Открытый урок по биологии
9 класс
Функции белка
Подготовила: учитель биологии
МКОУ «ООШ с. Талон»
Белякова Т.Ю.
2020 год
Тип урока: открытие новых знаний.
Форма урока: урок-исследование
Методы обучения: выполнение экспериментов, публичное выступление, защита работ, работа с дополнительным литературой, наглядным материалом,.
Тема урока: Функция белков.
1. Актуальность
Реализация принципов личностно-ориентированного обучения имеет одну из сторон проявления: значимость изучаемого материала, его смысловая ценность для обучающегося в его повседневной жизни.
2. Степень новизны основной цели
Урок-исследование имеет большой обучающий потенциал. Кроме того, сохраняется практико-ориентированный характер курса, развиваются навыки исследовательской деятельности.
3. Результаты применения:
· систематическое применение активных форм обучения позволит сделать мотивацию к предмету более стойкой («Ученик без желания учиться, как птица без крыльев»)
· у обучающихся постепенно формируется метод мышления, основанный на поиске информации и ее анализ.
· повысится процент участия школьников в предметных олимпиадах по биологии разного уровня, в конкурсах исследовательских работ.
· повысится уровень внеаудиторной занятости учащихся по предмету и качество проводимых занятий (кружки и факультативы по предмету)
· активнее будет осуществляться формирование учебно-познавательных, информационных компетенций школьников, их личностное совершенствование.
Цели урока:
1. Организационный момент, приветствие. (1 мин.)
(В классе играет песня «Призрачно всё в этом мире бушующем» на слова Александра Зацепина и музыку Леонида Дербенёва )
Учитель: Добрый день ребята.
2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности. (3 мин.)
Учитель: Сегодняшний урок я хотела бы начать стихотворением Семёна Яковлевича Надсона.
Меняя каждый миг свой образ прихотливый
Капризна, как дитя и призрачна, как дым.
Кипит по всюду, жизнь в тревоге суетливой
Великое смешав с ничтожным и смешным.
У каждого из нас есть своё представление о жизни. Мне как учителю биологии близко высказывание философа Фридриха Энгельса «Жизнь есть способ существования белковых тел…»
Пусть эти слова станут эпиграфом нашего урока. У вас на столах лежат маршрутные листы, которые сегодня на уроке будут вашим информационным полем. Запишите эпиграф.
В этой высказывании философа, не биолога, какие есть биологические понятия?
Какие признаки живого вы знаете?
Ответы учащихся
Учитель: я буду записывать на доске, а вы подчеркните эти понятия в своих маршрутных листах.
(запись на доске в столбик)
Жизнь Белковых тел
-Размножение
-Развитие
-Рост Белок
-Питание
-Дыхание
Получается что белок отвечает за все эти процессы происходящие в живом организме.
Значит, какая у нас сегодня тема урока? Ответы учащихся
3.Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности (3 мин.)
Учитель: Скажите, а вы сейчас можете объяснить, как белок обеспечивает все эти процессы живого организма, т.е. как он работает? Ответы учащихся
Замечательно, нам будет над, чем работать сегодня на уроке.
Учитель: Это и будет цель нашего урока?
В начале урока, когда вы входили в класс, звучала песня. Какая? Кто мне напомнит?
Ответы учащихся
В этой песни прозвучали слова тоже о жизни. Какие? Как там трактовалась жизнь? Ответы учащихся
4.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) – 3 мин
Учитель: У вас ребята остался тоже миг между учёбой в школе и взрослой жизнью. В которой вам предстоит выбор профессии. И мне очень хочется, что бы вы сейчас примерили на себе различные виды деятельности. И, как известно, работать в одиночку намного сложнее, чем в группе.
У нас сегодня будет 8 станций (Называю станции(профессии).На каждой станции вас ждут задания, выполнив которые вы узнаете, какие функции выполняют белки в живом организме.
Деятельность своей работы вы фиксируете в маршрутных листах. После прохождения станций вы должны заполнить кластер на доске, объясняя свою запись.
Задания понятно. Приступаем, на эту работу вам 15 минут.
