Открытое занятие на тему "Славянские куклы - обереги" (3 класс)
Оценка 4.9

Открытое занятие на тему "Славянские куклы - обереги" (3 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
искусство
3 кл
30.01.2019
Открытое занятие на тему "Славянские куклы - обереги" (3 класс)
Интересная тема для проведения открытого занятия. Подходит для детей 3-4 класса. Данная тема знакомит детей с русской культурой, нашими традициями. Тема развивает у детей моторику, внимание, чувство вкуса. Тема кукол-оберегов очень большая, интересная и требует несколько занятий для её изучения.
Славянские куклы - обереги.docx
«Славянские куклы обереги» Музыка. «Обрядовые песни». Положительный настрой. Цель: приобщение детей к русской народной культуре. Задачи: ­ Обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно­прикладном  искусстве России. ­ Воспитать патриотические качества: привить интерес к русскому народному творчеству,  воспитать любовь и уважение к культуре народа, развить у детей национальное самосознание.  ­ Воспитывать нравственно ­ эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и  аккуратности). ­ Развивать физические навыки, остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию рук под контролем глаз. Ожидаемые результаты: ­ Усвоение знаний о традициях русского народа; ­ Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала. План занятия: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Организационный момент; Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний; Новый материал; Практическая работа; Закрепление изученного материала; Анализ и оценка работ, итог урока. Используемые материалы: Три лоскутка разноцветной ткани круглой формы диаметром 25 см, 21 см, 18 см., лоскуток белой ткани размером 28 на 18 см для головы и рук, лоскуток треугольной формы для платка, кусочек ваты или другой  наполнитель, нитки. Здравствуйте ребята! Занимайте, пожалуйста, свои места. Я рада видеть вас, надеюсь, что вы на наше занятие пришли с хорошим настроением и с рабочем настроем. Итак, мои юные мастера и мастерицы мы приступаем к занятию. (музыка) Сегодня наше занятие я буду вести ни одна, а с помощниками. Ребята знакомтись мишутка Вася и мишутка Лиза. Вася:  Добрый день и добрый час,            Мы очень рада видеть вас!            Здравствуйте, ребята. Лиза:  Здравствуйте, здравствуйте! Учитель:  Мишутки, а что мы будем делать сегодня на занятии? Лиза:     А я подскажу. Я сейчас загадаю загадку, а вы угадайте. Слушайте внимательно: Расскажу ей сказку ­                Она закроет глазки,                Поиграем ­ будем спать,                 Уложу ее в кровать.                 Что за милая игрушка:                 Утром ­ дочка, днем ­ подружка? Дети:  Кукла. Учитель:  Правильно  ребята.  Сегодня  мы  с  вами  начнем   знакомство   с куклами.  Но  с какими?   Послушайте   внимательно   музыку,   которая     будет   играть   все   наше   занятие.   Она современная  или нет?  Дети:  нет!  Учитель:  Правильно ребята, это музыка наших предков, значит какие куклы мы будем сегодня делать? Дети:  Цель:   нашего   занятия   хотя   бы   на   немножко   прикоснуться   к   русской   народной культуре. Куклы появились в глубокой древности. Представьте   себе   ребята   быт   наших   предков   –   ни   телевизоров,   ни   Интернета,   ни мобильных   телефонов.   Они   жили   в   согласии   с   природой,   занимались   земледелием, животноводством,   ремеслами. К   различным   событиям,   наши   предки,   делали   обрядовые куколки,   и   каждая   из   них   наполнялась   своим   смыслом   –   какая­то   куколка   сжигалась   как символ очищения, а какая­то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать. Куколки бывали самые разные, не только из ткани – но и из глины, и из соломы, нитей, крупы, лечебных трав, даже из золы.      Куклами­оберегами всегда были очень сильными помощницами в быту.  Чтобы изучить их все, наверное, можно потратить целую жизнь. Сегодня мы с вами  познакомились только с некоторыми из них, а одну из них пы попробуем сегодня сделать. Ребята, мои помощники знают  много об оберегах. И сейчас мы вам расскажем о них.  Учитель: Лиза, а какой куколке­обереге ты расскажешь? Лиза: ММММММ! Надо подумать… Я знаю оберег Око Бога. Учитель: Лиза, а что он обозначает? Лиза:  Это самая древняя обережная кукла наших предков ­ Око Бога, или Божье Око. Крестообразная композиция выражает идею силы добра на все четыре стороны света. Учитель:  Да,   ребята,   этот   оберег   трубно   назвать   куклой,   но   все   же   он   стал основоположникам куклам­оберегам. Учитель: Вася, а ты какой оберег знаешь? Вася: А я знаю куколку оберег «Зерновушка». Зерновушка — кукла, которая символизировала достаток и благополучие  в доме. Учитель: Эту куклу наполняли крупой с нового урожая и ставили на самое видное место. Учитель: Лиза, а какую куколку оберег ты еще знаешь? Лиза: Я вспомнила! Есть ещё кукла оберег «Неразлучники». Учитель: Какое интересное название. А что этот оберег значил? Лиза:  Кукла Неразлучники символ и оберег крепкого союза, поэтому делается как бы на одной руке, идти по жизни рука об руку, быть вместе в радости и беде.  