению методической литературы по  данной теме из разных источников: книг, статей в журналах и материалов в  интернет­источниках:   Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание   сенсорной культуры ребенка»  ­М.: «Просвещение», 1988;  Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша»  ­ М.: «Мозаика­Синтез», 2003;  Сост. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами  до 3­х лет» ­ Ярославль «Академия развития», 1998.  Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной  педагогики. М.: Задруга, 1913. —339c.   Монтессори М. Руководство к моему методу. М.  Типолитогр. Т­ва И. Н. Кушнереви К, 1916. —64c.   Монтессори М. Подготовка учительницы. Пер. с итал.  Ю. И. Фаусек/ / Просвещение. —1921. —No 1. —C.125­133.  Монтессори М. Значение среды в воспитании. Пер. с  итал. К.Памфиловой //Русская школа за рубежом. — Прага, 1926. —Кн.17. —C.419­424.  Монтессори М. Метод научной педагогики,  применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка.  —М.: Тип. Госснаба, 1993. —168c.  Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной  педагогики. Гомель. 1993.­336 с.  Монтессори М. Разум ребенка. Москва. 1997.­176 с.  Монтессори. М // Составитель М. В. Богуславский,  (сборник опубликованных фрагментов книг М.  Монтессори) 1999.: Издательский Дом Шалвы Аминашвили —224 с.  Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому»//  Составители М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М.  Монтессори и статей российских авторов о педагогике  М. Монтессори). ИД «Карапуз». М. 2000.  Монтессори М. Дети —другие. // C о вступительной  статьей и комментариями К. Е. Сумнительного. ИД  «Карапуз». М. 200 4.Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч»  «Монтессори клуб» «Россобр» (электронный журнал) Изучив материал, я пришла к некоторым выводам: 1.История появления методики Сначала Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру. При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности. Ее целью было не увеличение показателей интеллектуального развития, а адаптация детей к социуму. Но педагог заметил, что умственные показатели детей улучшились. Результаты поражали. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников. Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори. Затем эта методика была применена и для обычных, здоровых ребят. Это было нетрудно сделать, поскольку программа   обучения   легко   подстраивается   под   способности   и   потребности   каждого ребенка. 2.Философия Монтессори­педагогики Коротко философия методики укладывается во фразу: "Направлять детей на  самостоятельное воспитание, обучение и развитие". Это обосновывается такими тезисами: Ребенок от рождения — уникальная личность. Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд. Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей. Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность  детей, а не обучать их чему­либо. 3. Суть методики Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к  детям. (Этого требует и ФГОС ДО) Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая  такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь  максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого  процесса взрослыми. По Монтессори недопускается: сравнение детей; соревнование между ребятами; оценка ребенка по общепринятым критериям; применение поощрений и наказаний; принуждения. Принуждение исключается естественным образом:     каждый маленький человек стремится участвовать в жизни наравне с взрослым; только учеба и приобретение жизненного опыта позволяет это сделать; ребенок будет сам радостно учиться, чтобы быстрее     развиваться и попасть в мир  взрослых; педагог занимает нейтральную позицию, выступая в роли наблюдателя и помощника  по необходимости. Дети сами выбирают:          темп и ритм получения опыта и знаний; длительность занятия; учебный материал; направление своего развития. Поэтому педагогам нужно только:  Развивать самостоятельность всеми доступными способами.  Всегда уважать выбор ребенка.  Развивать чувственное восприятие, особенно осязание.  Создавать комфортную окружающую среду.  Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место,  переставлять мебель, перекладывать материал).  Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.  Не создавать себе подобных личностей.  Не корректировать процесс обретения самостоятельности. 4. Как построена система развития по Монтессори Существует 3 основных принципа системы Монтессори:  ребенок   среда воспитатель Схематическое отображение принципов системы Монтессори: 1. Центр — ребенок, самостоятельно принимающий решения. 2. Вокруг — среда, дающая возможности развития ребенка. 3. Рядом — воспитатель, помогающий по просьбе ребенка. Развивающая   среда   —   ключевой   элемент   в   системе,   без   нее   методика   не   может существовать.   Она   помогает   ребенку   развиваться   самостоятельно,   подталкивает   к познанию, задействуя все органы чувств. А через них лежит путь к интеллекту. Правильная среда соответствует потребностям ребенка и выстраивается по определенной логике. Она делится на определенные функциональные зоны. Монтессори­группа   включает   в   себя   развивающее   пространство,   поделенное   на   зоны деятельности.   