Ребенок с нарушением интеллектуального развития – это «особый» ребенок. У него слабо развиты высшие психические функции: мышление, память, внимание, восприятие, особенно мышление, что ведёт к плохому усвоению учебной программы. Применение различных коррекционных упражнений вызывает у такого ребенка интерес к предмету, активность на занятиях, развивает речь, повышает орфографическую грамотность. Поэтому стараюсь как можно чаще использовать разные коррекционные задания направленные на коррекцию мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) А также на развитие внимания, речи, ориентирование в пространстве, памяти, воображения, восприятия,
Тема: Имя существительное. Обобщение.
Открытое коррекционное занятие
Цели:
Образовательные: обобщить знания учащихся по теме " Имя
существительное", активизировать использование полученных знаний
Коррекционно развивающие:
корригировать связную речь, способствовать обогащению и
уточнению словаря; Повышать уровень речевого развития и коммуникативных
умений
развивать словесную систему мышления.
корригировать память, наблюдательность, внимание
развивать воображение, логическое мышление, корригировать
мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию) с использованием
индивидуальных и дифференцированных заданий.
Коррекционно воспитательные: Воспитывать мотивацию к обучению, а
так же активность и самостоятельность в процессе учебной деятельности,
навык аккуратного письма.
Настрой: Добрый день, ребята. Давайте улыбнемся друг другу,
поприветствуем наших гостей улыбкой и начнем заниматься.
Тему нашего занятия вы определите сами, прослушав стихотворение:
Все, что существует, оно обозначает,
На вопросы кто и что верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ
Оно всегда имеет число и род
У него к тому же 3 склоненья есть
Падежей различных сразу целых шесть.
Какая тема спряталась в стихотворении?
На занятии мы вспомним, что мы знаем о существительном, будем выполнять
разные коррекционные упражнения, будьте внимательны, пишите аккуратно,
старайтесь делать все правильно.
1. А начнем наше занятие с небольшой шуточной сценки: «В грамматике
он силён», участники ее 2 героя – Люся и Митрофан
Люся. А скажика мне, Митрофан, дверь, например, какое имя: существительное
или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Люся. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Люся. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана дверь стоит ещё не
навешана: так та покамест существительна.
Люся. А какого рода слово «яйцо», Митрофан?
Митрофан. Никакого.
Люся. Почему же?
1Митрофан. Потому что неизвестно, кто из него вылупится: петух или курица.
Давайте поможем Митрофану разобраться в этих вопросах.
2. Но для начала изучим новое словарное слово «хозяйство», для
этого составим кластер. – Что вы понимаете под словом «хозяйство»?
(развитие речи, образное мышление через создание художественное изображение букв)
машина
дом хозяйство мебель
домашние животные посуда
вещи
Поставьте ударение
Трудные буквы «о» в слове, чтобы их запомнить, давайте нарисуем в виде
какогонибудь предмета, т.е. создадим художественный образ.
Как можно изобразить сразу две трудные буквы «о», чтобы их запомнить на
всю жизнь (тарелки, колеса, часы солнышки, в виде копен сена, в виде
хрюшек). Я изображу в виде хрюшек.
Составьте предложение со словом «хозяйство».
К какой части речи относится это слово?
Какие части речи вы еще знаете?
Что называется именем существительным?
3. Карточки ( Индивидуальное задание для Зенкова К.)
На карточке даны слова – имена существительные. Но в каждом ряду есть
слово, которое относится к другой части речи, его нужно зачеркнуть, оставить
только имена существительные. (Все карточки разные)
голова
чашка
веселый
помидор
идти
кастрюля
учитель
капуста
очки
варить
врач
лук
Для Зенкова К.
Зачеркнуть слова, в которых нет буквы «М»
мама
варить
солома
мороз
помощь
огромный
веселый
помидор
идти
море
маска
мир
(синий уголок – левый верхний)
Дети получают карточки – проверялочки и путем наложения карточки на
листок со словами проверяют, правильно ли зачеркнуто лишнее слово, т. к.
невырезанный квадрат должен его закрыть.
4. Теперь мы можем сказать Митрофану, к какой части речи
относится дверь?
2 А яйцо какого рода?
На доске написаны имена существительные, указать стрелочками какого они
рода, объяснить.
Озеро
Мужского рода
Голубь
Женского рода
Урожай
Среднего рода
Герой
Ягода
5. «Зашифрованные слова» 2 группа Цель: развитие словесного анализа
. У слов приключилась беда! Посмотрите как они склеились друг с дружкой.
Помогите им освободиться. Возьмите карандаш и проведите вертикальные
линии между словами. Подчеркните существительные 1) – 1 склонения, 2) 2
склонения, 3) 3 склонения
1)котиграножницыкуклаземлязаборкроватьгрядкакорова
2)юбкакатерсверчокромашкасловарькурицапотолокобруч
3)виноградночькроватькотлеталошадьмебельстадионпечь
Индивидуальное задание для Зенкова Кирилла
Расшифруй слова, замени цифры буквами алфавита.
2 10 13 6 20 26 16 22 7 18
6. Работа с деформированным предложением
Ребята, некоторые слова все – таки потерялись, давайте их найдем (слова
наклеены в разных местах класса). Составьте предложение.
Найти существительные, определить падеж.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
7. –Вычеркните буквы ф и х и прочитайте пословицу. Объясните
Лфухчшфе хгофрьфкхафя прфафвхда, хчфем хсфлахдфкхафя
флхожфхь.
Правда не всегда бывает приятная. Ложь, хоть и сладкая, приятная, но ложь
остается ложью)
8. Дерево успеха
Оцените себя, сорвав яблоко с дерева.
9. Упражнение на память. Приём на использование геометрических
знаний.
Запомните фигуры и находящиеся в них буквы.
(Время для запоминания от 30 с. до 1 мин.), после чего фигуры с буквами
3убираю и показываю те же фигуры без букв в нужной
последовательности.
Вспомните буквы каждой фигуры и составьте слово (молодцы)
Слова наоборот. «Зашифрованное слово».
пулут, дурт, залг, зов, генс, гарво, долох, дярто, дебо, дог.
Прочитайте предложения. Найдите в каждом предложении лишнее
слово, противоречащее его смыслу.
1. Маленький Саша весело заплакал.
2. По дороге полз колючий гладенький ежик.
3. Зайчик перепрыгивал через пеньки, кустики черники, сосны.
Падеж . Прочитай задом наперед и запиши предложения:
горосоН теадоб могор
еН етитуш с могоросон!
Приближается весна, все мы хотим, чтобы быстрее стало пригревать ласковое
весеннее солнышко. Давайте сделаем так, чтоб на нашем уроке солнышко уже
начало светить и приносить нам радость. Для этого выполните следующее
задание: выберите среди предложенных грамматических признаков те,
которые мы можем определить у глагола. И в виде лучиков
4