Отечественная война 1812
Оценка 5

Отечественная война 1812

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
Взрослым
22.01.2018
Отечественная война 1812
Предварительный просмотр: Тема: Отечественная война 1812 года. Цели урока: 1. Сформировать представления о войне 1812 года. 2. Развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы. 3. Воспитывать патриотизм, интерес к истории. Задачи урока: Проверить усвоение пройденных на прошлых уроках тем. Дать определение понятию «Отечество». Познакомить с военной биографией Наполеона Бонапарта и Михаила Илларионовича Кутузова. Познакомить с основными событиями Отечественной войны 1812 года. Показать, какую роль в победе над французской армией сыграл простой русский народ. Проанализировать материал всего урока и ответить на проблемный вопрос: Почему война 1812 года называется Отечественной? Проверить усвоение нового материала с помощью теста. Показать презентацию в течение урока. Оборудование: проектор, экран, флэшкарта с презентацией, задания для групп: репродукции картин, отрыки из произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушнина, карточки для проверки домашнего задания. Ход урока. 1.Организацонный момент. Класс разбивается на группы. 2. Повторение пройденного материала. Каждой группе выдаётся задание. Ученики выполняют. Проверка. (Слайды с 1 по 18 ) I группа Екатерина Великая правила: А) XVII веке; Б) XVIII веке; В) XIX веке. 2. Екатерина Вторая открыла: А) Московский университет; Б) Учительскую академию; В) Славяно – греко – латинскую академию. 3. Архитектурный памятник, созданнный Екатериной Второй: А) Зимний дворец; Б) Медный всадник; В) Александро – Невская лавра. 4. Звание, в котором закончил службу Александр Суворов: А) генерал; Б) фельдмаршал; В) генералиссимус. 5. Звание Фёдора Ушакова в 1812 г: А) маршал; Б) генерал II группа Страна, в которой Пётр I учился плотницкому делу: А) Швеции; Б) Франции; В) Голландии. 2. Судно, на котором Пётр I учился навигации; А) бот; Б) ладья; В) фрегат. 3. Море, в которое Россия получила выход после победы над шведами: А)Чёрное; Б) Баренцево; В) Балтийское. 4. Название первой русской газеты: А) «Россия»; Б) «Новости»; В) «Ведомости». 5. Город, в котором был открыт первый русский музей: А) Москве; Б) Петрозаводске; В) Санкт – Петербург. III группа Ополченцы сражались в начале XVII веке с: А) немцами; Б) поляками; В) монголо – татарами. 2. Кузьма Минин был родом из города: А) Москвы; Б) Ярославля; В) Нижнего Новгорода. 3. Памятник Минину и Пожарскому находится: А) Кремль; Б) Нижний Новгород; В) Красная площадь. 4. Землепроходцами называли: А) шахтёров; Б) людей, ходивших по земле; В) покорителей новых земель. 5. Город, который находится не в Сибири: А)Охотск; Б) Якутск; В) Кострома. 3. Сообщение темы урока. - Сегодня на уроке мы с вами перелистываем трагические истории нашей страны. Почему трагические? Любая война – трагедия для народа. Это всегда смерть, потеря близких. В каждой войне выделяются люди, которые встают на защиту Отечества. Сегодня мы поговорим об Отечественной войне 1812 года.(Слайд 19) - Хотелось бы начать урок с музыкального произведения (звучит «Марсельеза»). Это образ французских войск. В ней можно услышать духовые инструменты – вихрь войны, ударные – пушечные залпы, торжество фанфар – натиск и агрессия. Это французская армия, которой руководил Наполеон Бонапарт. Что это за человек?(Слайд 20) Ученик: Родился Наполеон в семье обедневшего дворянина. Учился он во Франции за государственный счёт. В 16 лет стал младшим лейтенантом артиллерии. Бонапарт много работал баз отдыха, запоминал каждого солдата, с которым ему приходилось сталкиваться, заботился о каждом из них. Солдаты любили своего командира. Дослужившись до генерала Наполеон стал командовать армией. Именно армия помогла ему совершить переворот и стать императором. Имея в своём распоряжении лучшую армию в Европе, Наполеон стал захватывать европейские страны. Он хотел господствовать во всём мире. Пройдя через всю Европу, армия Бонапарта подошла к границам России. В то время его армия была численностью 600 000 человек. У России к началу войны только240 000 солдат. Французы были уверены, что Россия вскоре погибнет. Звучит народная песня «Солдатушки» - Эта музыка символизирует русских бойцов. - Нашей армией руководил Михаил Илларионович Кутузов.