Открытый урок Что нужно человеку для счастья? (Урок по роману М. Шолохова "Тихий Дон") ""
Оценка 5

Открытый урок Что нужно человеку для счастья? (Урок по роману М. Шолохова "Тихий Дон") ""

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
12.11.2021
Открытый урок Что нужно человеку для счастья? (Урок по роману М. Шолохова "Тихий Дон") ""
Показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни
Что нужно человеку для счастья 11.docx

Открытый урок

Тема урока: Что нужно человеку для счастья? (Урок по роману М. Шолохова "Тихий Дон")

Цель: 1. Показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни.

2. Совершенствование умения вести диалог с автором; развитие творческих способностей учащихся.

3. Воспитание гуманизма.

Оборудование:  презентация, интерактивная доска, аудиозапись песни Антонова « Крыша дома твоего», два белых листа ватмана, маркеры.

 

Ход урока.

Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий.

М.Шолохов

I. Орг. момент.  Психологический настрой.

(Звучит музыка « Подари улыбку миру»).

  “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать в классе такую атмосферу, в которой вы будите  чувствовать себя “как дома”. Все в ваших руках.

  Сегодня на уроке мы соприкоснемся с творчеством М. Шолохова. «Это великий писатель, у которого есть призвание к эпосу, к трагическому действию и лирическое чувство природы. Его книги полны неистовой силы и поэзии». (Французский писатель Анри Труота)

    Михаил Александрович Шолохов - выдающийся мастер прозы, создатель особенного стиля в отечественной литературе .

  Всю свою жизнь М. Шолохов провел на берегу великой реки Дон.

  Донская  земля  – это  край казачества, особый мир со своим языком, обычаями и традициями, со своим характером, укладом, открытым всему миру Михаилом Александровичем Шолоховым.

II. Опрос домашнего задания.

      Блиц- опрос.

1. Сколько лет длилась работа над  созданием  романа «Тихий Дон»?
2. Каков жанр произведения?
3. Сколько действующих лиц насчитывается на страницах романа?
4. Каково первоначальное название произведения?
5. Каков исторический период романа?
6. Сколько неразрывных планов лежит в основе повествования?
7. Сколько  книг составляет  роман « Тихий Дон»?
8.  О каких событиях рассказывается в 1 и 2 книгах романа?
9. В какой из книг повествуется о полном разгроме белоказачьего движения и установлении Советской власти на Дону?
10. Что означает термин « тихий»?
11. Как был отмечен труд М. Шолохова после публикации романа?
12. Кто является главным действующим лицом романа?  Почему?

III. Обозначение темы – проблемы.

 

Как вы думаете, что нужно человеку для счастья?

(Учащиеся записывают ответы  на листе ватмана.)

ЗДОРОВЬЕ

ЛЮБОВЬ

МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

СЕМЬЯ (ДОМ)

МИР и др.

Учитель: Найдите ключевую фразу урока. ( Счастье )

 Тема же нашего урока звучит так: “Что нужно человеку для счастья?” (По роману М. Шолохова “Тихий Дон”.)

(Запись темы в тетради).

   Мы должны выяснить, какие ценности, необходимые человеку для счастья, утверждает в своем произведении М. Шолохов (обращение к портрету писателя), о чем мечтает его герой – Григорий Мелехов.

 

Учитель : Класс делится на две группы - планировщики и исполнители. Деление на группы произвольное. Назначаются два наблюдателя и один аналитик. Каждый наблюдатель следит за работой «своей» группы, аналитик в конце занятия делает анализ работы каждой группы и всей игры в целом.

 Планировщики 7-10 минут составляют инструкцию-схему анализа изучаемого материала . В это время группа исполнителей читает текст. Затем они получают инструкцию от планировщиков и в течение следующих 7-10 минут анализируют произведение  по инструкции-схеме, полученной от планировщиков. По окончании работы лидеры групп вывешивают на доске свои записи, сделанные маркерам и на больших листах бумаги, и выступают с презентацией (защитой). Исполнители могут согласиться или не согласиться с инструкцией, дополнить ее, но обязаны аргументировать свое решение. 

Для работы мы выбрали 4 темы.

      1. Счастливые сцены семейной жизни.

      2. Картины крестьянского труда в романе.

      3. Любовь в жизни героев романа.

        *    4. Отношение героев к Гражданской войне.

Используется технология « Снежный ком». Учащиеся работают в группах сменного состав.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

 

1. Счастливые сцены семейной жизни в романе.

   В самом начале романа М. Шолохов знакомит нас с историей и бытом семьи Мелеховых. Семейные сцены в романе опоэтизированы. Давайте внимательно вслушаемся в эти страницы и подумаем над вопросом: как писатель понимает семью, и что она значит для его героев?

 

Устный журнал: группа учащихся на фоне музыки читает отрывки из романа.

“…первый оторвался от сна Пантелей Прокофьевич. Застегивая на ходу ворот расшитой крестиками рубахи, вышел на крыльцо. Затравевший двор выложен росным серебром. Выпустил на проулок скотину. Дарья в исподнице побежала доить коров. На икры белых босых ее ног молозивом брызгала роса, по траве через баз лег дымчатый примятый след…

  На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей в палисаднике вишни”.

