Открытое занятие "Математическое домино. История возникновения домино, основное правило игры"
Оценка 4.9

Открытое занятие "Математическое домино. История возникновения домино, основное правило игры"

Оценка 4.9
Занимательные материалы +2
docx
логика +1
1 кл—4 кл
02.03.2024
Открытое занятие "Математическое домино. История возникновения домино, основное правило игры"
Занятие направлено на расширение знаний обучающихся об истории возникновения древней игры, происхождении её названия; знакомства с основным правилом игры и освоение на практике решения математических головоломок на основе костяшек домино.
Открытое занятие Математическое домино.docx

План-конспект открытого учебного занятия.

 

Образовательная область (направленность): социально-гуманитарная

Дата и время проведения: 05. 02. 2024 г. 14.30

Раздел занятия: развитие математического интеллекта.

Тема занятия: «Математическое домино. История возникновения домино, основное правило игры».

Цель: формирование умений решения математических головоломок на основе игры «Домино».  

Задачи:

Образовательные:

§  Познакомить с комплектом и правилами игры «Домино»;

§  расширить знания об истории возникновения древней игры, происхождением её названия;

§  изучить основное правило «Домино»;

§  освоить на практике решение математических головоломок на основе костяшек «Домино».

§  способствовать формированию прочных вычислительных навыков.

Воспитательные:

§  развивать волевую сферу, аккуратность, усидчивость;

§  формировать умения работать в парах, в группах;

§  воспитывать терпение и настойчивость в достижении цели;

 

Развивающие:

§  развивать навыки обобщения и анализа, умения узнавать и применять знания в разных вариантах;

§  способствовать развитию мыслительных операций, интереса к изучению математики;

§  развивать любознательность и сообразительность при выполнении заданий проблемного и эвристического характера;

Планируемые результаты:

§  воспитание личностных качеств: активности, умение сотрудничать, личной взаимной ответственности, самоорганизации;

§  формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности;

§  формирование умения разрабатывать последовательность действий для достижения поставленной цели.

Материально-техническое оснащение занятия: ноутбук, демонстрационный экран, доска.

Учебно-методическое оснащение занятия:

Дидактический материал для педагога: образовательная программа, методическая литература, технологическая карта занятия, презентация по теме занятия.

Дидактический материал для детей: наборы игры «Домино», игральные кости (кубики), дидактический раздаточный материал.

Тип учебного занятия: занятие открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Используемые методы и приемы обучения: словесные: объяснение, работа с презентацией, поощрение.

Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, игровая, технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения.

Формы организации занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная практическая работа.

Предварительная работа: составление плана конспекта, подбор заданий, разработка презентации к занятию.

 

Используемая литература:

1.      Перельман Я. И. 101 головоломка. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2017

2.      Гарет Мур Зачётные головоломки. Серия «Игры для умников». – М.: М.: ООО Издательство «Эксмо», 2021

3.      Гарет Мур Нескучные головоломки. Серия «Игры для умников». – М.: М.: ООО Издательство «Эксмо», 2021

 

План занятия

№ п/п

Этап занятия

Время, мин.

1.

Организационный момент.

1 минута

2..

Мотивационный этап. Введение в тему занятия. Целеполагание - формулирование целей занятия. 

2 минуты

3.

Этап актуализации знаний по теме и осуществление первого пробного действия:

1.      История происхождения игры.

2.      Происхождение названия «домино».

3.      Стандартный набор домино.

4.      Основное правило игры.

20 минут

4.

Динамическая пауза. «Шалтай- Болтай»

2 минуты

5.

Первичное закрепление нового знания.

Математическая головоломка.

5 минут

6.

Включение в систему знаний и умений.

Логическая игра «Охота на домино»

6 минут

7.

Контроль усвоения материала. Опрос «Верно – неверно».

2 минуты

8.

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

2 минуты

 

Итого:

40 минут

 

Конспект занятия

 

1.      Организационный момент. (1 мин.)

Педагог: Здравствуйте, ребята! На занятиях нашего объединения вы уже познакомились со многими математическими головоломками и правилами их решения.

2.      Мотивационный этап. Введение в тему. Целеполагание.