(Слайд 21) Ученик: Кутузов родился в Петербурге в 1745 году. Его отец был военным инженером и прослужил в армии 30 лет. Своего подросшего сына Илларион Михайдович отдал учиться в Кадетский корпус. Будущий полководец отлично учился. Он знал несколько языков, математику, литературу, военную историю. Получив офицерский чин, Кутузов стал командиром роты в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов. Кутузов видел, что Суворов бережёт солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю свою жизнь берёц и ценил воинов русской армии. В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет. - Решающее сражение произошло на Бородинском поле.(Слайд 22) - Откройте учебники на стр. 114 – 115 и вы увидите, как оно выглядело и узнать о сражении произошедшем на нём. - Послушайте, как об этом сражении рассказывал М.Ю.Лермонтов в поэме «Бородино». Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пёстрыми значками, (Слайд 23) Драгуны с конскими хвостами, (Слайд 24) Все промелькнули тут. Вам не видать таких сражений!... Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!... Земля тряслась – как наши груди; Смешались в кучу кони, люди. И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… - Какое решение приняли русские военные вместе с Кутузовым? (Оставить Москву).(Слайд 25) Кутузов произнёс тогда слова: «С потерею Москвы не потеряна Россия.» - Что же происходило в Москве, когда туда вошёл Наполеон Бонапарт? Ученик: Лев Николаевич Толстой говорил об этом следующее: « Москва загорелась от трубок, от кухонь , от костров, от неряшливости солдат… Москва должна была сгореть, каждая деревня, фабрика, каждый дом, из которого выйдут хозяева и в который пустят хозяйничать и варить себе кашу чужих людей. - Может оно так и было. Однако известно, что московские власти взорвали воинские склады и эвакуировали команды с «огнегасительными» инструментами.(Слайд 26) - Почему же Наполеон вынужден был отступить? В сожженном городе он ждал, что русские попросят у него мира. Но шли недели, никто не появлялся. Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоённый, Москвы коленопреклонённой, С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приёмный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою.(Слайд 27) - Вот, что в своих воспоминаниях писал Наполеон: «Никогда все поэты, изображая сказочный пожар Трои, не могли в своём изображении представить что – либо похожее на действительный пожар Москвы. Ужасающий ветер раздувался самим пожаром и производил огненные вихри. Перед нами был буквально океан огня. Повсюду поднимались горы пламени, с невероятной быстротой вздымались к раскалённому небу и также быстро падали в огненное море. Это величайшее и поразительнейшее и в то же время ужаснейшее зрелище, какое мне когда-либо приходилось видеть…» - Селения были разорены. Негде было достать еды. Измученные французы сильно мёрзли. Они надевали на себя всё, что могли найти в брошенных домах: женские платья, шубы, одежду священников и даже шкуры, содранные с мёртвых лошадей. - Беглецов преследовали партизанские отряды, армия Кутузова. (Слайд 28) Таков был конец павшей армии Наполеона. - А сейчас мы поработаем в группах. Первая группа – историки. Задание историкам: Даны отрывки из стихотворений А.С.Пушкина. Надо определить, о каких периодах войны 1812 года идёт речь: 1.Тогда гроза двенадцатого года Ещё спала. Ещё Наполеон Не испытал великого народа – Ещё грозил и колебался он. (Накануне войны) 2. Шли племена, Бедой России угрожая, Не вся ль Европа тут была? А чья звезда её вела? (Начало войны. Наполеон.) 3. Но стали ж мы пятою твёрдой И грудью приняли напор Племён, послушных воле гордой, И равен был неравный спор. (Бородино.) 4. Где ты, краса Москвы стоглавой, Родимой прелесть стороны? Где прежде взору град являлся величавый, Развалины теперь одни. (Пожар в Москве.) 