Дети   самостоятельно   выбирают   зону   и   материал   для   работы.   Он   может трудиться сам или с другими детьми. Но существует правило: если ребенок сам в зоне, ему никто   не   должен   мешать.З   а   всем   происходящим   в   зонах   наблюдают   воспитатели   и аккуратно   направляют   и   корректируют   интерес   к   работе   с   материалом.   Исправление ошибок и налаживание отношений дети осуществляют самостоятельно. 5.Методика Монтессори и семья Чтобы дети быстро адаптировались к педагогике Монтессори, семья должна понимать и принимать эту систему. Если родители отторгают саму методику, то усилия педагогов будут тщетными, а ребенок будет в постоянном дискомфорте. Семья должна помогать своему ребенку развиваться в Монтессори­среде. Можно создать мини развивающую среду из подручных средств дома. Это поможет детям психологически связать   обучение   в   школе   с   домашней   повседневностью.   По   Монтессори   ребенок   и взрослый   должны   находиться   в   равноправном   положении.   Поэтому   родители   должны относиться к своему ребенку согласно философии Монтессори. Очень   полезно   родителям   хоть   изредка   перечитывать  19   простых   истин   от   Марии Монтессори: 1. Детей учит то, что их окружает. 2. Если детей часто критикуют — они учатся осуждению. 3. Если детей часто хвалят — они учатся оценивать. 4. Если детям демонстрируют враждебность — они учатся драться. 5. Если с детьми честны — они учатся справедливости. 6. Если детей часто высмеивают — они учатся быть робкими. 7. Если дети живут с чувством безопасности — они учатся верить. 8. Если детей часто позорят — они учатся чувствовать себя виноватыми. 9. Если детей часто одобряют — они учатся хорошо к себе относиться. 10. Если к детям часто бывают снисходительны — они учатся терпению. 11. Если детей часто подбадривают — они приобретают уверенность в себе. 12. Если   дети  живут  в  атмосфере  дружбы  и  чувствуют  себя  необходимыми  —  они учатся находить в этом мире любовь. 13. Не говорите плохо о детях — ни при них, ни без них. 14. Концентрируйтесь   на   развитии   хорошего   в   детях,   тогда   плохому   не   будет оставаться места. 15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте детям, которые к вам обращаются. 16. Уважайте   детей,   которые   сделали   ошибку   и   могут   сейчас   или   чуть   позже   ее исправить. 17. Будьте готовы помочь детям, которые находятся в поиске, и быть незаметными для тех детей, которые уже все нашли. 18. Помогайте детям осваивать не освоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью. 19. В обращении с детьми всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих. Тогда ваши дети будут расти гармоничными и развитыми личностями. 6.За и против педагогики Монтессори С самого начала и до сих пор существуют преданные последователи Марии Монтессори и ее яростные противники и критики. Система имеет определенные недостатки:          трудная адаптация к традиционному обучению (нет классно­урочной системы); длительная подготовка педагогов­монтессори; необходимость большого количества уникальных учебных материалов; недопустимость привычных спонтанных и творческих ролевых игр; преобладает развитие интеллектуальных способностей над творческими; отрицание рисования и лепки, сказок и стихов как деятельности, уводящей ребенка от реальности; чтение для детей — это процесс получения информации, а не удовольствие; излишняя самостоятельность лишает опыта общения в коллективе; отрицаются обычные игрушки. К тому же, все учебные центры Монтессори являются приватными с достаточно высоким уровнем оплаты.  Это мотивируется  дороговизной  учебного материала,  который  по 100 летним   канонам   изготавливается   из   натурального   материала   по   сложным   технологиям. Поэтому обучение по Монтессори доступно немногим. Но положительные аспекты во многом перекрывают эти недостатки. Ведь педагогика Монтессори: учит создавать правила, а не жить по ним;   мотивирует к учебе — дети учатся исключительно из интереса;         учит самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность; научает ответственности за свои поступки; учит взаимопомощи: старшие становятся ответственнее, младшие — увереннее; учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы; учит самостоятельно находить и исправлять свои ошибки; знакомит с основами окружающего мира; развивает мощную логику и аналитические способности; развивает интеллект;  развивает речь через мелкую моторику. Такие  качества,   заложенные  в  ребенке   с  раннего  детства,   помогают  ему  в  дальнейшей жизни,  хорошо  адаптируя  в  социуме.  Как  правило,  человек,  обучавшийся   по методике Монтессори, во взрослой жизни очень успешен. Для обычных ребят чаще используется комбинирование Монтессори­педагогики с другими методиками. С   2013   Минобразования РФ.   проходят   официальные   курсы   по   подготовки   монтессори­педагогов   от 7. Коротко о содержании лучших книг Марии Монтессори:  Помоги мне это сделать самому. В книге представлены статьи М. Монтессори, а также работы современных  педагогов ­ ее учеников и последователей, где даются конкретные советы и  рекомендации для занятий с малышом. Издание предназначено педагогам  дошкольных учреждений и родителям.   