Отчёт по работе над методической темой «Активизация познавательного интереса на уроках математики»
Оценка 4.9

Отчёт по работе над методической темой «Активизация познавательного интереса на уроках математики»

Оценка 4.9
Документация
docx
математика
29.01.2020
Отчёт по работе над методической темой «Активизация познавательного интереса на уроках математики»
otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx

 

 

Отчёт по работе над методической темой

«Активизация познавательного интереса

на уроках математики»

 

 

 

 

 

Подготовила  Брутян Офеля Ашотовна

учитель  математики

Новочеркасская СШИ №33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активизация познавательного интереса учащихся на уроках математики.

 

                                                                                «Предмет математики настолько серьёзен,

                                                                                    что надо не упускать случая сделать его

                                                                                    занимательным».    

                                                                                                                              Блез Паскаль.

«Мыслительные операции не даны изначально, они  постепенно складываются в ходе самого мышления» (Сергей Леонидович Рубинштейн).

Актуальность проблемы

 Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели "образование-преподавание" пришло "образование-взаимодействие", когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. А успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.

Цель работы по данной теме - применение целостной системы методов, приемов обучения в сочетании традиционных и нетрадиционных форм работы, ориентированных на развитие основных характеристик мышления, на повышение уровня самостоятельной практической и умственной деятельности детей, на развитие навыков самоконтроля.

Задачи:

Эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности.

Повышение интереса к предмету «Математика».

Развитие основных познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия).

Развитие инициативы, самостоятельности, творческого потенциала.

Включение учащихся в поисковую деятельность по предмету.

Развитие младшего школьника, его эффективную социализацию.

Самым действенным среди всех мотивов учебной деятельности является познавательный интерес. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса— развитие познавательного интереса у школьников.

 Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов: мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения.

Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребёнок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идёт совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

 Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путём определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперёд. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

  • Ученики испытывают удивление когда, составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба. Такого вида задачи я часто использую при проведении устного счёта .

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться всё время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках.

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.

Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.

Доказано, что дети запоминают 10% того, что читают, 26% того, что слышат,  30% того, что видят,  50% того, что видят и слышат,  70% того, что обсуждают с другими, 80% того, что основано на личном опыте, 90% того, что проговаривают в то время, когда делают, 95% того, чему они обучаются сами. Данная информация позволяет сделать однозначный вывод. Результат обучения зависит от степени активности учащихся в учебном процессе.

Чтобы разбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе её школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

 Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Осознав эти проблемы, стала собирать и пробовать в своей работе различные методические и дидактические приёмы. Всю работу провожу по нескольким направлениям: дидактические игры и игровые моменты, работа со схемами, использование провоцирующих задач, ИКТ

 В своей работе я часто использую провоцирующие задачи. В условиях таких задач содержатся различного рода упоминания, указания, намёки, подсказки, подталкивающие к выбору ошибочного пути решения или неверного ответа.

Провоцирующие задачи обладают высоким развивающим потенциалом. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней оценке, повышают познавательный интерес. Дидактическая ценность провоцирующих задач неоспорима. Попадая в заранее приготовленную ловушку, ученик испытывает досаду, сожаление от того, что не придал особого значения тем нюансам условия, из-за которых он угодил в неловкое положение.

Провоцирующие задачи можно разделить на несколько типов.

1.      Задачи, условия которых в той или иной мере навязывают неверный ответ.

Задачи, навязывающие в явной форме один определённый ответ.

- Сколько прямоугольников можно насчитать в изображении окна?

- Сколько знаков будет в числе, в записи которого 5 нулей?

Навязывается ответ: пятизначным, но он неверен, т.к. помимо

 5 нулей в записи числа должны обязательно присутствовать цифры,

отличные от нуля. Правильный ответ: шестизначным и более.

Задачи, побуждающие сделать выбор ответа из предложенной совокупности неверных ответов.

- Какое из чисел 333, 555, 666, 999 не делится на 3? Правильный ответ: никакое, т.к.

   555 : 3 = 185.

Задачи, побуждающие сделать неправильный выбор ответа из предложенных совокупностей верных и неверных ответов.

- Какой из отрезков короче: вертикальный или горизонтальный?

- Что легче: пуд пуха или пуд железа?

Задачи, условия которых не содержат в явном виде неверного ответа, но каким-либо образом указывают на него.

- Какое число, кратное 3, следует за числом 202?

Напрашивается ответ 203, но это не так, т.к. 203 не делится на 3, а правильный ответ 204.

2.Задачи, условия которых тем или иным способом подсказывает неверный путь решения.

Задачи, условия которых подталкивают решающего к тому, чтобы выполнить какое-либо действие с заданными числами или величинами, тогда как выполнять это действие вовсе не требуется.

