Урок литературного чтения в 3-м классе (по УМК "Школа России"). М.Ю. Лермонтов "Утес", Переносный смысл стихотворения
Разделы: Начальная школа
Цели:
Оборудование: учебник, портрет М.Ю. Лермонтова, выставка книг М.Ю. Лермонтова, репродукция картины И. Шишкина «На севере диком…», карточки настроения (красная, зелёная), дифференцированные карточки, магнитофон, аудиокассета с записью стихотворений «Утёс», романса на музыку Варламова «Горные вершины…».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Ребята Мы с вами урок начинаем с хорошего настроения и продолжим его в качестве путешественников.
А мы знаем что путешественник всегда должен быть готов к путешествию, так как у нас не обычное а литературное путешествие. Давайте проверим, все ли вы с собой взяли. Учебники, рабочие листы, дневники и пеналы.!
- В каком городе мы остановились на прошлом уроке?. (Отв детей в столице России Москве)
- У кого в гостях мы побывали? (отв детей У Ивана Андреевича Крылова).
- Мы многое о нем узнали.
Работа по дифференцированным карточкам
- - У некоторых из вас на партах лежат задания от Ивана Андреевича Крылова Проверка карточек.
1 карточка.
Что такое басня? Объясните своими словами. Приведите пример (прочитай отрывок любой басни).
2 карточка.
Кто сказал такие слова:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!»
3 карточка.
- Откройте их и выполните задания.
- Как только выполните сдайте их мне на проверку. ( три конверта) (это во время фронт опроса про Крылова). (уч выходи к доске с карточкой, рассказывает, Спращиваю у детей правильно ли он ответил, оцениваю. )
- А в это время остальные мне расскажут что мы узнали об И А Крылове. (Дети расска
Биогр. И А Крылова.)
(когда родился, кем был , что написал , какие басни написал. Интересные факты. когда умер). Портрет Крылова ( Слайды )
-О какой басне нам рассказал И А Крылов?
- Кто нам ее расскажет ? ( На инт доске лес)
ИНСЦЕНИРОВКА (ворона и лисица). ( Какие вы молодцы, ) Оценивание.
Парная работа у доски .
- А в это время ребята ( Алия и Ислам покажут как умеют работать дружно в паре у доски)
- Ваша задача, сообща разобрать из одной колонки в две, слова характеризующие героев басни Лису и Ворону. ( на цветной бумаге характеристика героев, хитрая и т.д.) (На доске ворона и лисица картинки) В одну колонку распределить слова , двое уч распределяют в две колонки ). (Учитель проверяет работу)
-(Воспитательная беседа учителя)- (завершение проверки д з)
-Чуму нас научил И А Крылов через басню «Ворона и Лисица» Какими качествами человек не должен обладать?
-Что еще говорил И А Крылов ? ( отв детей : что нужно красиво говорить, чисто говорить не съедая окончания , а для этого нужно много читать).
II. Речевая разминка
(На доске инер) (хором)
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
У. Прочитайте скороговорку тихо и медленно,
выговаривая каждое слово чётко, прихлопывайте ритм.
У. О чём эта скороговорка?
Д. Скороговорка о том, как нужно правильно говорить.
У. Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова и читая на одном
дыхании.
IV. Постановка цели. Активизация знаний учащихся.
1) Введение в тему урока
-Посмотрите ребята как многому нас научил москвич И А Крылов. Но в этой Москве 15 октября 1814 году родился еще один талантливый поэт и писатель ., -Давайте отгадаем как его зовут. Если вы прочитаете только заглавные буквы, то вы угадаете как его зовут.( На А 4 сделать ленту МрраИоолХииА) (Чтение хором.)
-Коротко о нем нам расскажет моя помощница Сафия (коротк автобиогр упомянуть о сылки) Выход Сафии. Слайд (Я дополняю инф. А вы знаете что он еще был художником ..показ картинной галереи, обратите внимание на нашу картинную галерею (стена) )
-Умница, как ты красиво рассказала, а мне на ум пришли строки стихотворения Кавказ
(Чтение учителем Кавказ) Слайд видео.
- Наше путешествие продолжается.
-Где находится Кавказ? Кавказ ребята находится на Юге России. А кто мне покажет на карте где находится Кавказ ? (указка)
-А что указано коричневым цветом? Да ребята это горы, и чем темнее цвет тем выше горы.
-Кто мне назовет горы Кавказа? (, Казбек, Столовая гора, Эльбрус ( размеры).
-Сказав об Эльбрус нельзя не вспомните или не упомянуть об Албогачиевой Лейле нашей соотечественнице дважды покорившей вершину этой горы. (На доске портрет А Лейле)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Но мы сейчас здесь у подножья гор Кавказа мы свами сделаем привал и от души станцуем лезгинку, какой Кавказ без лезгинки (выходит пара танцует у доска , а ост на месте).
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ.
- Подберите синоним к слову ГОРА. (утес, вершина, возвышенность, скала).
--Какие вы у меня молодцы
(учитель говорит что такое утес, вывешивает на доске определение) (дети записывают определение.
-УТЕС ребята это не только гора но и название стихотворения М Лермонтова.
- А теперь ребята откройте учебники на стр__ и послушайте отрывок стихотворения «УТЕС» ( Учитель читает с учебника утес).
- В этом стихотворении встречается еще одно слово «ЛАЗУРЬ».
-Поэт нам одним словом передает состояние природы, неба.
Лазурь –это.. (вывешиваю на доску). (дети пишут) СЛАЙД
-Ребята , давайте запишем это слово. Запишите значение этого слова.
- Путешественники преодолевают много препятствий на своем пути. А мы с вами необычные путешественники поэтому при чтении этого стихотворения нам надо пройти преграду. ( чтение сложного текста по рядам (утес) хоровое чтение)
(Чтение текста) первый ряд читает несколько строк
- На рабочих листах текст самого отрывка стихотворения. Найдите и выделите в тексте синим цветом ЭПИТЕТЫ. Но прежде вспомним что такое эпитет?. (один уч говорит).
Теперь тоже самое препятствие преодолеет второй ряд. (дети читают) .
-А сейчас найдите в этих строках Олицетворение и подчеркните их зеленым цветом.
-А что такое олицетворение? (один уч отвечает).
-И последние строки этого отрывка стихотворения нам прочитает хором , дружно и красиво соблюдая интонацию третий ряд. А затем все дружно найдем и подчеркнем МЕТАФОРЫ. .Напоминаю что метафоры –это …
( Учитель ходит по рядам проверяет , и говорит, а ост работу выполняем дома).
-Путешествие должно быть увлекательным и необычным. –Сядьте поудобнее.
-Потому что необычным его для нас сделают чтецы-путешественники.
-К доске выйдут 3 уч. ( С листочками в руках с текстом) (РЭП). (в кепках) (Учитель-А это вам ребята для образа). – МЫ получили удовольствие от вашего чтения
-Ребята эти все методы и приемы чтения для того что вы были внимательнее и вам было интереснее заучивать текст стихотворения.
-Но произведения поэтов и писателей нужно читать в нужном темпе и интонации. Кто постарается в заключении прочитать это стихотворение красиво с выражением. (Албаков И читает с учебника).
ИТОГ УРОКА
На доске слово СИНКВЕЙН вывешивает на доске.
(Составление сенкв утес).
(Оценки)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Дифиренцированое д.з.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.