ОТКРЫТОЕ ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Работа над голосовым диапазоном»
Тип занятия:
Повторение пройденного материала
Цель:
Учебная: понятия «Диапазон голоса»
Повторить пройденную тему, ее аспекты.
Воспитательная: Воспитание положительного интереса к изучаемой дисциплине
Развивающая: Развитие музыкального слуха и расширение голосового диапазона.
Задачи:
Повторить понятие «Диапазон голоса»
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные: умение размышлять, отвечать на вопросы, развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.
Познавательные: учатся различать тембры голосового аппарата;
Коммуникативные: умение работать в группах, выражать свое мнение о музыке, понимать содержание вопросов и формулировать ответы; участие в коллективном пении.
Методы и приёмы работы:
Словесный; практический; объяснительно-иллюстративный, деятельностный.
Используемые средства:
Ноутбук, видеозапись, песенки-распевки, фонограммы песен.
Содержание занятия (Ход занятия)
Организационный момент:
Здравствуйте ребята! Рад видеть вас снова!
Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки педагога, тактильного контакта, ободряющей голосовой интонации.
Актуализация знаний:
Ребята, кто скажет мне, как называлась тема, пройденная нами на предыдущих занятиях? Давайте вспомним, о чём же мы говорили?
Правильно, мы говорили о гигиене голоса. Расскажите что вы узнали о гигиене голоса? Ответы детей.
Ребята, скажите, а у вас одинаковые голоса? Что их отличает? У кого-то высокий голос, а у кого-то низкий. Скажите, а от чего это зависит? Правильно, от возможности нашего голоса.
Постановка учебной задачи:
А теперь, попробуем определить цель нашего занятия.
- Попробуйте отгадать, о чем мы будем говорить?
- о голосах и возможности нашего голоса.
Повторение пройденной темы:
Я прочту вам притчу, а вы думаете и ответите в чём смысл данной притчи: «Рассказывают, когда Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать своё мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул «Да говори же ты, наконец, говори громче, чтобы я мог тебя видеть!»
И действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека… Разве тембр его голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам много о чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый, мягкий, грубый и мрачный, какие ещё оттенки голосов вы знаете? Испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твёрдый и живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли.
Голоса бывают не только у людей, певцов, но и у музыкальных инструментов.
Какие инструменты вам знакомы?
Ответы детей.
Отгадайте музыкальную загадку.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательно мотив,
Поет так нежно…. Дети: Скрипка.
У скрипки тоже есть голос. Голос инструментальный.
Послушайте, как звучит голос скрипки.
Звучит фрагмент - Н. Паганини «Каприс».
Запомните!
Звук инструмента – Инструментальный,
Голос певца и певицы – Вокальный.
А что вы знаете о певческом, вокальном голосе? Каким он бывает?
Женский певческий голос-(Сопрано-высокий; Меццо-сопрано(средний); Контральто-низкий;),
Мужские голоса делятся на Тенор(высокий); Баритон(средний); Бас(низкий).
детский голос называют дискантом.
Теперь я предлагаю вам просмотреть видеозапись, которая расскажет нам о классификации голоса.
(Просмотр видеозаписей с различными певческими голосами)
Диапазон - это звуковой объем. Это возможности певца брать те или иные ноты.
Диапазон — охват звуковысот между нижней и верхней границами, допустимыми для голоса человека или музыкального инструмента.
Слово диапазон«dia pason» греческого происхождения и означает «через все», то есть в музыке через все звуки. Под музыкальным
диапазоном понимается расстояние от самого
низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого.
Самый большой диапазон у органа. Он включает в себя диапазоны всехостальных инструментов и высоких и низких. Но отдельные участки диапазона даже на одном и том жеинструменте звучат неодинаково. Так, например, низкие, басовые звуки у рояля тяжеловесны, грузны, а высокие подобны звонким маленьким колокольчикам.
Тоновой охват певческого голоса значительно шире разговорного и зависит от вокального образования. Голосовой диапазон расширяется в основном в результате повышения верхней тоновой границы. Кроме того, приобретается необходимая сила голоса и тренированность. То есть чем больше мы тренируем верхнюю границу диапазона, тем большая вероятность расширить диапазон голоса. Тоже самое можно проделать и с нижней тоновой границей.
Закрепление пройденной темы:
(Практическое выполнение упражнений, разогрев артикуляционного аппарата, правильное дыхание, распевка. Пение в диапазоне вокально- хоровая работа над песней)
Давайте мы с вами перейдём к распевке и расширению верхней и нижней тоновой границы.
А теперь давайте разделимся на высокие и низкие голоса, а если быть точнее, то на альты и сопрано. Чтобы сделать это, нам необходимо выявить вашу принадлежность к той или иной группе.
Сопрано – до 1 октавы – до 3 октавы;
Меццо-сопрано – ля малой октавы – ля 2 октавы;
Контральто – ми малой октавы – фа 2 октавы;
А теперь подумайте для чего же нам стоит растягивать границы нашего диапазона?
Для того, чтобы проверить качество нашей с вами долговременной работы над расширением диапазона мы попробуем спеть песню «Мама, будь всегда со мною рядом».
Можете ли вы сказать, что исполнение этой песни стало для вас не настолько затруднительным в сравнении с прошлым годом? Почему?
Заключительная часть. Подведение итогов.
Итак, скажите, что же вы усвоили из сегодняшнего занятия?
Диапазон голоса— это количество музыкальных тонов, которое может спеть певец от самого низкого до самого высокого звука.
Женские голоса(альт, меццо сопрано, сопрано)
Мужские голоса(бас, тенор, баритон)
Дискант-детский голос
Давайте проведём небольшой эксперимент! На доске нарисовано дерево, на котором живёт семейство голосов. Каждый из голосов на предложенных вам карточках должен быть прикреплён на нужную ветвь дерева. Давайте попробуем и посмотрим, насколько хорошо вы закрепили новый материал.
До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.