Открытый интегрированный урок химии и экологии в 10 классе
Оценка 4.9

Открытый интегрированный урок химии и экологии в 10 классе

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
10 кл
09.02.2022
Открытый интегрированный урок химии и экологии в 10 классе
Открытый интегрированный урок химии и экологии в 10 классе по теме Тема «Экология и здоровье человека»
10 кл интегр открыт урок.docx

Интегрированный урок экологии и химии в 10 классе.

Тема «Экология и здоровье человека»

 

 

 

                                                                     «Единственная красота,

                                                                      которую я знаю - это здоровье»

Г.Гейне.

 

Цели:

Образовательные:

Показать - взаимосвязь здоровья человека, здоровья населения и здоровья среды в целом.

-  Необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека.

- Доказать при помощи химических экспериментов отрицательное  влияние отдельных факторов на здоровье человека.

Развивающие:

-  Развивать понятия о факторах здоровья и риска болезни, умение определять их значимость.

Воспитательные:

-  Обратить внимание на связи между правом человека на здоровье, с обязанностью ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих и здоровью среды.

- Формировать необходимость здорового образа жизни.

- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде в целом, и людям, которые нас окружают.

Оборудование:

- компьютерная презентация;

- хим. реактивы (р-р белка, (СН3СОО)2Pb, этанол С2 Н5ОН, куриная печень)

Ход урока.

I.                    Организационный момент.

II.                 Активизация познавательной деятельности.

Ребята, разгадав кроссворды, вы сможете понять, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Кроссворд для 1 ряда.

Кроссворд для 2 ряда.

Кроссворд для 3 ряда.

https://ru-static.z-dn.net/files/d0e/2f50a3e6f1c28ef9f57938e95e86efbb.jpg

Запишем дату и тему урока в тетради. Тему урока «Экология и здоровье человека» спроецировать на экран .

III. Вступительное слово учителя.

      Биолог

Жизнь - это чудо. И это чудо находится в наших руках.

Каждый человек хочет быть здоровым, и добиваться этого может разными способами: кто-то успешно занимается спортом, кто-то тщательно следит за своим питанием. Здесь важно все:  и образ жизни, и питание и среда в которой человек живет.

Жизнь восхитительна! Это сокровище! Все здравомыслящие люди хотят долгой счастливой и полезной жизни. Казалось бы, высокая продолжительность жизни и надежное здоровье должно быть правилом, но, увы...

Химик.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы попробуем раскрыть тему «Экология и здоровье человека» опираясь на знания химии и биологии, знания экологических закономерностей.

IV.    Основная часть урока.

Биолог.             

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, (определение Всемирной организации здравоохранения - ВОЗ)

От состояния здоровья человека зависит его продолжительность жизни. Так, Россия занимает 142 место по продолжительности жизни из 192, средняя продолжительность жизни женщин составляет на сегодняшний день- 76 лет, а мужчин всего - 64 года.

Химик.

 Сроки жизни для человека точно не определены. История донесла до нас ряд примеров, свидетельствующих об удивительной способности человеческого организма оставаться молодым до глубокой старости. В июле 1554 г. Кардинал Д. Арманьяк, проходя по улице города, увидел плачущего на пороге своего дома 80-летнего старика. На вопрос кардинала старик ответил, что его побил отец. Удивленный кардинал пожелал увидеть этого свирепого отца. Ему представили бодрого старика 113 лет от роду. Старик почтительно объяснил кардиналу, что побил сына за неуважение к деду, мимо которого тот прошел не поклонившись. Войдя в дом, кардинал увидел там еще одного старика 143 лет от роду. Известны факты, когда люди доживали до 150-170 лет, сохраняя ясность мышления и бодрость духа.

 

Физминутка

Поработали!? Устали? Встали!     

Из - за парт все  вышли  дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

 Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

 

Биолог

Ребята, назовите факторы, воздействие которых может привести к развитию болезни.

2.Факторы, влияющие на здоровье людей

Факторы, влияющие     на здоровье

Значение        для здоровья, примерный удельный вес (%)

Группы факторов риска.

Образ жизни

49-53%

Курение, употребление алкоголя, несбалансированное, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации, адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации.

Генетика, биология человека

18-22%

Предрасположенность к наследственным заболеваниям

Внешняя   среда, природно-климатические условия

17-20%

Загрязнение воздуха, воды, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические магнитные и другие излучения.

Здравоохранения

8-10%

Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.

 

Следующая наша задача или проблема - определить, какие факторы являются факторами здоровья, а какие факторами риска?

Вредные привычки

 

Обоснуйте    правильность    высказывания    Л.Н.Толстого: «Какая счастливая перемена  произошла бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом»

 

Выступления учащихся.

