Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Орехово-Зуевский техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по МР
_____________ Е.Б.Купцова
«____» ____________ 20___ г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
учебной практики
МДК 01.03 «Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций»
08.01.26 «Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства.»
Разработал:
Мастер производственного обучения Дрыкин Александр Викторович
Дата проведения 25.11.2019 г.
Группа 75, 3 курс обучения
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
на заседании ЦК преподавателей и мастер п/о
профессионального цикла
Председатель ЦК ____________ Ларионова А.В.
«___» _________ 20___ г.
2019 г.
ПЛАН
урока по учебной практике
Дата проведения: 25 ноября 2019г.
Место проведения: Электромонтажная мастерская
Группа № 75
Профессия: «Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства».
ПМ. 01 .Монтаж осветительных электропроводок и оборудования
МДК 01.01.Осветительные электроустановки
ТЕМА урока Монтаж проводки с лампами накаливания - 180 мин.
ЦЕЛИ урока:
Образовательная:
- формирование ПК 2.3 - Обобщение знаний о процессе монтажа и обслуживания осветительных сетей и оборудования; формирование умений составлять схемы управления электрическим освещением; формирование умений правильно выполнять технологию монтажа светильников с лампами накаливания.
Развивающая:
- развить умение обобщать полученные знания и умения и последовательно их применять в процессе выполнения практической работы по сборке электрической схемы светильников.
- развить мышление, познавательный интерес.
Воспитательная:
- формирование ОК 1 (понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.)
- формирование ОК 2. (организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.)
- формирование ОК 3. (принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.)
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: составление и монтаж схемы управления освещением жилой комнаты квартиры с помощью двух и однополюсных выключателей.
Материально – техническое оснащение урока:
1. Задание к практической работе
2. Набор монтажного инструмента (пассатижи, круглогубцы, утконосы, монтажный нож, отвертки - шлицевые, крестовые)
3. Отрезки провода АПБПП 2*2,5мм2
4. Лампы накаливания
5. Установочная осветительная аппаратура (выключатели однополюсные)
6. Макет с осветительной аппаратурой
7. Изолента ПВХ, изоляционные колпачки
ХОД УРОКА
I. Организационная часть – 5 мин.
- осмотр формы одежды;
- готовность обучающихся к уроку;
- проверка обучающихся по списку;
- назначение дежурных по мастерской.
II. Вводный инструктаж – 40-50 мин.
Мотивация: знания и умения, полученные на уроке будут востребованы на производственной практике и позволит использовать их быту.
2.1. Сообщение темы и цели урока (формирование профессиональных компетенций): Обобщение знаний о процессе монтажа и обслуживания осветительных сетей и оборудования; формирование умений составлять схемы управления электрическим освещением; формирование умений правильно выполнять технологию монтажа с лампами накаливания .
2.2. Актуализация теоретических знаний учащихся.
Проверка знаний обучающихся:
-Фронтальный опрос:
· Дайте определение осветительной электроустановки?
Ответ: осветительная электроустановка – это электротехническое устройство, предназначенное для освещения различных общественных и жилых зданий, сооружений, промышленных предприятий и территорий.
· Из каких частей состоит светильник?
Ответ: корпуса (металлический, пластмассовый, стеклянный), отражателя (зеркальный, решеточный), патрона (карболитовый, фарфоровый).
· Безопасность труда при технологии монтажа осветительных установок?
- оберегать руки от ранения при снятии изоляции с ТПЖ;
- следить за организацией рабочего места;
- работать в спецодежде.
· Показ подсоединения ТПЖ к патрону с пояснением правильности выполнения фазного и нулевого рабочего провода.
2.3. Инструктирование учащихся по материалу урока
2.3.1.Теоретическая часть
· Дайте определения световому прибору?
- совокупность источника света и светотехнической арматуры.
· На какие виды по конструктивному исполнению подразделяются светильники?
- открытые, защищенные, влагозащищенные, пылезащищенные, взрывозащищенные.
· Разнообразные источники света по способу преобразования электроэнергии в световое излучение разделяются на?
- две группы – тепловые и газоразрядные
· Основные световые величины?
- световой поток, освещенность и сила света
· Источники света различают:
- общее
-местное
-комбинированное
-рабочее
-аварийное
-переносное
-охранное
-светооградительное
Назначение источников света :
- общее –называют освещение всего или части помещения
-местное- является освещение рабочих мест, предметов или поверхностей
-комбинированное- сочетает в себе общее и местное освещение
- рабочее- освещение, служащие для обеспечения нормальной деятельности производственных и вспомогательных подразделений .
- аварийное – освещение, которое при нарушении рабочего освещения временно обеспечивает возможность продолжить работы или эвакуации людей.
- переносное освещение осуществляется переносными ручными лампами от сети 127 или 220В в нормальных помещениях и от сети 12В в помещениях повышенной опасности и на открытых участках территории
- охранное освещение устанавливается вдоль ограды охраняемой территории с таким расчетом чтобы одновременно освещались внешняя и внутренняя зоны примыкающие непосредственно к ограде.
Светооградительное освещение устанавливается на высотных зданиях и других сооружениях для обеспечения безопасности полетов самолетов в темное время суток.
Монтаж осветительных электроустановок производиться по проекту (рабочим чертежам), в которых приводятся светотехнические расчеты и расчеты осветительной сети. Требования к производству монтажа электроустановок согласно СНиП, ПУЭ, ПТЭЭП, инструкции заводов- изготовителей. При монтаже осветительных электроустановок должны учитываться характер технологического процесса, условия эксплуатации и состояние окружающей среды.
