Конспект
внеклассного мероприятия
на тему:
«Вода в нашей жизни»
класс: 2 «а»кл.
Цель: формирование знаний о воде как явлении природы.
Задачи занятия:
1) познакомить учащихся со свойствами воды, опираясь на произведения классиков русской литературы;
2) закрепить знания детей о свойствах воды;
3) продолжать развивать бережное отношение к природе и умение рационально использовать воду в быту,
4) воспитать любовь к родному краю.
Оборудование:
1) проектор,
2) магнитофон,
3) диск с записями течения воды,
4) сборники стихотворений Ф. И. Тютчева,
5) логопедические зеркала,
6) мультфильм «Капля», творческое объединение «Экран»,
7) мультфильм «Ванна», творческое объединение «Экран»,
8) стакан и чашка с водой,
9) репродукция И. Айвазовского «Среди волн морских»
10) инструментарий опыта (3 стакана разной формы)
Оформление доски:
1) проблемный вопрос
2) репродукция И. Айвазовского «Среди волн морских»
Ход урока:
I. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок на урок! Встаньте ровно рядом со своими местами! Проверьте, все ли у вас готово к уроку окружающего мира! Не забудьте, что мы сегодня будем обращаться также к литературному чтению.
-Посмотрите, какое прекрасное утро! За окном морозная, ясная погода. У меня сегодня отличное настроение, потому что я нахожусь рядом с вами, чувствую вашу любовь и настрой на активную работу! Закройте глаза, скажите мысленно себе: «У меня все получится, потому что рядом со мной друзья».
-Садитесь, давайте приготовимся к уроку! Чтобы вы были внимательными и ваши глаза не устали во время занятия, выполним зрительную гимнастику. Представьте, что вы – юные аквалангисты-исследователи и находитесь на глубине океана и вдруг перед вами проплывает незнакомая рыбка, маленькая, необычно красивая. Вы за ней тихо наблюдаете. (Учитель в это время водит рыбкой по плакату – водной глади, имитируя движения рыбки по часовой стрелке, против часовой стрелки, по диагонали и т. д.)
-Я предлагаю вам отгадать загадки, которые помогут определить нам тему нашего урока.
-Помогут мне ребята.
(Читает загадку Чернова Дарья)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
-Ребята, скажите о чем идет речь в загадке? (о воде)
(Читает загадку Соколов Максим)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
-Ребята, скажите о чем идет речь в загадке? (о воде)
(Читает загадку Машкова Ангелина)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
-Ребята, скажите о чем идет речь в загадке? (о воде)
-Итак, ребята, что сегодня станет темой нашего урока? (вода)
- А зачем мы сегодня будем говорить о воде? (Чтобы узнать как можно больше о свойствах воды, чтобы узнать о значении воды в жизни человека, чтобы узнать о роли воды на Земле.)
Постановка целей урока
-Вода – наша постоянная спутница, она играет важную и незаменимую роль в нашей жизни.
-Не только мы говорим на уроках о воде, но и русские поэты и писатели, но еще и один наш ученик Иголкин Егор.
(выступление Иголкина Егора)
-Ребята, Алена Вячеславовна!
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Нам сказали, что вода
Наша спутница всегда!..
-Вот мой вопрос: «Почему вода - наша спутница? Она же не провожает меня в школу, не встречает меня, не помогает делать домашние задания…» (проблемный вопрос на проекторе)
III. Актуализация знаний, введение их в контекст нового знания
-Большое спасибо! Очень хороший вопрос «Почему вода – наша спутница»? Чтобы ответить на него, проведём маленькое исследование, и поможет нам в этом мультфильм «Капля».
-Я прошу вас смотреть очень внимательно, прошу, чтобы вы заметили свойства воды. (Просмотр мультфильма «Капля»)
-Какой вы увидели воду в мультфильме? (Сильной, могучей, доброй, щедрой на свои богатства.)
-А теперь проведём опыт с сильной, могучей и доброй водой у нас в классе и определим её свойства на практике. (учащиеся проводят опыт с инструментарием)
(На столах стоят два сосуда с водой (стакан и чашка).
-Ребята, сравните форму воды в стакане и чашке. Что вы можете сказать о форме воды? (вода не имеет формы) на проекторе
-Перед вами стакан с водой и пустой стакан. Ученые говорят, что это инструментарий опыта. Я перелью воду из одного стакана в другой. Вода переливается? (да) Почему она переливается? (потому что она жидкая) на проекторе
-Какого цвета вода? (она прозрачная) на проекторе
-Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона? (да) Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, хлеба. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? (нет, нельзя) Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Тогда какой вывод можно сделать? (вода не имеет вкуса) на проекторе
-Когда мама печет пирожки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? (ничем не пахнет) Тогда какой вывод можно сделать? (вода не имеет запаха) на проекторе
-Если поместить воду в морозильную камеру, во что она превратится? (в лед) Что такое лед? (лед-это твердая вода) на проекторе
-А если нагреть воду, во что она превратится? (в пар) Что такое пар? (пар – это тоже вода)
(Каждый ответ ученика сопровождается записью на проекторе.)