Сегодня мы познакомимся с новыми математическими головоломками на основе одной очень древней игры. Для того, чтобы узнать её название отгадайте ребус:

Верно, эта древняя игра – «Домино».  Вам она знакома? Из чего состоит? А вы знаете, когда и в какой стране появилась впервые?

Сегодня на занятии мы познакомимся с историей возникновения этой интересной игры, узнаем о происхождении ей названия, изучим основное правило «Домино» и научимся решать математические головоломки на основе этой игры.

3.      Этап актуализации знаний.

1)      Происхождения названия игры.

Домино – это небольшие пластинки, по традиции изготовлявшиеся из слоновой кости с небольшими круглыми вставками черного дерева. Эти пластинки использовались, чтобы играть во многие игры. Название «домино» произошло от сочетания белого и черного цветов. «Домино» - французское слово. Так называли священники-христиане зимнее одеяние, которое было черным снаружи и белым внутри. domino по-итальянски – «монашеский плащ с капюшоном».  Время происхождения домино – приблизительно от 1120 до н.э.

2)      История происхождения игры.

Домино, хотя и достаточно распространено на Западе, на самом деле является китайским изобретением. Оно произошло от игральных костей, которые были ввезены в Китай из Индии в далеком прошлом. Каждая косточка домино первоначально представляла собой результат бросания двух игральных костей. Одна половинка домино представляет результат бросания одной кости, вторая - другой.

В Европу домино привез из своих путешествий венецианец Марко Поло. Сначала этой игрой увлеклись монахи, впоследствии из Италии она распространилась на Францию, а в конце XVIII века домино появилось и в Англии, а затем и в России.

Осуществление первого пробного действия: ребята, предлагаю вам бросить игральные кости, а затем найти косточку домино, соответствующую выпавшему результату.

Попав в Европу, игра видоизменилась: в комплекты вошли семь дополнительных костяшек домино: шесть - с изображением "пусто" на одной половине и одна – с таким изображением на обеих частях. На основе домино существует множество других игр, так на Востоке известно более 40 таких игр. Существует цветное домино, где цвет обозначает достоинство костяшки. Современное домино – это игра на 2-4 человек. Есть и варианты командной игры.

 

3)      Стандартный набор домино.

Стандартный набор домино включает в себя 28 косточек домино. Косточка представляет собой прямоугольную плитку. Её лицевая сторона разделена линией на две квадратные части. Каждая часть содержит от 0 до 6 точек.

Стандартный набор домино 6х6Практическое задание: разложить домино по порядку рядами, первый ряд начиная с «пусто-пусто», второй ряд с один-один и т.д., чтобы у вас получилась перевёрнутая пирамидка. Это не только красивая картинка, но и способ подсчёта количества косточек домино.

1+ 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 = ?

Каждая кость домино характеризуется двумя числами: числом точек, содержащимся в одном квадрате, и числом точек, содержащимся в другом квадрате. Сумма всех точек кости и определяет число её «очков». Если обе половинки содержат одинаковое количество очков, либо обе половинки пустые, то такую кость называют «двойной» или «дублем». Вместо изображения кости иногда записывают рядом две цифры, показывающие число косточек на каждой половинке кости: 0-5 (в одном квадрате нет точек, в другом - пять точек.

Практическое задание 1: Дорисуйте точки (кружочки)в пустом квадрате домино так, чтобы число «очков» всей косточки соответствовало написанной в кружочке цифре.

 

Практическое задание 2: сосчитайте точки на костяшках домино и найдите итоговую сумму:

 

4)      Основное правило домино.

К любому из квадратов, выложенной на столе кости домино следует приставлять такую кость, квадрат которой содержит столько же очков, сколько находится в квадрате выставленной кости.

Практическое задание: рассмотрите цепочку костей домино. Дорисуйте кружочки так, чтобы кости были уложены по правилам домино.

4.      Динамическая пауза. «Шалтай – Болтай». Ребята, вы знаете, кто такой Шалтай-Болтай, и как он себя ведёт? Шалтай-Болтай – персонаж английских народных стишков-лимериков. На русский язык их перевёл наш замечательный поэт С. Я. Маршак. Вы помните этот стишок?

Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне.

 

Пока я читаю стишок, вы изображаете этого героя, для этого поворачиваете своё туловище вправо-влево, свободно болтая мягкими и расслабленными руками и ещё крутить головой.  Как только я произношу фразу «свалился во сне», вы должны быстро наклонить тело вперёд и вниз, перестав болтать руками и расслабившись. Повторяем упражнение несколько раз, увеличивая скорость его выполнения.