5. Сразились – русский победитель. И вспять бежит надменный галл… (Изгнание Наполеона.) Вторая группа – живописцы. Задание: Расположите в хронологическом порядке: 1.Ф.А.Рубо. «Бородинская битва» 2.А.Д.Кившенко. «Военный совет в Филях» 3.«Пожар в Москве» 4.«Въезд императора Александра I в Париж” Третья группа – языковеды. Задание: «С потерею Москвы не потеряна Россия.» «Заслужим благодарность иноземных народов и заставим Европу с удивлением восклицать: непобедимо воинство русское в боях и подражаемо в великодушии… Вот благородная цель, достойная воинов, будем же стремиться к ней, храбрые русские солдаты!!!» « А как кланялся он солдатушкам, как показывал седины свои, мы солдатушки, в один голос прокричали: - Ура!!!» «Пришёл Кутузов бить французов – француз боек, русский – стоек. И вилы на француза – ружьё!» « Я должен был бы умереть сразу же после вступления в Москву.» «Через три года я буду господином всего света.» « Остаётся Россия, но я раздавлю её.» Проверка. - В истории России, да и всего мира немало трагических дат. Но и во время этих тяжёлых испытаний наш народ проявлял сострадание и милосердие. Война 1941 – 1945 г.г. Репродукция И.М.Прянишникова «В 1812 году» и фотография пленных немцев 1943 года. 4. Итог урока. Работа по вопросам на стр. 117. 5. Домашнее задание. Предварительный просмотр:Предварительный просмотр: Тема: Отечественная война 1812 года. Цели урока: 1. Сформировать представления о войне 1812 года. 2. Развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы. 3. Воспитывать патриотизм, интерес к истории. Задачи урока: Проверить усвоение пройденных на прошлых уроках тем. Дать определение понятию «Отечество». Познакомить с военной биографией Наполеона Бонапарта и Михаила Илларионовича Кутузова. Познакомить с основными событиями Отечественной войны 1812 года. Показать, какую роль в победе над французской армией сыграл простой русский народ. Проанализировать материал всего урока и ответить на проблемный вопрос: Почему война 1812 года называется Отечественной? Проверить усвоение нового материала с помощью теста. Показать презентацию в течение урока. Оборудование: проектор, экран, флэшкарта с презентацией, задания для групп: репродукции картин, отрыки из произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушнина, карточки для проверки домашнего задания. Ход урока. 1.Организацонный момент. Класс разбивается на группы. 2. Повторение пройденного материала. Каждой группе выдаётся задание. Ученики выполняют. Проверка. (Слайды с 1 по 18 ) I группа Екатерина Великая правила: А) XVII веке; Б) XVIII веке; В) XIX веке. 2. Екатерина Вторая открыла: А) Московский университет; Б) Учительскую академию; В) Славяно – греко – латинскую академию. 3. Архитектурный памятник, созданнный Екатериной Второй: А) Зимний дворец; Б) Медный всадник; В) Александро – Невская лавра. 4. Звание, в котором закончил службу Александр Суворов: А) генерал; Б) фельдмаршал; В) генералиссимус. 5. Звание Фёдора Ушакова в 1812 г: А) маршал; Б) генерал II группа Страна, в которой Пётр I учился плотницкому делу: А) Швеции; Б) Франции; В) Голландии. 2. Судно, на котором Пётр I учился навигации; А) бот; Б) ладья; В) фрегат. 3. Море, в которое Россия получила выход после победы над шведами: А)Чёрное; Б) Баренцево; В) Балтийское. 4. Название первой русской газеты: А) «Россия»; Б) «Новости»; В) «Ведомости». 5. Город, в котором был открыт первый русский музей: А) Москве; Б) Петрозаводске; В) Санкт – Петербург. III группа Ополченцы сражались в начале XVII веке с: А) немцами; Б) поляками; В) монголо – татарами. 2. Кузьма Минин был родом из города: А) Москвы; Б) Ярославля; В) Нижнего Новгорода. 3. Памятник Минину и Пожарскому находится: А) Кремль; Б) Нижний Новгород; В) Красная площадь. 4. Землепроходцами называли: А) шахтёров; Б) людей, ходивших по земле; В) покорителей новых земель. 5. Город, который находится не в Сибири: А)Охотск; Б) Якутск; В) Кострома. 3. Сообщение темы урока. - Сегодня на уроке мы с вами перелистываем трагические истории нашей страны. Почему трагические? Любая война – трагедия для народа. Это всегда смерть, потеря близких. В каждой войне выделяются люди, которые встают на защиту Отечества. Сегодня мы поговорим об Отечественной войне 1812 года.