 

Григорий “нагнулся было зачерпнуть в пригоршню воды – в это время конец удилища, торчавший на пол-аршина от воды, слабо качнулся, медленно пополз книзу.

– Засекай! – выдохнул старик…

Выводив, Григорий…подтянул к баркасу измученного сазана.

Собрались…

– Ты, Григорий, вот что…примечаю, ты, никак, с Аксиньей Астаховой…Ты гляди, парень… Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать”.

 

“После обеда Григорий развязал мешок, стал оделять семью гостинцами.

– Это тебе, маманя… – Он протянул теплый шалевый платок.

Ильинична приняла подарок, хмурясь и розовея по-молодому.

Накинула его на плечи да так повернулась перед зеркалом и повела плечами, что даже Пантелей Прокофьевич вознегодовал:

– Карга старая, а туда же – перед зеркалой! Тьфу!..

– Это тебе, папаша… – скороговоркой буркнул Григорий, на глазах у всех разворачивая новую казачью фуражку…

Ну, спаси Христос! А я фуражкой бедствовал…

Сунулся примерить было к зеркалу, но взглядом стерегла его Ильинична. Старик перенял ее взгляд, круто вильнул, захромал к самовару. Перед ним и примерял, надевая фуражку набекрень.

– Ты чего ж это, дрючок старый? – напустилась Ильинична.

Но Пантелей Прокофьевич отбрехался:

– Господи! Ну и глупая ты! Ить самовар, а не зеркала?..

Жену наделил Григорий шерстяным отрезом на юбку; детям роздал фунт медовых пряников; Дарье – серебряные с камешками серьги; Дуняшке – на кофточку; Петру – папирос и фунт табаку…

Петро, покусывая пшеничный ус, любовался отцом, Григорий посмеивался”.

 

“Через месяц Григорий выздоровел… Все в жизни обретало для него какой-то новый, сокровенный смысл, все привлекало внимание. На вновь явившийся ему мир он смотрел чуточку удивленными глазами, и с губ его подолгу не сходила простодушная, детская улыбка… Иногда он рассматривал какой-нибудь с детства известный ему предмет хозяйственного обихода, напряженно шевеля бровями…Ильинична была несказанно удивлена однажды, застав его разглядывавшим со всех сторон прялку”.

 

ПВ : Что же такое семья в понимании М. Шолохова и что она значит для его героев?

 

– Семья, дом – место, где ты родился, где ты любим, где ты не одинок.

 

– Семья – то, где началась твоя жизнь, судьба: прялка ассоциируется с древнегреческими богинями судьбы – мойрами, которые тянули обрывали нить жизни человека через все препятствия и обрывали ее.

 

– Семья – сообщество, где все друг друга понимают: Григорий каждому члену семьи привез подарок, соответствующий его характеру.

 

– Семья – единство людей, которое нельзя разрушать.

 

– Дом – место, где можно набраться сил для дальнейшей жизни: недаром Антей прикасался к земле, чтобы набраться сил…

 

Обратим внимание на иллюстрацию № 1 к роману: она изображает дом Мелеховых на берегу Дона весной. (Иллюстрация крепится к доске).

 

Записывается “СЕМЬЯ (ДОМ)” на другой ватман как ценность, которую утверждает писатель.

 

2. Картины крестьянского труда в романе.

Жизнь казачества немыслима без крестьянских работ. Давайте вспомним сцену “На сенокосе”.

 

Ответ ученицы.

 

Семья Мелеховых работящая. Горяч на работу Григорий. Мы видим, как он идет на покосе следом за отцом и “стелет косой травье”.

Герои счастливы. Это показано через эпитеты (какие?) и художественные детали (какие?).

Настроение, которое возникает у читателя, сродни тому, что рождается при чтении кольцовского “Косаря”.

Труд – основа мирной жизни, материального достатка. Он объединяет.

  Записываются ценности – “ТРУД” и “МАТЕРИАЛЬНЫЙ ДОСТАТОК”.

 

III.  Любовь в жизни героев.  Дискуссия: кого любит Григорий?

   Одной из составляющих счастья вы назвали любовь. М. Шолохов солидарен с вами. В романе “Тихий Дон”, как и в других произведениях русской классики, мы видим любовный треугольник: Григорий, Наталья, Аксинья.

 

На доске рисуется “треугольник”.Кого же любит Григорий?

 

Дискуссия: Учащиеся приводят доказательства по тексту, а учитель ставит на доске “плюсы” за Аксинью или Наталью.

 

Вы сами убедились, что Григорий любит... обеих женщин. Наталья поражала его “какой-то чистой внутренней красотой”. Она – воплощение Дома, Семьи. Любовь к Аксинье – страсть, которая сильнее самого Григория. Гармонии в любви герою никак не удается достичь: то нет Дома для него с Аксиньей, то есть Дом с Натальей, но без всепоглощающего и страстного чувства.