         Влияние табака на организм человека. ( Сообщение)

         Алкоголь - главный разрушитель здоровья. (Сообщение)

 

Видеоролик «Действие алкоголя на организм».

Парная работа. Эксперимент: Влияние этанола на молекулу белка.

Организм человека – белковая материя. Давайте посмотрим, что произойдет при действии спирта на белок.

Опыт 1:  действие этилового спирта на белок (денатурация белка).

Реактивы: этиловый спирт, белок.

Цель: экспериментально доказать, что спирт денатурирует белок необратимо, изменяя ее структуру и свойства, следовательно, отрицательно воздействует на организм человека.

 

Инструкция по проведению опыта.

 В пробирке выдан раствор белка куриного яйца. Прилейте в  пробирку столько же этанола. Отметьте изменения в пробирке.

     Вы видите, что при  действии спирта происходит денатурация белка, т. е. необратимое разрушение.

Вы теперь понимаете, что при поступлении даже незначительных доз спирта в    организме каждая клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое действие.

 

       В печени происходит обезвреживание ядовитых веществ, поступивших в кровь. Этот орган врачи называют мишенью для алкоголя, так как 90% этанола обезвреживается именно в нем. В печени происходят химические процессы окисления этилового спирта.

Вот что происходит с печенью пьющего человека.

 Видеоролик « Влияние алкоголя на печень человека»

Опыт 2: Влияние этанола на куриную печень. 

Знаете ли вы, что...

•   Последние научные данные показали, что в пиве содержатся: психоактивные вещества, подобные тем, что содержатся в конопле. Вот почему опьянение от пива бывает своеобразным, отупляющим.

·                    Ядовитые вещества (относительно без­вредны в малых количествах, но при увеличе­нии объёмов становятся агрессивными), в частности кадаверин (продукт гнилостного распада белков), который крайне вреден для сосудов, особенно для сосудов мозга.

•    Сам объём выпитого пива резко увеличи­вает нагрузку на сердце, страдают и почки (лиш­няя жидкость задерживается в организме).

•    По содержанию алкоголя 1 рюмка водки (50 мл) = 1 банке пива = 1 банке коктейля.

•    Даже эта доза пагубно воздействует на организм человека:

способность к ориентации в пространстве снижается на 10-12%.

Если в трезвом состоянии снайпер 10 патро­нами выбивает 96 очков из 100 возможных, то по­сле принятия рюмки водки — 26;

·                    Способность к выполнению физической нагрузки (количество движений до полного мышечного утомления) падает на 15%.

• Алкоголизм приводит к раннему старе­нию: пьющая женщина в 30 лет, как правило, выглядит старше, а к 40 годам превращается в старуху.

Ф.М.Достоевский писал «Употребление спиртных напитков скотинит и зверит человека, ожесточает его, отвлекает от светлых мыслей... а главное - необратимо стоит над человеческой волей и вообще искореняет всякую человечность», (слайд)

Вывод - вредные привычки - факторы риска.

Биолог.

Питание и здоровье человека.

Какие факторы, связанные с питанием могут отрицательно повлиять на здоровье человека?

         Неполноценное питание (отсутствие в пище необходимых организму
белков,    жиров,    углеводов,    минеральных    солей,    витаминов,
незаменимых аминокислот и др.)

         Несбалансированное   питание   (избыток   калорий   при   недостатке
двигательной    активности,    несоответствие    количества    пищи
энергетическим затратам)

         Переедание, потребление избыточного количества углеводов и жиров.

         Употребление химически загрязненных продуктов питания (нитраты,
соли тяжелых металлов)

         Микробное заражение пищевых продуктов (сальмонеллез, дизентерия,
пищевая токсикоинфекция, ботулизм и др.)

          

Часто человек использует в пищу натуральные продукты растительного происхождения, выращенные в теплицах или в открытом грунте при использовании большого количества минеральных удобрений? В чем может заключаться опасность этих продуктов? (повышенное содержание нитратов)

Нитраты - их влияние на организм.  (Сообщение ученика).

Видеоролик « Определение нитратов тестером»

Химик

 Окружающая среда и здоровье человека ( влияние тяжелых металлов).

Человек - часть живой природы. Объясните, почему природная среда является неотъемлемым условием жизни человека, и не может быть заменена никакой искусственной средой?

         Нарушения в состоянии здоровья могут быть связаны с недостатком или   избытком   определенных   химических   элементов   в   данной местности.    Существуют    территории,    избыточно    насыщенные токсичными элементами: свинцом, таллием, ураном и другими.