(Слайд 19) - Хотелось бы начать урок с музыкального произведения (звучит «Марсельеза»). Это образ французских войск. В ней можно услышать духовые инструменты – вихрь войны, ударные – пушечные залпы, торжество фанфар – натиск и агрессия. Это французская армия, которой руководил Наполеон Бонапарт. Что это за человек?(Слайд 20) Ученик: Родился Наполеон в семье обедневшего дворянина. Учился он во Франции за государственный счёт. В 16 лет стал младшим лейтенантом артиллерии. Бонапарт много работал баз отдыха, запоминал каждого солдата, с которым ему приходилось сталкиваться, заботился о каждом из них. Солдаты любили своего командира. Дослужившись до генерала Наполеон стал командовать армией. Именно армия помогла ему совершить переворот и стать императором. Имея в своём распоряжении лучшую армию в Европе, Наполеон стал захватывать европейские страны. Он хотел господствовать во всём мире. Пройдя через всю Европу, армия Бонапарта подошла к границам России. В то время его армия была численностью 600 000 человек. У России к началу войны только240 000 солдат. Французы были уверены, что Россия вскоре погибнет. Звучит народная песня «Солдатушки» - Эта музыка символизирует русских бойцов. - Нашей армией руководил Михаил Илларионович Кутузов.(Слайд 21) Ученик: Кутузов родился в Петербурге в 1745 году. Его отец был военным инженером и прослужил в армии 30 лет. Своего подросшего сына Илларион Михайдович отдал учиться в Кадетский корпус. Будущий полководец отлично учился. Он знал несколько языков, математику, литературу, военную историю. Получив офицерский чин, Кутузов стал командиром роты в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов. Кутузов видел, что Суворов бережёт солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю свою жизнь берёц и ценил воинов русской армии. В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет. - Решающее сражение произошло на Бородинском поле.(Слайд 22) - Откройте учебники на стр. 114 – 115 и вы увидите, как оно выглядело и узнать о сражении произошедшем на нём. - Послушайте, как об этом сражении рассказывал М.Ю.Лермонтов в поэме «Бородино». Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пёстрыми значками, (Слайд 23) Драгуны с конскими хвостами, (Слайд 24) Все промелькнули тут. Вам не видать таких сражений!... Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!... Земля тряслась – как наши груди; Смешались в кучу кони, люди. И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… - Какое решение приняли русские военные вместе с Кутузовым? (Оставить Москву).(Слайд 25) Кутузов произнёс тогда слова: «С потерею Москвы не потеряна Россия.» - Что же происходило в Москве, когда туда вошёл Наполеон Бонапарт? Ученик: Лев Николаевич Толстой говорил об этом следующее: « Москва загорелась от трубок, от кухонь , от костров, от неряшливости солдат… Москва должна была сгореть, каждая деревня, фабрика, каждый дом, из которого выйдут хозяева и в который пустят хозяйничать и варить себе кашу чужих людей. - Может оно так и было. Однако известно, что московские власти взорвали воинские склады и эвакуировали команды с «огнегасительными» инструментами.(Слайд 26) - Почему же Наполеон вынужден был отступить? В сожженном городе он ждал, что русские попросят у него мира. Но шли недели, никто не появлялся. Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоённый, Москвы коленопреклонённой, С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приёмный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою.(Слайд 27) - Вот, что в своих воспоминаниях писал Наполеон: «Никогда все поэты, изображая сказочный пожар Трои, не могли в своём изображении представить что – либо похожее на действительный пожар Москвы. Ужасающий ветер раздувался самим пожаром и производил огненные вихри. Перед нами был буквально океан огня. Повсюду поднимались горы пламени, с невероятной быстротой вздымались к раскалённому небу и также быстро падали в огненное море. Это величайшее и поразительнейшее и в то же время ужаснейшее зрелище, какое мне когда-либо приходилось видеть…» - Селения были разорены. Негде было достать еды. Измученные французы сильно мёрзли. Они надевали на себя всё, что могли найти в брошенных домах: женские платья, шубы, одежду священников и даже шкуры, содранные с мёртвых лошадей. - Беглецов преследовали партизанские отряды, армия Кутузова. (Слайд 28) Таков был конец павшей армии Наполеона. - А сейчас мы поработаем в группах. Первая группа – историки. Задание историкам: Даны отрывки из стихотворений А.С.Пушкина. Надо определить, о каких периодах войны 1812 года идёт речь: 1.Тогда гроза двенадцатого года Ещё спала. Ещё Наполеон Не испытал великого народа – Ещё грозил и колебался он. (Накануне войны) 2. Шли племена, Бедой России угрожая, Не вся ль Европа тут была? А чья звезда её вела? (Начало войны. Наполеон.) 3. Но стали ж мы пятою твёрдой И грудью приняли напор Племён, послушных воле гордой, И равен был неравный спор. (Бородино.) 4. Где ты, краса Москвы стоглавой, Родимой прелесть стороны? Где прежде взору град являлся величавый, Развалины теперь одни. (Пожар в Москве.) 5. Сразились – русский победитель. И вспять бежит надменный галл… (Изгнание Наполеона.) Вторая группа – живописцы. Задание: Расположите в хронологическом порядке: 1.Ф.А.Рубо. «Бородинская битва» 2.А.Д.Кившенко. «Военный совет в Филях» 3.«Пожар в Москве» 4.«Въезд императора Александра I в Париж” Третья группа – языковеды. Задание: «С потерею Москвы не потеряна Россия.» «Заслужим благодарность иноземных народов и заставим Европу с удивлением восклицать: непобедимо воинство русское в боях и подражаемо в великодушии… Вот благородная цель, достойная воинов, будем же стремиться к ней, храбрые русские солдаты!!!» « А как кланялся он солдатушкам, как показывал седины свои, мы солдатушки, в один голос прокричали: - Ура!!!» «Пришёл Кутузов бить французов – француз боек, русский – стоек. И вилы на француза – ружьё!» « Я должен был бы умереть сразу же после вступления в Москву.» «Через три года я буду господином всего света.» « Остаётся Россия, но я раздавлю её.» Проверка. - В истории России, да и всего мира немало трагических дат. Но и во время этих тяжёлых испытаний наш народ проявлял сострадание и милосердие. Война 1941 – 1945 г.г. Репродукция И.М.Прянишникова «В 1812 году» и фотография пленных немцев 1943 года. 4. Итог урока. Работа по вопросам на стр. 117. 5. Домашнее задание. Предварительный просмотр:
otechestvennaya_voyna_1812_goda..docx
Тема: Отечественная война 1812 года. Цели урока:   1. Сформировать представления о войне 1812 года. 2. Развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы. 3. Воспитывать патриотизм, интерес к истории.  Задачи урока:   1. Проверить усвоение пройденных на прошлых уроках тем. 2. Дать определение понятию «Отечество». 3. Познакомить с военной биографией Наполеона Бонапарта и Михаила  Илларионовича Кутузова. 4. Познакомить с основными событиями Отечественной войны 1812 года. 5. Показать, какую роль в победе над французской армией сыграл простой русский  народ. 6. Проанализировать материал всего урока и ответить на проблемный вопрос: Почему  война 1812 года называется Отечественной? 7. Проверить усвоение нового материала с помощью теста. 8. Показать презентацию в течение урока.  Оборудование:   проектор, экран, флэшкарта с презентацией, задания для групп: репродукции  картин, отрыки из произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушнина, карточки для  проверки домашнего задания. Ход урока. 1.Организацонный момент. Класс разбивается на группы. 2. Повторение пройденного материала. Каждой группе выдаётся задание. Ученики выполняют. Проверка. (Слайды с 1 по 18 ) I группа 1. Екатерина Великая правила: А) XVII веке; Б) XVIII веке; В) XIX веке. 2. Екатерина Вторая открыла: А) Московский университет; Б) Учительскую академию; В) Славяно – греко – латинскую академию. 3. Архитектурный памятник, созданнный Екатериной Второй: А) Зимний дворец; Б) Медный всадник; В) Александро – Невская лавра. 4. Звание, в котором закончил службу Александр Суворов: А) генерал; Б) фельдмаршал; В) генералиссимус. 