- Ребята, тогда снежинка, капелька и «паринка» что это или кто? (это вода)
- Действительно, снежинка, капелька и «паринка» - это родные сестры!
-Молодцы, ребята! Мы с вами провели в классе исследование (слово на доску).
Физ.минутка
IV. Знакомство с новым материалом
-Вода - наша спутница не только в быту, она вдохновляет и творческих людей: писателей, поэтов, художников. Я хочу прочитать вам свое любимое стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Весенние воды».
-Кто знает, какие воды мы называем весенними? (Весенние воды – первые весенние ручейки, которые появляются после того, как растает снег.)
-Слушаем! (чтение стихотворения)
-Вам понравилось это стихотворение? Почему? (ответы учащихся)
-Ребята, скажите, о чем это стихотворение? (это стихотворение о том, как звонкие весенние ручейки несут весть о наступающей весне)
-Кто хочет прочитать стихотворение выразительно? (чтение хорошо читающим учеником)
-А можно ли в этом стихотворении воду назвать спутницей? (Можно, потому что она несет вести о наступающей долгожданной весне.)
-А кто помнит, какой мультфильм мы смотрели в кинотеатре? Именно он поможет нам ответить на вопрос: «Какова роль воды в жизни?» (Союз зверей.)
-Для чего все звери объединились? (Чтобы освободить воду.)
-Зачем им вода? (Чтобы жить.)
-А кто собрал всю воду? (человек)
-Зачем? (Чтобы построить отель среди пустыни для богатых людей, чтобы заработать много денег.)
-Как вы думаете, люди использовали рационально воду? (нет)
-Ребята, а в этом мультфильме можно назвать воду спутницей? (да)
-Чьей она была спутницей? (спутницей животного мира)
-А была ли она спутницей человека? (да, только люди ее не правильно использовали, не экономили ее)
-А для чего человек использует воду? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, поим обитателей живого уголка и т.п.)
-Без нее мы сможем прожить? (нет)
-А я говорю: «Да!» Кто прав: я или вы?...
-Ученые доказали, что без воды человек может прожить,… но только 3 дня.
-Да, вода – это жизнь.
-Без воды мы прожить не можем.
-Вода – наша спутница.
-Мы используем в разных целях.
-Посмотрите на фотографию Земли из
космоса и попробуйте доказать, что вода очень сильно нужна человеку? (На
Земле очень много воды, человек использует ее в быту, в сельском хозяйстве, на
промышленных предприятиях.)
- Найдите на глобусе участки желтого цвета. Что им обозначено? (пустыня)
-Что вы знаете о пустыне? (Воды там очень мало, поэтому там особенно бережно относятся к воде).
-А вы цените воду? Скажите мне на ушко… только честно.
-Все ответили на этот вопрос по-разному: одни берегут воду, другие-нет.
-А вот некоторые взрослые берут из крана чистую воду, а выливают грязную, уже использованную, и она загрязняет водоемы. И мы в том числе делает также. Поэтому на Земле сейчас осталось очень мало чистой воды.
-Значит, воду надо беречь. Мы потрудились и немножко устали. Давайте отдохнем.
V.Физ.минутка
VI. Закрепление нового материала
-Вода – спутница всего живого на земле. Как мы, ученики второго класса, можем сберечь воду? Что мы можем сделать? (предположительные ответы учащихся)
-Ответ прост. Думаю, нам поможет мультфильм «Ванна». (просмотр мультфильма на проекторе)
-Так что же надо сделать, чтобы сберечь воду? Посмотрите на эти знаки! (ответы учащихся)
-Давайте придумаем памятку с правилами: «Как сохранить воду?» (на проекторе)
1) закрывать потуже кран,
2) не бросать мусор в водоемы,
3) не выбрасывай жидкие отходы в водоемы.
-Прочитайте и напоминайте об этих правилах родителям.
VII. Подведение итогов
-Молодцы! Ваша активная работа меня сегодня очень порадовала.
-Итак, подведем итоги, возвращаясь к вопросу Егора. (на доске)
-Почему вода – наша спутница? Егор, мы ответили на твой вопрос? Ты доволен? Ждем в дальнейшем от тебя таких же интересных вопросов.
-Что вам запомнилось?
-Что нового вы узнали?
-Чем поделитесь дома с родственниками?
-Понравилось ли вам заниматься исследованием?
VIII. Домашнее задание
-Придумайте волшебную сказку о приключениях доброй, сильной и щедрой воды. А помогут вам книги, которые представлены на классной выставке.
-Чтобы итог урока вам запомнился, я попросила моего консультанта подобрать и выучить стихотворение о значении воды.
Учитель:Мирзебекова Н.Т.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.