Расчет потерь напряжения ведется при условии минимальных затрат проводниковых материалов.
Расчетная нагрузка питающей осветительной сети определяется произведением установленной мощности ламп, определяемой светотехническим расчетом и коэффициента спроса, равного 0,6 для РУ, подстанций, складских и вспомогательным помещений предприятий, 0,8—для лечебных учреждений , учебных , жилых зданий, 1- для производственных помещений.
Питание осветительных электроустановок осуществляется от отдельных осветительных трансформаторов или от трансформаторов к которым одновременно присоединены и силовые потребители.
Технологическая последовательность монтажа состоит из следующих операций: разметка мест установки светильников, разметка трассы электропроводки, прокладка и крепление проводов, сборка (распайка распаячных коробок) схемы освещения, установка и подсоединение ТПЖ к установочной осветительной аппаратуры, проверка монтажа.
При всех операциях соблюдение техники безопасности.
2.3.2. Практический показ с объяснением.
· Подготовка к монтажу (рабочая принципиальная и монтажная схема)
· Заготовка материала и инструмента.
· Организация рабочего места (расположение материала и инструмента)
· Технология монтажа (показ прокладки провода, снятия изоляции при сборке схемы с запасом провода)
· Виды и причины брака при снятии изоляции.
2.3.3. Закрепление материала вводного инструктажа.
-1-2 обучающихся демонстрируют приёмы снятия изоляции с ТПЖ и соединение скруткой под колпачок изоляционный
- теоретические вопросы мастера обучающимся:
· Вопрос: Куда подсоединяется фазный и нулевой рабочий провод в патроне ?
Ответ: нулевой провод к винтовой металлической гильзе патрона, для безопасности смены ламп, фазный к центральному.
· Вопрос: Сколько делается запаса провода в распаечной коробке?
Ответ: длина провода должна быть по нормам СНиП не менее 100мм
· Вопрос: Как выполняется кольцо к зажимам клемм осветительной аппаратуры ?
Ответ: по диаметру болта и по часовой стрелке
2.3.4. Инструктаж по ТБ и ПБ (с привлечением обучающихся)
2.35. Выдача задания, сообщение нормы времени на работу, технических требований и критериев оценок за выполненную работу.
-Технические требования:
Соблюдение технологической последовательности монтажа осветительной установки (светильников с лампами накаливания)
- Критерии оценки:
5
4
3
2
Выполнение работы самостоятельно, в полном соответствии требованиям технической и технологической документации.
Уверенное и точное владение приемами монтажа; самоконтроль.
Выполнение работы самостоятельно, в основном в соответствии требованиям технической и технологической документации с несущественными ошибками, исправляемыми самостоятельно; самоконтроль.
Выполнение работы в основном в соответствии требованиям технической и технологической документации с несущественными ошибками, исправляемые с помощью мастера.
Недостаточное владение технологической последовательностью монтажа. Самоконтроль с помощью мастера.
Несоблюдение требований технической и технологической документации, приводящие к существенным ошибкам.
Неточное выполнение приемов работ и контроля качества продукции с существенными ошибками; неумение осуществлять самоконтроль за выполнением приемов работ.
III. Упражнения учащихся и текущее инструктирование – 120 мин.
· Составить однолинейную схему согласно задания
· По однолинейной составить многолинейную схему управления освещением комнаты жилой квартиры
· Выполнить схему соединения проводов в ответвительной коробке
· Осуществить сборку схемы управления освещением комнаты жилой квартиры на стенде монтажной мастерской
· Собранную схему опробовать с разрешения мастера производственного обучения и разобрать.
3.1.Обходы рабочих мест обучающихся с целью проверки:
- организации рабочего места обучающимися; соблюдение обучающими техники безопасности (ОК 1);
- правильности выполнения - умений составлять схемы управления электрическим освещением; формирование умений правильно выполнять технологию монтажа светильников с лампами накаливания.
контроля и самоконтроля выполняемых операций.
-наблюдение за умениями пользоваться технической документацией;
- оказания помощи обучающимся, встретившимся с трудностями;
- проведения коллективного инструктажа при обнаружении общих ошибок и нарушениях техники безопасности.
IV. Заключительный инструктаж – 20 мин
4.1. Оценка освоения профессиональных компетенций (ПК 1.2.); оценка освоения общих компетенций (ОК 1; ОК 2; ОК 3):
4.2. Подведение итогов урока (анализ усвоения основных трудовых приёмов по отработке выполняемого задания). Рефлексия.
· выяснить степень усвоения нового материала (с каждым индивидуально).
· сообщить о достижении целей урока ;
· отметить успехи учащихся; группы в целом;
· выставить оценки за качество выполненной работы и правильность выполнения трудовых приёмов с привлечением обучающихся;
· разобрать типичные ошибки, рассмотреть пути их профилактики и устранения;
· проанализировать выполнение правил техники безопасности и организацию рабочего места.
V. Выдача домашнего задания:
Ю.Д. Сибикин «Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий»
Глава 13 «Осветительные электроустановки» параграф 13.3, 13.6- стр.39-41,46-48.
В.М. Нестеренко, А.М. Мысьянов «Технология электромонтажных работ»
М.Ю. Черничкин «Большая энциклопедия –Электрика»
М.П. Кузнецов «Техника безопасности при электромонтажных работах»
А.Н. Бредихин , Э.И. Ландесман «Охрана труда» -Электромонтажные работы.
Мастер производственного обучения: А.В.Дрыкин.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.