На территории нашей республики негативное воздействие на окружающую среду оказывает Унальское  хвостохранилище, здесь сосредоточены отходы переработки полиметаллической руды общим объемом более 6 млн тонн.

Хвостохранилищем принято называть комплекс, предназначенный для хранения или захоронения радиоактивных, токсичных и других отвальных отходов обогащения полезных ископаемых, которые называют хвостами.

В республике разработан Проект, согласно которому предусмотрены инженерная защита территории хвостохранилища и рекультивация земель, загрязненных солями тяжелых металлов.

Экологами и учеными вносились различные варианты обеспечения экологической безопасности в районе хвостохранилищ - от переработки хвостов на обогатительной фабрике с использованием новейших технологий до полной консервации на месте и их закрытия.

Химическое загрязнение среды.

Свинец

При интоксикации свинцом под удар попадают нервная и кроветворная системы. Особенно чувствительны к свинцовым отравлениям дети. В организме человека содержится - 120 мг.свинца, который можно обнаружить во всех тканях и органах, а в первую очередь в скелете. Десять лет потребуется для того, чтобы накопленный свинец уменьшился лишь наполовину. Благодаря деятельности человека миграция свинца в окружающей среде приобрела гигантские масштабы. До 90% от общего количества выброса свинца принадлежит продуктам сгорания бензина с примесью свинцовых соединений. Появление значительных количеств свинца в атмосфере, гидросфере, почве привело к повышению накопления этого металла в организме растений, животных и человека. В результате самоочищения атмосферы значительная часть свинца либо осаждается вблизи источников загрязнения, либо возвращается на поверхность суши и океанов с осадками.

Человек - одно из последних звеньев пищевой цепи, испытывает на себе наибольшую опасность нейротоксического воздействия свинца. Соединения свинца поступают в организм человека через кожу и слизистые оболочки, через дыхательные пути и пищеварительный тракт. При интоксикации свинцом развивается поражение мозга (энцефалопатия), нарушается дыхательная функция крови вследствие разрушения эритроцитов, возможно развитие импотенции, нарушение функции пищеварительного тракта в результате атрофии слизистой оболочки тонкого кишечника и угнетения целого ряда ферментов за счет вытеснения свинцом из последних цинка и меди. Содержание свинца в крови не приходит к норме даже спустя три года после нормализации его уровня в воздухе.

 Проведение экспериментальной работы. Парная работа.

Опыт 3: «Действие солей тяжелых металлов на организм». Как говорилось ранее, наш организм состоит из белков. Исследуйте влияние соли ацетата свинца на белок.

 

Выводы

Факторы здоровья - чистый воздух, чистая вода, зеленые насаждения, здоровые почвы.

Факторы риска - химическое загрязнение среды, вредные привычки, правильное питание.

Общий вывод:

Чтобы быть здоровым - необходимо вести здоровый образ жизни, задуматься о здоровье окружающей нас среды, а именно не загрязнять, не превращать нашу маленькую планету в мусорную свалку. Главное условие нашего развития и здоровья - не покорение, а сотрудничество с природой, бережное и заботливое отношение ко всему живому на Земле. Быть здоровым позволено только в здоровой жизненной среде. Это аксиома.

V. Домашнее задание.

1.  Сочинение-рассуждение на тему: «Пища, питье, сон, любовь - пусть будет все умеренным». Гиппократ.

 

2. Составить тематический кроссворд с ключевым словом «Хвостохранилище»

 

 

VI. Выставление оценок за деятельность на уроке.


 

Интегрированный урок экологии и химии в 10 классе

Интегрированный урок экологии и химии в 10 классе

Кроссворд для 2 ряда. Кроссворд для 3 ряда

Кроссворд для 2 ряда. Кроссворд для 3 ряда

От состояния здоровья человека зависит его продолжительность жизни

От состояния здоровья человека зависит его продолжительность жизни

Здравоохранения 8-10%

Здравоохранения 8-10%

Если в трезвом состоянии снайпер 10 патро­нами выбивает 96 очков из 100 возможных, то по­сле принятия рюмки водки — 26; ·

Если в трезвом состоянии снайпер 10 патро­нами выбивает 96 очков из 100 возможных, то по­сле принятия рюмки водки — 26; ·

Хвостохранилищем принято называть комплекс, предназначенный для хранения или захоронения радиоактивных, токсичных и других отвальных отходов обогащения полезных ископаемых, которые называют хвостами

Хвостохранилищем принято называть комплекс, предназначенный для хранения или захоронения радиоактивных, токсичных и других отвальных отходов обогащения полезных ископаемых, которые называют хвостами

Земле. Быть здоровым позволено только в здоровой жизненной среде

Земле. Быть здоровым позволено только в здоровой жизненной среде
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2022