Урок. Смутное время в России (урок в группе 20 ГДТ, в формате дистанционного обучения)
(Преподаватель истории высшей категории ГБПОУ «Балахнинский технический техникум» Одинцова Г.Н.)
Урок комбинированный. Технология ПДО с элементами критического мышления.
Цель. Создать представление о Смутном времени в России начала 17 века
Задачи.
Образовательная. Выявить причины Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий, познакомить с основными действующими лицами
Развивающая. Продолжить развитие у учащихся умения участвовать в онлайн-общении, выполнять онлайн-тесты, работать с презентацией, анализировать, выделять главное, делать выводы.
Воспитывающая. Продолжить воспитание гражданственности, патриотизма при изучение темы.
Ход занятия.
Вступление. Активизация деятельности.
(Формулировки размышления и задания по ходу деятельности на занятии появляются в ВК, в беседе группы)
Прежде, чем мы вступим в новое время, в новую эпоху российской истории, давайте повторим!
Эпоха Ивана 4 (Грозного), о которой шла речь ранее, сложна и противоречива, к ней и к самому правителю нельзя относиться однозначно! Мы с вами найдем возможность, чтобы еще раз вернуться и к этой эпохе и к этому правителю. Это заслуживает того!
Задания.
Попробуйте ответить на некоторые вопросы и выполнить задания по предыдущей теме.
1) -Какой титул приобрел Иван Грозный, пройдя обряд коронации в Успенском соборе Московского кремля?
-Продолжите фразу: «Круг близких сподвижников Ивана 4, помогавших ему проводить реформы называется ….. …
-Как называется внутренняя политика Ивана Грозного, сопряженная с террором и насилием?
-Иван 4 первый российский правитель, который попытался завоевать выход в Балтийское море. Как называется эта война?
-После какого события родилось выражение: «Сирота казанская»?
-После присоединения какого ханства Волга и в низовье стала русской рекой?
-Что объединяет следующие имена: Иван 4, купцы Строгановы, Ермак Тимофеевич?
2) Онлайн тест, выполняется в течение 6 минут и присылаете скриншот с результатом в беседу.
https://onlinetestpad.com/ru/test/260-pravlenie-ivana-groznogo
3) Это событие являлось одной из самых страшных личных трагедий Ивана Грозного. Был ли он, действительно, виновником произошедшего – это один из спорных вопросов русской истории. Хотя многое говорит о том, что не виновен.
Задание. Найдите в интернете и пришлите изображение этого события, иллюстрацию, думаю, хорошо известной вам картины. которую зачастую именуют «картиной крови».
(Картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван»)
Это событие станет одним из многих других, которые, в конечном итоге, приведут к прерыванию династии Рюриковичей, династическому кризису, ставшему одной из причин особого времени в истории нашего государства.
Этап формулирования темы занятия.
За этим временем стоят такие понятия, как голод, народные бунты, гражданская война, самозванство, интервенция и, даже, «разруха всего Московского государства»…
В юбилейный, 2012 год, был создан фильм об этом времени. Трейлер фильма я хочу вам предложить.
Трейлер фильма 1612 https://www.youtube.com/watch?v=5Ebmnqy0roE
Задание. О каком времени идет речь?
Тема занятия. Смутное время в России
Изучение новой темы.
Размышление учителя. Смутное время в России в конце 16-начале 17 вв.: время сложное, трагическое. Это многочисленные народные бунты, это гражданская война (самая страшная из всех возможных войн), это интервенция (вторжение) в страну войск Швеции и Польши, время, когда мы, действительно, могли потерять свою национальную независимость. В это время было много падения, предательства, но и много настоящего самопожертвования, возвышения, подвига (патриарх Гермоген, народные ополчения, Иван Сусанин..).
Ваша задача сегодня - вспомнить эти события (вы с ними подробно знакомились в школе) с помощью презентации и составить их хронологию в своей рабочей тетради. На эту работу вам отводится 20 минут.
(Презентация по теме отправляется в беседу группы)
Выполненное задание с составленной хронологией высылается в лс.
Закрепление материала
Давайте проверим себя!
1)
О ком идет речь?
Он мог стать основоположником новой правящей династии в России. Не имея права на престол, стал первым избранным Земским собором царем. Есть версия, которой, кстати, придерживался и Пушкин А.С., что он был виновником гибели в Угличе младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия.
Кем он был? По этому поводу существует ни одна версия, самые распространенные из которых: беглый монах-авантюрист и чудом спасшийся в свое время царевич Дммитрий. Он смог добиться, хоть и на очень короткое время, своей главной цели: занять престол в Москве, стать русским царем.
Убейте! замучьте!— моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
2)
Чье имя и почему является лишним в ряду?
Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, «Семибоярщина»
3)
О каких событиях идет речь?
В беседу друг за другом высылаются иллюстрации с картин русских художников, изображающие разные события Смуты
4)
Что, с вашей точки зрения, стало главными причинами победы Нижегородского ополчения и освобождения Москвы от поляков?
Домашнее задание.
Посмотреть фильм «Русская Смута. Тайны смутного времени» и ответить на вопросы к нему.
Прикрепляется файл с фильмом.
Вопросы к фильму:
-Чем объясняется полное нравственное одичание, которое поразило общество?
-На чем, прежде всего, основывалось обвинение Бориса Годунова в причастности к смерти царевича Дмитрия?
-Чем можно объяснить успех Лжедмитрия I ?
-Каковы доказательства того, что в условиях Смуты имела место гражданская война?
-В чем человеческий и гражданский подвиг патриарха Гермогена?
-Что было самым главным в призыве К. Минина к нижегородцам?
По итогам занятия благодарность всем! Оценки в Дневник.ру.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.