 И только ненадолго в конце произведения устанавливается затишье: мы видим Аксинью молящейся за Григория и воспитывающей его детей.

 Вообще же жизнь героев “Тихого Дона” трагична.

 

IV. Отношение героев романа  к войне и способы ее выражения.

    На первом уроке мы говорили о том, как много потерял Григорий на протяжении всего повествования: от большой мелеховской семьи остались у героя только Дуняшка да Мишатка. М. Шолохов утверждает: “Война была всему этому причиной…”.

 

Мы записали МИР как необходимую составляющую счастья и тем самым отказались от войны. А как писатель относится к войне? С помощью каких способов он выражает свое отношение к ней?

(Выступление учащихся.)

 

Беседа с классом.

 

– Противопоставляет картины мирного труда и картины боя. Продолжая традиции русской классики, он идет вслед за Л.Н. Толстым, роман-эпопея которого даже называется “Война и мир”.

Зачитать отрывок, осуждающий войну.

 

– Показывает, что гражданская война разделила станичников, членов одной семьи, внесла смуту в душу отдельного человека;

 

– Обращается к картинам природы: Дон взволновался, когда началась смута. В то же время мир в природе противостоит убийству человека человеком: “ …положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом”;

– Использует прямые призывы к миру: “В годину смуты и разврата // Не осудите, братья, брата…”;

– Прибегает к символичным сценам: Григорий бросает оружие в реку…

 Гражданская война отняла у героя почти все: лишила его семьи, Аксиньи, в его Доме живет Мишка Кошевой…

 В душе героя пепелище.

 

 

Мы убедились, что  герои М. Шолохова  тоже за мир. Записывается ценность “МИР”.

V. Композиция романа

Обратили ли вы внимание на то, что композиция романа также служит выражению авторского замысла. Что мы узнаем из истории семьи Мелеховых вначале?

 

– Прокофий остался с сыном на руках.

 

Что мы видим в финале?

 

– Григорий держит сына на руках.

 

Иллюстрация  на интерактивной доске   изображает Дом, припорошенный снегом, Дон, покрытый по краям ледяной коркой.

 

Жизнь идет по кругу: человек рождается, умирает и снова рождается… Кольцевая композиция выражает идею о непрерывности жизни.

 

Дон, разбушевавшись и успокоившись, покрывается у берегов ледяной коркой: природа цепенеет, чтобы весной вновь пробудиться к жизни.

 

Защита выступлений.

Учащиеся на листе ватмана должны нарисовать дом и указать на каких подпорках он держится.

 

VI. Вывод

 

Совпало ли наше представление о счастье с шолоховским?

 

Мы на первое место поставили здоровье: писатель на этом аспекте внимание не акцентирует. Что ж, эта проблема обострилась в конце ХХ века.

 

Очень жаль, что среди составляющих нашего счастья нет понятия ТРУД. Мы заняты интеллектуальным трудом, но от земли отошли. Крестьянские полевые работы, их поэзия исчезают… Современная деревня в очень тяжелом положении. Не в гражданской ли войне кроются причины нынешней бесхозяйственности?

 

Мне очень приятно, что сегодня я услышала зрелые суждения, увидела, как вы выросли по сравнению с прошлым годом, когда мы говорили о подобной проблеме у Л. Толстого. Я рада, что шолоховский текст для вас – открытая книга, читая которую вы открывали автора и себя.

 

Гуманизм русской литературы утверждает вечные ценности (ДОМ, СЕМЬЯ, ЛЮБОВЬ) как основу счастья. Это то, что необходимо каждому из нас. Все мы мечтаем о Доме, где нас любят и где можно набраться сил.

 

Звучит песня Антонова  «Крыша дома твоего».

VII. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

- Что я здесь делаю?

- С какой целью пришел?

- Каков результат?

- За что бы я себя мог похвалить?

VIII. Домашнее задание. Написать сочинение по роману Шолохова « Тихий Дон».


 

Открытый урок Тема урока : Что нужно человеку для счастья? (Урок по роману

Открытый урок Тема урока : Что нужно человеку для счастья? (Урок по роману

Как вы думаете, что нужно человеку для счастья? (Учащиеся записывают ответы на листе ватмана

Как вы думаете, что нужно человеку для счастья? (Учащиеся записывают ответы на листе ватмана

Устный журнал: группа учащихся на фоне музыки читает отрывки из романа

Устный журнал: группа учащихся на фоне музыки читает отрывки из романа

Семья – то, где началась твоя жизнь, судьба: прялка ассоциируется с древнегреческими богинями судьбы – мойрами, которые тянули обрывали нить жизни человека через все препятствия…

Семья – то, где началась твоя жизнь, судьба: прялка ассоциируется с древнегреческими богинями судьбы – мойрами, которые тянули обрывали нить жизни человека через все препятствия…

Вообще же жизнь героев “Тихого

Вообще же жизнь героев “Тихого

Жизнь идет по кругу: человек рождается, умирает и снова рождается…

Жизнь идет по кругу: человек рождается, умирает и снова рождается…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2021