5.      Первичное закрепление нового знания.

 Головоломка «Цепочка домино»: расставьте не вошедшие в цепочку костяшки домино на пустые домино так, чтобы замкнуть кольцо по правилам игры. Костяшки нужно ставить рядом, только если на соприкасающихся концах находится одинаковое число точек. Работа в группах.

6.      Включение в систему знаний и умений.

Головоломка «Охота на домино». Это логическая головоломка с простыми правилами, но с достаточно сложным решением. Вы должны найти расположение костей домино 0-0, 0-1, 0-2, 0-3, 0-4, 0-5, 06, 1-1, 1-2, 2-2, 2-3 в таблице 5х4 с расставленными цифрами так, чтобы каждая пара цифр встречалась только один раз.

Давайте познакомимся с правилами решения таких головоломок:

1.      Каждая пара цифр встречается в головоломке только один раз.

2.      Необходимо найти те пары, которые представлены в таблице с числами только в единственном возможном варианте.

3.      Костяшки домино могут быть расположены в таблице как вертикально, так и горизонтально.

7.      Контроль усвоения материала: опрос «Верно-неверно».
Ответьте на вопросы, используя слова «верно» или «неверно»:

1.      Домино – это игра, придуманная в Италии. /Неверно/

2.      «Домино» - французское слово, а в переводе с итальянского означает «монашеский плащ с капюшоном». /Верно/

3.      В Европу игра попала благодаря венецианскому путешественнику Марко Поло. /Верно/

4.      Стандартный набор игры включает в себя 26 косточек домино. /Неверно/

5.      Если обе половинки кости домино содержат одинаковое количество очков, либо обе половинки пустые, то такую кость называют «дублем». /Верно/

6.      Основное правило домино заключается в том, что к любому из квадратов, выложенной на столе кости домино можно приставлять любую кость. /Неверно/

 

8.      Рефлексия. Подведение итогов занятия:

Ребята, мы в современной жизни уже привыкли отправлять своим друзьям смайлики или картинки, чтобы поделится впечатлениями о том или ином событии в нашей жизни в школе или дома или на прогулке.  Сейчас я предлагаю вам отправить сообщение другу на бумажном сотовом телефоне и поделиться вашим впечатлением о занятии, оценить то, как плодотворно вы работали. На выбор вам предлагается три картинки: муравей, заяц или ленивец.

Я очень старался, но испытываю чувство неудовлетворения, потому что не всё понял.Я доволен результатами занятия! Я хорошо потрудился, мне всё удалось.Я расстроен, потому что плохо запомнил и мало понял. Было скучно. Не мог дождаться конца занятия.

Ребята, сегодня на занятии вы активно работали, научились решать математические головоломки на основе игры «Домино», я увидела у всех вас желание играть в игру «домино», которая не только способствует развитию прочных вычислительных навыков, но и развивает логическое мышление и внимательность, но также учит вас терпению и упорству в достижении цели.

 

 

 

 


 


План-конспект открытого учебного занятия

План-конспект открытого учебного занятия

Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, игровая, технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения

Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, игровая, технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения

Мотивационный этап. Введение в тему

Мотивационный этап. Введение в тему

Практическое задание: разложить домино по порядку рядами, первый ряд начиная с «пусто-пусто», второй ряд с один-один и т

Практическое задание: разложить домино по порядку рядами, первый ряд начиная с «пусто-пусто», второй ряд с один-один и т

Головоломка «Цепочка домино »: расставьте не вошедшие в цепочку костяшки домино на пустые домино так, чтобы замкнуть кольцо по правилам игры

Головоломка «Цепочка домино »: расставьте не вошедшие в цепочку костяшки домино на пустые домино так, чтобы замкнуть кольцо по правилам игры

Ребята, мы в современной жизни уже привыкли отправлять своим друзьям смайлики или картинки, чтобы поделится впечатлениями о том или ином событии в нашей жизни в…

Ребята, мы в современной жизни уже привыкли отправлять своим друзьям смайлики или картинки, чтобы поделится впечатлениями о том или ином событии в нашей жизни в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2024