Сочувствие и жестокость.
Цель: освоения базовых понятий нравственности (милосердие, сочувствие, сострадание, соучастие) и формах их проявления, понятий нравственного сознания о нормах нравственного поведения в школе, правила общения с окружающими: взрослыми и сверстниками;
Задачи: - формирование у учащихся нравственного сознания.
- формирование доброго отношения к окружающим людям, природе;
- воспитывать стремление совершать добрые поступки, дела;
- Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, развивать толерантное отношение друг к другу.
- Воспитание элементов нравственного создания.
1. Словарная работа: «жестокость», «равнодушие» «сочувствие», «добро», «милосердие», «сострадание», «соучастие».
Ход занятия
2. Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на занятии. Давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом и подарим свои улыбки.
На это приятной ноте начнём наше занятие.
В течение всего нашего занятия вы будите оценивать себя. А оценивать будем с помощью жетонов, лежащих у вас на столах. (обозначение: зелёная – всё правильно, жёлтая- 1-2 ошибка, красная - 3 и более ошибки)
В конце занятия подсчитаем жетоны и узнаем, кто лучше всех работал на занятии. Лист достижений.
3. Сообщение темы и цели.
- Ребята, чтобы вам понять, о чём пойдёт разговор на сегодняшнем занятии, я предлагаю вам посмотреть несколько фотографий из видеоряда.
- Подумайте, что связывает эти фотографии?
– Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на занятии?
Воспитатель подводит детей к словам-понятиям: «сочувствие», «милосердие», «сострадание», «соучастие», «жестокость», «равнодушие».
Воспитатель: - Как вы понимаете; что такое сочувствие?
(на доске крепиться карточка со словом «сочувствие» воспитатель предлагает учащимся подобрать слово противоположное по смыслу «жестокость» На доске крепиться карточка со словом «жестокость»)
Воспитатель: - Приведите примеры из своей жизни, где человека проявлял бы жестокость. А если не проявлять не одного из этих качеств, как можно назвать это состояние человека? (равнодушие и безразличие)
(На доске крепятся карточки со словами «равнодушие» и «безразличие»)
Воспитатель: - Сталкивались ли вы в своей жизни с равнодушием и безразличием? (приведите пример)
5. Работа у доски с тематическими карточками.
– Нам сегодня необходимо разобраться, что такое сочувствие и как его можно выразить.
Попробуйте разгруппировать предложенные слова.
Воспитатель: Ребята у меня на столе лежат карточки с обозначенными на них жизненными ситуациями, свойственными определённому качеству: сочувствие, жестокости и равнодушию.
Задание: Разместить на доске полученную карточку. Объяснить свои действия.
В ходе выполнения задания на доске выстраивается таблица:
Сочувствие |
Жестокость |
Равнодушие |
Накормить бездомного |
Обидеть животное |
Пройти мимо упавшего человека |
Разделить чью-то неприятность |
Ударить слабого |
Не заступиться за слабого |
Проведать больного |
Дразнить кого – либо |
Не помочь другу |
Помочь в беде |
Радоваться чужому горю |
|
6. Работа по карточкам
Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат карточка, вам нужно дать правильное определение следующих слов: сочувствие, равнодушие, жестокость.
Вам нужно отметить стрелочкой тот вариант определения, который подходит к этим словам.
Сочувствие – стремление проявить к кому либо сострадание, оказать помощь, сопереживать. Жестокость – проявление к кому либо насильственно грубых действий. Равнодушие – проявление безразличного отношения к окружающему. |
7.Физминутка:
Встаньте,
пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево. Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
8. Анализ ситуативных задач (работа в парах).
Воспитатель предлагает детям обсудить предложенные ситуации.
· Сережа отобрал у Вовы новогодний подарок. Затем подошел к Саше, которого обидели старшие ребята, и отдал подарок ему. Сережа проявил сочувствие или жестокость?
· На улице человека сбила машина. Находившийся рядом врач начал вправлять выбитое плечо пострадавшему. Человек кричал от боли. Врач жестокий?
· Оля шла по улице и увидела, как маленький мальчик упал с велосипеда. Он не мог подняться и сильно плакал. «Не повезло малышу», подумала Оля. Как поступила девочка? Как поступил бы ты на месте Оли?
· Двое друзей проходили мимо беседки. Внутри они увидели лежащего человека. Всю дорогу ребята спорили: ему плохо или он употребил чрезмерное количество алкоголя? Как поступили ребята? Как поступил бы ты?
9.Самостоятельная работа с опросными листами.
Воспитанникам предлагается заполнить опросные листы.
Задание: отметить (V) тот вариант ответа, который наиболее приемлем для вас в той или иной ситуации.
ситуация |
Варианты ответов |
||
1. Одного из ребят моей компании обидели. Ребята решили избить обидчика. Я.. |
Откажусь. Пусть без меня разбираются. Меня никто не обижал |
Вместе с друзьями буду участвовать в драке. Надо отомстить за товарища
|
Попытаюсь убедить своих друзей, что так делать нельзя. Пусть разбираются двое между собой |
2. Я попросил своего друга добавить мне денег на покупку магнитофона. Он мне не дал, сказав, что сам собирает деньги на приемник. На следующий день мой друг потерял все свои деньги. Я... |
Обрадуюсь. Не нужно было жадничать, когда я к нему обратился |
Отдам ему все свои деньги. Мне жаль друга
|
После того, как он отказался мне помочь, меня не интересуют его проблемы
|
Работа с притчей «Осколки доброты»
Семья
проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из
песка.
Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались по
ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя,
подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она
проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась
семье, но никто на её приветствие не ответил.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка много лет посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Не забывайте подарить добро.
Соседям, родственнику, другу.
Оно, как истинное волшебство,
Вернётся к вам по кругу.
Вопросы:
– Отнеслась ли семья с пониманием, сочувствием к старушке?
– А старушка? По отношению к кому она относилась с сочувствием?
10. Подведение итогов.
Воспитатель: - О чём мы сегодня говорили на занятие?
- Кто помнит, что означает слово: «сочувствие», «жестокость», «равнодушие».
А теперь ребята давайте подведём итог нашего занятия.
Давайте посчитаем наши жетончики, и посмотрим, кто как сегодня работал.
11. Рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали?
Что понравилось больше всего?
В чём вы ощутили затруднения?
Сочувствие – великая человеческая
способность и потребность, благо и долг.
Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Люди, способные на сострадание, сочувствие, обладают добрым сердцем.
На этом наше занятие закончилось всем спасибо за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.