Исследовательско-экспериментальная деятельность
старшая группа.
Воспитатель:Вашикеева Е.А.
Тема: «Город волшебства»
Цель: Развивать познавательные интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию, развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать,
Задачи:
Образовательные: Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое, мышление. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение. Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде).
Развивающие:
Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Воспитательные:
Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Наглядные: иллюстрации, макет вулкана,
Практические: физкультминутка, исследование предметов.
Словарная работа: волокна,
Оборудование : набор бумажных цветов, мешочек с крупами, макет вулкана и реактивы (сода, уксус), краски, кисти, бумага.
Ход организованной образовательной деятельности
Волшебница:
- Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в Город волшебства.
А вы знаете, кто творит волшебство?
Дети: (волшебники, феи).
Волшебница:
- Правильно, ребята, в нашем городе живут только добрые волшебники и феи. Они всегда помогают тем, кому нужна помощь. Я приглашаю Вас в путешествие. Начнем мы его с «Сада цветов». Цветы в нем не увядают круглый год. Хозяйка здесь, моя подруга, фея цветов Ее самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.
Загадки:
• Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк. Ответ: Одуванчик.
• Так маленького Васю называют
И те цветы, что в поле собирают. Ответ: Василёк.
3. Звоночек синенький висел.
Ни разу в жизни не звенел. Ответ. Колокольчик.
4. Золотая шапочка, белая рубашка.
Как зовут цветок? Ответ. Ромашка.
5. Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. Ответ: Кувшинки.
6. На гладком зеркале воды
Я вижу дивные цветы.
Они со дна реки растут.
Их все кувшинками зовут...
Волшебница:
Кувшинки зовут цветами русалок, они бывают и белые, и желтые и розовые. За то, что вы отгадали все загадки, Фея цветов подарила вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).
Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.
Опыт «Цветок расцвел»
Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы « распускаются».
Волшебница: Ребята, в нашем городе мы не только показываем волшебство, но и объясняем его. Это происходит потому, что бумага намокает, постепенно становится тяжелее, и лепестки раскрываются.
- Спасибо Фее цветов!
Что, ж продолжим путешествие. Ой, что это тут за мешочек. (Раскрывает, в нем смесь манки и гороха (риса). Я знаю, откуда он взялся. Это феечка, крестная Золушки обронила. Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Давайте поможем фее разобрать крупы.
Опыт «Поможем Золушке»
(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.)
Волшебница:
- Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством (взмах палочки) и появляется сито. Знаете, что надо делать? Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?
Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку.
Дети просеивают крупы.
Волшебница:
Теперь отправимся в гости к Фее рисования (Волшебница взмахивает волшебной палочкой, дети идут по кругу, садятся за столы.)
Это очень просто, дети,
Все нарисовать на свете.
Нам понадобится с вами
Лист бумаги.
Ну и глазки, безусловно.
Ведь они, дружок, помогут
Увидать любой предмет,
Форму рассмотреть и цвет,
Круглый он или квадратный,
Весь шершавый или гладкий,
Он кривой или прямой,
Маленький или большой.
Мы с тобою целый мир
На бумаге создадим:
- Ребята, у Феи рисования всегда все готово для творчества. Есть и бумаги, и кисти, и краски. Но Фея просила ответить Вас на вопросы:
1. Чем еще кроме красок можно рисовать? (карандаши, мел, тушь).
2. Какие основные цвета вы знаете? (красный, синий и желтый)
3.Если смешать красный и желтый, кой цвет получится? (оранжевый)
Пришло время начать рисовать!
Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.
Над бумажным, над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ах, какая красота!
Опыт «Волшебные рисунки».
Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Волшебница вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.
Волшебница:
ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой
карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно
подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям, а мы украсим нашими
рисунками группу к Новому году.
Волшебница:
- Какие Вы молодцы, у всех получились замечательные рисунки.
Пришла пора заглянуть в гости к волшебнику Громушке - повелителю грозы, воздуха, извержения вулканов. Перенесемся к нему с помощью волшебной палочки, (взмах палочкой, дети бегут по кругу, садятся полукругом).
Вот мы и на месте. О, у него здесь самый настоящий вулкан и разноцветные шары, все мы любим шарики. Да только Громушка так занят, что ему просто некогда их надувать. Но это не беда! Шары сами умеют надуваться. Смотрите!
Опыт «Надувание шарика».
В шар предварительно насыпают соду, в бутылку наливают уксус и надевают шарик на горлышко бутылки. В ходе реакции идет бурное выделение углекислого газа - шар надувается.
Громушка разрешил нам сегодня устроить у него маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.
Вот вулкан – это гора,
А внутри горы – дыра.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.
Опыт «Извержение вулкана»
Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.
Волшебница:
- Вот и потух наш вулкан. Оказывается, чтобы понять, как надуть шар и «устроить извержение вулкана», достаточно попросить маму показать, как она гасит соду уксусом, когда печет пирог.
Пришло время прощаться. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам.
Ребенок 1:
Объясните мне немного,
Если знаете ответ.
Почему считает кто-то,
Что чудес на свете нет.
Ребенок 2:
Если семечко живое
Посадить и поливать -
Будет дерево большое,
Надо только подождать!
(Волшебница детям ведерко с песком, они «сажает» семечко, поливают из лейки и показывает на изображение цветущего дерева на стене.)
Ребенок 3:
После дождика возможно,
Вот так чудо из чудес,
Видно радугу - дорожку
Аж до Солнца и небес.
(Волшебница разворачивает гармошку – радугу.)
Волшебница:
Если очень ждать и верить,
И смотреть во все глаза,
Постучатся в наши двери
Волшебство и чудеса!
До свиданья, ребята. Обязательно приходите еще в наш Город волшебства
Дети под музыку уходят из зала
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.