- Тройка лошадей проскакала 15км. Сколько км проскакала каждая лошадь?

Задачи, условия которых подталкивают решающего к выполнению какого-то определённого действия, тогда как выполнять нужно другое действие.

- Крышка имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько углов будет у крышки?

Напрашивается действие 4 – 1, но правильный ответ 3 + 2 = 5 углов.

Задачи, условия которых подталкивают к выполнению какого-то одного или нескольких действий вполне определённым образом, тогда как выполнять действия нужно иначе, чаще всего необходим сложный расчёт.

 -6 рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней?

 Кажется совершенно естественным выполнить умножение 6 * 2 и получить ответ: 12 судаков. Но этот ответ не верен, нужно учесть, что один рыбак в день съедает 1/6 часть судака, и вычислять иначе: 1/6 * 12 чел. *12 дн. = 24 судака.

Задачи, условия которых подталкивают решающего к выполнению какого-либо действия, тогда как выполнить их не представляется возможным.

- Двое пошли 3 гриба нашли. Четверо пойдут, сколько найдут?

 Напрашивается ответ 6 грибов, но правильный ответ: неизвестно, т.к. эти четверо могут вообще ничего не найти, если им не повезёт.

3.Задачи, вынуждающие придумывать, строить такие математические объекты, которые при заданных условиях не могут иметь места.

- Используя цифры 1 и 4, запишите трёхзначное число, дающее при делении на 3 остаток равный 2.

Придумать такое число невозможно, поскольку любое число, удовлетворяющее условию задачи, делится на 3 без остатка.

4.Задачи, вводящие в заблуждение из-за неоднозначности трактовки терминов, словесных оборотов, буквенных или числовых выражений.

- На листе бумаги записано число 606. Какое действие нужно совершить, чтобы увеличить его в полтора раза? Здесь имеется в виду не математическое действие, а просто игра с листом: его нужно перевернуть и получится 909.

5.Задачи, условия которых допускают возможность «опровержения» семантически верного решения синтаксическим или иным нематематическим решением.

- 3 спички выложены на столе так, что получилось 4. могло ли такое быть, если других предметов на столе не было?

Отрицательный ответ опровергается рисунком: IV.

Эти разновидности провоцирующих задач не исчерпывают всего их многообразия, но дают представление о способах их составления и использования в обучении математике.

Задания, направленные на развитие внимания.  

В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

1. Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах.

2.  Пересчёт предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами.

3.  Отыскание чисел по таблицам Шульте.

4.  Найди сходство и различие.

 

Задания, направленные на развитие восприятия и воображения.

 Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельностью как взрослого человека, так и ребёнка, основой ориентации человека в окружающем  мире, в обществе. Мы знаем, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким.

Задания, направленные на развитие логического мышления.

Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

1.      Задачи на смекалку.

2.      Задачи в стихотворной форме.

3.      Задачи шутки.

4.      Магические квадраты.

5.  Числовые фигуры.

2.      Задачи с геометрическим содержанием.

3.      Кроссворды и ребусы.

4.      Комбинаторные задачи.

Задания, направленные на развитие памяти.

Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств.  Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

  Использование ИКТ 

 Современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание учащихся сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. При проведении уроков использую компьютерные презентации на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления самоконтроля, при проведении физкультминуток.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности.

Моя работа рассчитана на 3 года, работаю уже второй год. В течения двух лет добилась повышения познавательного интереса учащихся к математике.

Результат моей работы по итогам анкетирования: домашнюю работу по предмету с интересом выполняют 65,4% учащихся, любимым предметом математику называют 73,1% учащихся. Урок математики, как самый интересный урок, называют 53,9% учеников.

Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Задачи на следующий год: продолжить постоянное использование на уроках математики системы специальных задач и знании, которые направлены на развитие всех познавательных возможностей и способностей, в первую очередь расширяют математический кругозор учащихся и способствуют их развитию, позволяют лучше использовать свои математические знания в повседневной жизни.


 

Отчёт по работе над методической темой «Активизация познавательного интереса на уроках математики»

Отчёт по работе над методической темой «Активизация познавательного интереса на уроках математики»

Активизация познавательного интереса учащихся на уроках математики

Активизация познавательного интереса учащихся на уроках математики

Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников

Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников

Данная информация позволяет сделать однозначный вывод

Данная информация позволяет сделать однозначный вывод

Задачи, условия которых подталкивают решающего к выполнению какого-либо действия, тогда как выполнить их не представляется возможным

Задачи, условия которых подталкивают решающего к выполнению какого-либо действия, тогда как выполнить их не представляется возможным

Задания, направленные на развитие памяти

Задания, направленные на развитие памяти
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020