5. Реализация построенного проекта -15мин
Станции |
Белки |
Функции |
Химики лаборанты |
Каталаза |
ферментативная |
Инженеры строители |
кологен и кератин |
строительная |
Технологи пищевого производства |
клейковина и казеин |
запасающая |
Спортивные тренеры |
актин и миазин |
двигательная |
Исследователи |
инсулин |
регуляторная |
Фармацевты |
фебриноген и интерферон |
защитная |
Биологи |
Гемоглобин, |
транспортная |
Диетологи |
все белки |
энергетическая |
6. Первичное закрепление - 10мин
Кластер на доске
Белки
(Во время заполнения кластера учитель корректирует и дополняет ответы учащихся)
Приложение 2
Мы назвали 8 функций белка. Цифра 8 символична на нашем сегодняшнем уроке. Если перевернуть эту цифру то получится бесконечность. Жизнь на нашей планете тоже непрерывна и бесконечна. (показываю цифру)
Учитель: Откуда мы берём белки? В каких продуктах содержится больше всего белков? Ответы учащихся
Я на весах уравняла мясо и фасоль. Как вы думаете почему?
Ответы учащихся
Да, действительно в 100 г мяса содержится примерно столько же белка сколько и 100 г фасоли. Ребята, а что дороже в магазине ? Ответы учащихся
Значит, нам выгоднее кушать фасоль вместо мяса, это будет очень экономно для семейного бюджета. Не правильно ли это?
Давайте просмотрим видео фрагмент и ответим на этот вопрос?
(видео фрагмент "Вегетарианство")
(видео о вегетарианцах)
Учащиеся отвечают на вопрос о значении животного белка для организма человека
Учитель: Какую цель урока мы перед собой ставили? Ребята, как вы считаете, мы её достигли?
Ответы учащихся
Учитель: Жизнь намного многограннее чем, то биологическое что мы сегодня рассматривали. В ней много нравственного. Мы представители вида Ноmo Sapiens Sapiens(человек разумный разумный) должны не забывать о том, что хотя в нас много животного мы должны оставаться людьми.
Герой автобиографического романа Николая Островского «Как закалялась сталь» вот так представляет жизнь.
(Видео фрагмент фильма «Как закалялась сталь»)
Ребята, а что для каждого из вас – жизнь? Попробуйте сформулировать и записать в своих маршрутных листах. Если для вас это сложно, то у вас в маршрутных листах записаны изречения известных людей о жизни. Прочитайте их и выберете, какое вам ближе по сути.
Ребята кто готов высказать своё видение жизни? Ответы учащихся
Учитель: Готовясь к сегодняшнему уроку на просторах интернета, я увидела вот такое высказывание. Я считаю его актуальным на сегодняшний день. «Жизнь это, что происходит вокруг тебя, пока ты залипаешь в своём телефоне».
7. Рефлексия: (3 мин.)
Учитель: Для подведения итогов сегодняшнего урока, я прошу вас заполнить ПОПС- формулу в своих маршрутных листах.
ПОПС- формула строится на следующем:
П — позиция «Я считаю, что __________________________________________________»
О — обоснование «Потому что _________________________________________________»
П — пример «Я могу доказать это на примере ____________________________________»
С — следствие. «Поэтому я делаю вывод, что _____________________________________»
7. Домашнее задание: (2 мин.)
§34, маршрутный лист, творческие вопросы по выбору
учащихся:
1. Что связывает проблему омоложения человека и белок ботулотоксин?
2. Интерферон. Значение для человека.
3. Где в медицине мешает специфичность белков?
4. Антибиотики – белки. Их плюсы и минусы в организме человека?
Заключение: (1 мин.) Сегодня на уроке вы плодотворно потрудились. Предлагаю вам выставить оценку друг другу. (сидящему справа) Надеюсь, вы будите объективны.
И закончить сегодняшний урок я хотела бы следующим высказыванием, которое было найдено в литературных памятников древнего Египта: "Помни - только эта жизнь имеет цену! "
Спасибо за урок всего вам доброго!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.