Отчёт по теме самообразования
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СОЗДАНИИ И
РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА.
Трофимова В.А.учитель начальных классов
Одна из основных задач современной школы –
создание благоприятных условий для всестороннего развития личности, для
раскрытия её способностей, формирования творческого мышления.
Большую роль в воспитании и обучении учащихся несёт классный руководитель. Он
ответственен за состояние воспитательной работы и конечные результаты в
успеваемости.
Классный руководитель, работая в тесном сотрудничестве с
учителями-предметниками, обязан добиться единства педагогических требований к
учащимся со стороны школы и семьи; еженедельно проверять дневники,
информировать родителей об успеваемости детей; вести установленную документацию
по классу: представлять руководству школы сведения об успеваемости и
посещаемости учащихся, следить за состоянием классного журнала, отчитываться о
воспитательной работе каждую четверть, поддерживать тесную связь с родителями,
проводить родительские собрания не реже одного раза в четверть.
Обязанностей у классного руководителя очень много. Но среди их многообразия
самое главное – это изучение особенностей и возможностей учащихся: мотивы
поведения, направленность личности, эмоциональные черты характера и т.д.
Классный руководитель ничего не должен пропускать мимо своего внимания. Должен
быть всегда рядом с детьми, быть их помощником, наставником, другом - вот
главное, что отличает классного руководителя от просто учителя.
Для того чтобы ученикам было интересно, классный руководитель проводит с ними
различные мероприятия, конкурсы, беседы. Каждый классный час должен быть
тематическим. Очень важно, чтобы в классе было самоуправление, чтобы ребята
были не только участниками, но и организаторами мероприятий. С целью развития
кругозора и сплочения коллектива классный руководитель посещает с ребятами
музеи, театры, устраивает походы.
В обязанности классного руководителя входит забота о здоровье и обеспечение
безопасности детей. Воспитывать в них заботу о чести школы, её эстетическом
виде, предотвращать проявление грубости, правонарушений.
Классный руководитель – это друг, советчик, который остаётся в памяти ребят
иногда на всю жизнь.
Я работаю в школе — 6 лет. Все эти годы я работала в две смены. И за это время
выпустила 3 класса.
В каждом классном коллективе учащиеся с разными способностями, интересами,
характерами, отношением к учёбе.
Как сплотить столь разных ребят в коллективе?
Как воспитать в ребёнке хорошие качества?
Как научить его уважению, сформировать чувство собственного достоинства?
В своей работе я, прежде всего, стараюсь следовать следующим правилам:
• Не запрещать, а направлять;
• Не принуждать, а убеждать;
• Не командовать, а организовывать;
• Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Считается, что ничто так не объединяет, не сплачивает как общее дело, поэтому я
стараюсь, чтобы ребята моего класса активно участвовали во всех общешкольных
мероприятиях.
Воспитательная работа в классе ведётся по основным направлениям:
Гражданско-патриотическое;
Учебная деятельность;
Трудовая деятельность;
Физическое воспитание и здоровый образ жизни, экологическое воспитание;
Нравственное;
Семья.
Как я выстраиваю свою воспитательную работу с классом?
Это создание плана воспитательной работы, который организует деятельность
классного руководителя и детей, приобщает к делам школы родителей.
Работа над планом начинается не в сентябре, а в конце учебного года, в мае, и в
планировании активно участвуют как дети, так и родители. Например, использую
анкету:
1.Какие мероприятия года в классе, в школе тебе понравились?
2.Какие мероприятия года в классе, в школе тебе не понравились?
3.В каких мероприятиях ты принимал(а) участие?
4.Оцени своё участие в этих мероприятиях.
5.В каких мероприятиях ты не принимал(а) участие, но хотел(а) бы это сделать?
Нередко получается так, что некоторые классные мероприятия так запомнились, что
становятся традиционными. К ним можно отнести:
1.День именинника (празднуем каждую четверть)
2.Празднование Нового года (обязательно с поздравлением и подарками)
3.«Лучший Рыцарь» (конкурс для мальчиков, посвящённый 23 февраля)
4.«Королева Марта» (конкурс для девочек, посвящённый 8 марта)
6.Походы (каждый сентябрь)
7. Экскурсии (каждую четверть)
Большую помощь в подготовке и проведении таких мероприятий оказывают родители.
Их помощь — это не только оформление кабинета, но и подарки, и продумывание
сценариев, а иногда родители становятся ведущими этих мероприятий.
В течение всего года я постоянно на собраниях информирую родителей о жизни
класса, рассказываю, в каких мероприятиях мы участвовали и что планируем на
будущее. На итоговом родительском собрании я их также знакомлю с результатами
опроса ребят, и родители вносят свои предложения. Всё это я учитываю при
планировании работы на следующий учебный год, при составлении плана
воспитательной работы.
Все наши победы, наше участие отражены в уголке класса, который был оформлен
благодаря стараниям родителей, а последние два года его оформлением занимаются
сами ребята.
Коллективная деятельность, в большинстве случаев, носит
личностно-ориентированный и творческий характер и всё это основывается на
самоуправлении класса. Можно отметить, что в классе между ребятами сложились
доброжелательные, дружеские отношения. Явного лидера в классе нет, но есть
группа активных, инициативных ребят, которые являются организаторами классных и
внеклассных дел. Менее активные учащиеся с удовольствием поддерживают
инициативу активистов. В классе есть ребята, которые хорошо учатся и помогают
отстающим, есть трудолюбивые и не очень, но каждый ребёнок в коллективе нужен и
играет свою важную роль. И я как классный руководитель стараюсь привлечь к
активному участию в различных школьных и классных мероприятиях ВСЕХ учащихся
класса. Школьные и классные мероприятия планируются таким образом, чтобы каждый
из ребят имел возможность проявить себя: участвовать в спортивных мероприятиях
или конкурсах, готовить номер выступления, нарисовать плакат и так далее, всем
находится дело по душе.
В процессе такой деятельности у школьников формируются деловые качества,
правильная самооценка, развиваются навыки общения, чувство ответственности.
Своё выступление я хочу завершить словами:
Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание -
это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе,
это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной. (А.С.Мак
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.