Учитель: Васенька, а какую куклу оберег ты ещё вспомнишь? Вася: Да что­то не могу больше ничего вспомнить… Учитель: А давай я тебе подскажу. Вася: Давайте! Учитель: Эти куклы считаются помощницами хозяек в доме.  Куклы с мешочками счастья – приносят гармонию  и счастье в дом. Ну что догадался? Вася: Да! Это Берегиня! Учитель: Правильно Васенька, Берегиня! А давайте ребята посмотрим, чего нет у куколок оберегов? Дети:  Лица!!!Учитель: Да ребята! Традиционная тряпичная кукла безлика.   Лицо кукле не рисовали.   Считалось,   что   в   неё   может   вселиться   злой   дух,   который   в   дальнейшем   будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Ну что ребята, нам пора приступать к работе. А какую куколку оберег мы будем делать угадайте сами. Лиза подскажи! Лиза: Берет колокольчик, и звоним в него. Дети: Колокольчик! Учитель: Правильно ребята. Куклу оберег Колокольчик. Оберег Колокольчик это кукла добрых вестей и хорошего настроения. Мои юные мастера и мастерицы пусть этот оберег поможет вам получать только хорошие известия. Вложите в куколку частицу своей души. Приступаем… Учитель: Лиза и Вася, что нам понадобится для работы? Лиза:  Три лоскутка разноцветной ткани круглой формы диаметром 25 см, 21 см, 18 см.      Лоскуток белой ткани размером 28 на 18 см для головы и рук. Вася: Лоскуток треугольной формы для платка.     Кусочек ваты или другой  наполнитель.           Нитки.     Ножницы.         Учитель: Спасибо большое мои помощники, теперь ребята справится сами. А вы можете возвращаться к себе в сказку. Лиза: До свидания ребята!  Вася:  До свидания ребята! Но запомните, куклу­оберег нужно создавать с добрыми мыслями и любовью. Дети: До свидания!  Ребята   в   нашей   работе     нам   понадобятся   ножницы.   А   кто   мне   подскажет   как правильно ими пользоваться? Ход работы: пошаговый процесс изготовления куклы 1) Сейчас мы с вами изготовим голову куклы.  Для этого возьмите вату и скатайте  из неё шарик.  Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы. 2)  Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перевязываем ниткой. 3)  В   середину   лоскутка   поменьше   кладем   то,   что   получилось   и   опять   обтягиваем   и перевязываем ниткой. 4)   Также поступаем и с третьим лоскутком ткани. 5)   У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем. 6)    Теперь   делаем   руки.   Для   этого   свободные   концы   ткани   выравниваем,   определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой. 7)   На голову кукле повязываем платок. 8)   Всё, кукла готова. Можно оформить рукава, пояс декоративной тесьмой. Закрепление изученного материала. 1. Когда возникли первые игрушки? Дети: В глубокой древности. 2. Из чего их делали? Дети: Делали их из сена, ткани, нитей, крупы, лечебных трав. 3. Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо? Дети: Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без  лица оберегают дом и очаг. 4. Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать? Дети: Колокольчик. Что она означает? Дети:  Кукла Колокольчик ­ куколка добрых вестей. Молодцы ребята!!! А теперь давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось. Вот все куколки подружки. Не похожи друг на дружку. Рефлексия Ребята у вас на столе лежит камушек. Положите его в одну из корзинок или с солнышком или тучкой понравился вам занятие или нет. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.  Если очень захотеть, то каждый из нас может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность, своя душа. Мои мастера и мастерицы большое спасибо за работу, за терпение и внимание. Уважаемые гости, спасибо большое, что посетили наше занятие. Всего вам  доброго! Занятие закончено!

Открытое занятие на тему "Славянские куклы - обереги" (3 класс)

Открытое занятие на тему "Славянские куклы - обереги" (3 класс)

Открытое занятие на тему "Славянские куклы - обереги" (3 класс)

Открытое занятие на тему "Славянские куклы - обереги" (3 класс)

Открытое занятие на тему "Славянские куклы - обереги" (3 класс)

Открытое занятие на тему "Славянские куклы - обереги" (3 класс)

Открытое занятие на тему "Славянские куклы - обереги" (3 класс)

Открытое занятие на тему "Славянские куклы - обереги" (3 класс)

Открытое занятие на тему "Славянские куклы - обереги" (3 класс)

Открытое занятие на тему "Славянские куклы - обереги" (3 класс)

Открытое занятие на тему "Славянские куклы - обереги" (3 класс)

Открытое занятие на тему "Славянские куклы - обереги" (3 класс)

Открытое занятие на тему "Славянские куклы - обереги" (3 класс)

Открытое занятие на тему "Славянские куклы - обереги" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2019