Дом ребенка. Метод научной педагогики. Фундаментальный труд. Содержит обоснование всех аспектов системы Монтессори.  «Дети — другие.» В   этой   книге   М.Монтессори   подробно   рассказывает   о   том,   каким   путем   шла   она   к созданию своего метода. Работая с детьми, она постепенно пришла к выводу, что ребенок сам является творцом своей личности, что в нем самом заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослого ­ только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого   необходима   специальная   среда   и   подготовленный   учитель,   уважающий   личность ребенка.   На   протяжении   всей   книги   звучит   тревожный   голос   М.Монтессори,   которая, болея всей душой за ребенка, стремится объяснить читателям, что дети ­ другие. Только признав  это, взрослые   могут пытаться  избежать  конфликтов  с  детьми  и  всевозможных отклонений   от   естественного   пути   развития   ребенка,   а   в   конечном   итоге   и   всего человечества.   «Впитывающий разум ребенка» Перевод с английского языка труда М.Монтессори "The Absorbent Mind", в котором автор описала особые периоды восприимчивости у детей в возрасте от 0 до 6 лет. Автор книги рассматривает, как в раннем детстве формируются основы для развития движения, речи, письма   и   чтения,   закладываются   такие   качества   характера,   как   сосредоточенность, терпение,   а   также   способность   к   самообразованию. Психофизиологической   основой   процессов   формирования   этих   качеств   являются выявленные автором особенности раннего детства: абсорбирующий (впитывающий) разум, способность   к   самообразованию   и   огромная   созидательная   энергия.     аккуратность,   интерес,  "Домашняя школа Монтессори". Это   книга   для   родителей   с   описанием   сути   метода   и   6   книг   для   детей   с   историями, упражнениями, учебными карточками.  "Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет". Автор Дмитриева В.Г 40% книги посвящено теории по раннему развитию в общем и методике в частности, 60% - практическим упражнениям для детей от 1 года до 6 лет и изготовлению игрушек. В теоретической части рассматриваются следующие моменты методики: что такое "метод Монтессори", развивающая среда, зоны (практической жизни, сенсорного развития и пр.), монтессори- материалы, сенситивные периоды, свобода ребенка, роль монтессори- педагога, похвала, домашнее воспитание (домашняя обстановка, совместная и самостоятельная деятельность), игрушки в соответствии с возрастом. В практической части приведены упражнения-игры. Деления на категории нет, все свалены в одну кучу, правда по некоторым указано что именно развивает данное упражнение. В этой же части приводятся советы по изготовлению игрушек своими руками. Причем, как мне показалось, изготовлению вовсе не классических монтессори- материалов, а скорей основанных на них современных игрушек. Еще здесь описаны опыты для проведения с детьми (вулкан, самонадувающийся воздушный шарик, получение кристалла, окраска лепестков цветов) и проч., даны рекомендации по музыкальному развитию. В конце книги приведен длиннющий список предметов и игрушек для развития ребенка, большинство которых и так имеются в наших домах. Вывод: Методика Марии Монтессори является на сегодняшний день самой популярной и востребованной методикой раннего развития детей в мире. Ее идеи свободного развития привлекают   миллионы   последователей   во   всем   мире.   Ее   концепция   ­   каждый   ребенок особенный и должен развиваться и обучаться в свободном пространстве при поддержке  Вклад Марии Монтессори в дошкольную педагогику любящих   взрослых. колоссален. Ее выдвигали на Нобелевскую премию дважды. Именно эта женщина открыла, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления, описала особые периоды восприимчивости ребенка к определенным знаниям и прочее. Основная часть современных развивающих игрушек базируются на материалах, которые придумала Монтессори: сортеры, вкладыши, развивающие коврики, игрушки с застежками и еще очень-очень много всего. Создание дидактического материала и внедрение системы работы с ним -цель в следующем учебном году.

Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"

Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"

Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"

Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"

Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"

Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"

Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"

Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"

Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"

Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"

Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"

Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"

Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"

Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"

Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"

Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"

Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"

Отчет по самообразованию на тему "Методика Монтессори"
Скачать файл