5. Звание Фёдора Ушакова в 1812 г: А) маршал; Б) генерал 1. Страна, в которой Пётр I учился плотницкому делу: II группа А) Швеции; Б) Франции; В) Голландии. 2. Судно, на котором Пётр I учился навигации; А) бот; Б) ладья; В) фрегат. 3. Море, в которое Россия получила выход после победы над шведами: А)Чёрное; Б) Баренцево; В) Балтийское. 4. Название первой русской газеты: А) «Россия»; Б) «Новости»; В) «Ведомости». 5. Город, в котором был открыт первый русский музей: А) Москве; Б) Петрозаводске; В) Санкт – Петербург. III группа 1. Ополченцы сражались в начале XVII веке с: А) немцами; Б) поляками; В) монголо – татарами. 2. Кузьма Минин был родом из города: А) Москвы; Б) Ярославля; В) Нижнего Новгорода. 3. Памятник Минину и Пожарскому находится: А) Кремль; Б) Нижний Новгород; В) Красная площадь. 4. Землепроходцами называли: А) шахтёров; Б) людей, ходивших по земле; В) покорителей новых земель. 5. Город, который находится не в Сибири: А)Охотск; Б) Якутск; В) Кострома. 3. Сообщение темы урока. - Сегодня на уроке мы с вами перелистываем трагические истории нашей страны. Почему трагические? Любая война – трагедия для народа. Это всегда смерть, потеря близких. В каждой войне выделяются люди, которые встают на защиту Отечества. Сегодня мы поговорим об Отечественной войне 1812 года. (Слайд 19) - Хотелось бы начать урок с музыкального произведения (звучит «Марсельеза»). Это образ французских войск. В ней можно услышать духовые инструменты – вихрь войны, ударные – пушечные залпы, торжество фанфар – натиск и агрессия. Это французская армия, которой руководил Наполеон Бонапарт. Что это за человек?(Слайд 20) Ученик: Родился Наполеон в семье обедневшего дворянина. Учился он во Франции за государственный счёт. В 16 лет стал младшим лейтенантом артиллерии. Бонапарт много работал баз отдыха, запоминал каждого солдата, с которым ему приходилось сталкиваться, заботился о каждом из них. Солдаты любили своего командира. Дослужившись до генерала Наполеон стал командовать армией. Именно армия помогла ему совершить переворот и стать императором. Имея в своём распоряжении лучшую армию в Европе, Наполеон стал захватывать европейские страны. Он хотел господствовать во всём мире. Пройдя через всю Европу, армия Бонапарта подошла к границам России. В то время его армия была численностью 600 000 человек. У России к началу войны только240 000 солдат. Французы были уверены, что Россия вскоре погибнет. Звучит народная песня «Солдатушки» - Эта музыка символизирует русских бойцов. - Нашей армией руководил Михаил Илларионович Кутузов.(Слайд 21) Ученик: Кутузов родился в Петербурге в 1745 году. Его отец был военным инженером и прослужил в армии 30 лет. Своего подросшего сына Илларион Михайдович отдал учиться в Кадетский корпус. Будущий полководец отлично учился. Он знал несколько языков, математику, литературу, военную историю. Получив офицерский чин, Кутузов стал командиром роты в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов. Кутузов видел, что Суворов бережёт солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю свою жизнь берёц и ценил воинов русской армии. В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет. - Решающее сражение произошло на Бородинском поле.(Слайд 22) - Откройте учебники на стр. 114 – 115 и вы увидите, как оно выглядело и узнать о сражении произошедшем на нём. - Послушайте, как об этом сражении рассказывал М.Ю.Лермонтов в поэме «Бородино». Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пёстрыми значками, (Слайд 23) Драгуны с конскими хвостами, (Слайд 24) Все промелькнули тут. Вам не видать таких сражений!... Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!... Земля тряслась – как наши груди; Смешались в кучу кони, люди. И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… - Какое решение приняли русские военные вместе с Кутузовым? (Оставить Москву).(Слайд 25) Кутузов произнёс тогда слова: «С потерею Москвы не потеряна Россия.» - Что же происходило в Москве, когда туда вошёл Наполеон Бонапарт? Ученик: Лев Николаевич Толстой говорил об этом следующее: « Москва загорелась от трубок, от кухонь , от костров, от неряшливости солдат… Москва должна была сгореть, каждая деревня, фабрика, каждый дом, из которого выйдут хозяева и в который пустят хозяйничать и варить себе кашу чужих людей. - Может оно так и было. Однако известно, что московские власти взорвали воинские склады и эвакуировали команды с «огнегасительными» инструментами.(Слайд 26) - Почему же Наполеон вынужден был отступить? В сожженном городе он ждал, что русские попросят у него мира. Но шли недели, никто не появлялся. Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоённый, Москвы коленопреклонённой, С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приёмный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою.(Слайд 27) - Вот, что в своих воспоминаниях писал Наполеон: «Никогда все поэты, изображая сказочный пожар Трои, не могли в своём изображении представить что – либо похожее на действительный пожар Москвы. Ужасающий ветер раздувался самим пожаром и производил огненные вихри. Перед нами был буквально океан огня. Повсюду поднимались горы пламени, с невероятной быстротой вздымались к раскалённому небу и также быстро падали в огненное море. Это величайшее и поразительнейшее и в то же время ужаснейшее зрелище, какое мне когда-либо приходилось видеть…» - Селения были разорены. Негде было достать еды. Измученные французы сильно мёрзли. Они надевали на себя всё, что могли найти в брошенных домах: женские платья, шубы, одежду священников и даже шкуры, содранные с мёртвых лошадей. - Беглецов преследовали партизанские отряды, армия Кутузова. (Слайд 28) Таков был конец павшей армии Наполеона. - А сейчас мы поработаем в группах. Первая группа – историки. Задание историкам: Даны отрывки из стихотворений А.С.Пушкина. Надо определить, о каких периодах войны 1812 года идёт речь: 1.Тогда гроза двенадцатого года Ещё спала. Ещё Наполеон Не испытал великого народа – Ещё грозил и колебался он. (Накануне войны) И грудью приняли напор Племён, послушных воле гордой, И равен был неравный спор. (Бородино.) 4. Где ты, краса Москвы стоглавой, Родимой прелесть стороны? Где прежде взору град являлся величавый, 2. Шли племена, Бедой России угрожая, Не вся ль Европа тут была? А чья звезда её вела? (Начало войны. Наполеон.) 3. Но стали ж мы пятою твёрдой Развалины теперь одни. (Пожар в Москве.) 5. Сразились – русский победитель. И вспять бежит надменный галл… (Изгнание Наполеона.) Вторая группа – живописцы. Задание: Расположите в хронологическом порядке: 1.Ф.А.Рубо. «Бородинская битва» 2.А.Д.Кившенко. «Военный совет в Филях» 3.«Пожар в Москве» 4.«Въезд императора Александра I в Париж” Третья группа – языковеды. Задание: «С потерею Москвы не потеряна Россия.» «Заслужим благодарность иноземных народов и заставим Европу с удивлением восклицать: непобедимо воинство русское в боях и подражаемо в великодушии… Вот благородная цель, достойная воинов, будем же стремиться к ней, храбрые русские солдаты!!!» « А как кланялся он солдатушкам, как показывал седины свои, мы солдатушки, в один голос прокричали: - Ура!!!» русский – стоек. И вилы на француза – ружьё!» «Пришёл Кутузов бить французов – француз боек, « Я должен был бы умереть сразу же после вступления в Москву.» «Через три года я буду господином всего света.» « Остаётся Россия, но я раздавлю её.» Проверка. - В истории России, да и всего мира немало трагических дат. Но и во время этих тяжёлых испытаний наш народ проявлял сострадание и милосердие. Война 1941 – 1945 г.г. Репродукция И.М.Прянишникова «В 1812 году» и фотография пленных немцев 1943 года. 4. Итог урока. Работа по вопросам на стр. 117. 5. Домашнее задание.

Отечественная война 1812

Отечественная война 1812

Отечественная война 1812

Отечественная война 1812

Отечественная война 1812

Отечественная война 1812

Отечественная война 1812

Отечественная война 1812

Отечественная война 1812

Отечественная война 1812

Отечественная война 1812

Отечественная война 1812

Отечественная война 1812

Отечественная война 1812

Отечественная война 1812

Отечественная война 1812
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018