КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Класс – 7
Тип урока – урок-игра.
Тема – «Заседание клуба любителей Шерлока Холмса».
Технология урока – игровые с элементами театрализации.
Цели:
-Расширить круг читательских интересов учеников.
-Воспитывать культуру связной речи.
-Дать характеристику главному герою.
-Определить особенности жанра детективный рассказ.
-Познакомиться с понятием «кодирование информации».
-Учить кодировать и декодировать текстовую информацию.
-Обобщить и систематизировать изученный материал.
-Развивать наблюдательность.
-Способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных навыков и любознательности.
Задачи:
- использование метода «мозгового штурма» для стимулирования
творческой активности участников, генерации идей и отработки вариантов
решений, в том числе самых фантастических;
- осуществление коммуникативного взаимодействия участников через
активные формы выполнения конкурсных заданий.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
Представьте себе окружающий мир, в котором нет ни одной тайны, ни одной неразгаданной загадки. Как в нем было бы скучно! Наверняка, вы обожаете все таинственное и секретное! Ваш пытливый ум стремится изведать неизведанное, подобрать ключик ко всем секретам.
Во второй половине 19 века родился и достиг огромной популярности жанр детектива. Начало ему положил классический рассказ Эдгара По «Убийство на улице Морг» (1841), далее детективные сюжеты широко использовали Чарльз Диккенс, Эмиль Габорио, Уилки Коллинз и многие другие писатели. В многочисленных романах умелые и проницательные сыщики разоблачали хитроумных преступников, при этом образ сыщика был, как правило, довольно схематичен.
Конан Дойл, в отличие от предшественников, решил создать яркий образ сыщика, благородного и справедливого, который вызывал бы не только уважение, но и симпатию читателей.
На предыдущем уроке мы познакомились с жизнью и творчеством замечательного английского писателя. Озвучьте его имя? (Артур Конан Дойл) Мы также узнали о существовавшем когда-то клубе любителей Шерлока Холмса. Сегодня мы проводим заседание такого клуба, чтобы еще раз встретиться с любимым писателем и его знаменитым героем.
Дома вам необходимо было изучить факты биографии писателя и прочитать рассказ «Пляшущие человечки».
3. Проверка домашнего задания
Ребята, обратите внимание на инсталляцию. Перед вами предметы, которые тем или иным образом связаны с жизнью Артура Конан Дойла. Внимание! Леди и джентльмены, прошу вас прослушать задание. Это небольшая разминка для начинающих детективов! Вы берете предмет, называете его и рассказываете, как он связан с Конан Дойлом.
Предметы:
Краски (дед был профессиональным художником, отец великолепно рисовал).
Книги (Его мать много читала и приучила к этому Артура, который больше всего любил книги про тигров, львов и индейцев, о приключениях. В 6 лет он написал первую книгу с собственноручно выполненными иллюстрациями. Книга сохранилась в семейном архиве. В школе больше всего любил читать и глотал книги с такой скоростью, что в городской библиотеке был собран специальный совет, на котором решалось, можно ли ему обменивать книги чаще, чем три раза в день.).
Бинт (Успешно сдав выпускные экзамены, Дойл получил специальность врача на медицинском факультете в Эдинбургском университете. Важным событием в его жизни было участие в Англо-Бурской войне – первой войне XX столетия. Англия воевала на юге Африки с голландцами - жителями колоний глубинной части континента. Доктор Дойл попал на фронт в качестве врача госпиталя.)
Очки для плавания (Любимым занятием Артура с детских лет был спорт: плавание, коньки, хоккей, футбол, крикет, регби)
Учитель: Замечательно, детективы!
4. Актуализация знаний.
Учитель: Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты.
Рядом с Конан Дойлом есть профиль одного замечательного человека! Как вы думаете, кто это? (ответы детей). Правильно, Шерлок Холмс. Знакомьтесь, уважаемые члены клуба, Шерлок Холмс собственной персоной! Предоставим ему слово.
(звучит музыка из к/ф «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»)
5. Реализация индивидуального творческого задания
Шерлок Холмс (Горюнова А.): Здравствуйте, леди и джентльмены! Рад приветствовать вас на заседании клуба детективов! Я - лондонский детектив-консультант Шерлок Холмс; умный, благородный и справедливый борец со злом и защитник обиженных. Проживаю я вместе с доктором Уотсоном на Бейкер-стрит, 221b. В разных странах существуют десятки посвящённых мне обществ, музеев и памятников, почитатели пишут мне письма, романисты сочиняют продолжения приключений, а книга рекордов Гиннесса называет меня «самым экранизируемым литературным героем». Моим прототипом считается доктор Джозеф Белл, сослуживец Конана Дойла, работавший в Эдинбургском королевском госпитале и славившийся способностью по мельчайшим деталям определять характер, занятия и прошлое человека. Я играю на скрипке, много курю, являюсь личностью с ярко выраженной индивидуальностью. Использую такие методы криминалистики, о которых даже не знают полицейские! Среди них: сбор окурков и сигаретного пепла, идентификация пишущих машинок, разглядывание в лупу следов, обнаруженных на месте происшествия. Я расследую преступления в 4 романах и 56 рассказах. В 1975 году Колорадский государственный университет присвоил мне звание почетного доктора, а в 2002 году я был принят в члены Британского королевского общества химии.
Учитель: Друзья, а знаете ли вы, сколько лет нашему герою? Это совсем нетрудно подсчитать. Хотя дата стопроцентно не подтверждается, но именно 6 января 1854 года указано на официальном сайте Музея Шерлока Холмса в Лондоне в качестве дня рождения великого сыщика.
Ученики: 169 лет.
Учитель: К. Дойл умер, а жизнь его героя продолжается, потому что у Холмса есть много почитателей во всех странах мира.
II. ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ
Учитель: Своеобразие жанра, созданного им, заключается в том, что в центре каждого произведения находится не само преступление, а тончайший анализ обстановки и свойств человеческого характера, торжество того логического исследования, которое, опираясь на ничтожное количество фактов, почти с математической точностью приводит к единственно правильному решению. В 1903 год Конан Дойл написал рассказ «Пляшущие человечки», вошедший в сборник из 13 рассказов «Возвращение Шерлока Холмса».
Детективы, напомните мне, пожалуйста, основные составляющие детектива.
Ученики: (Работа с карточками, которые прикрепляются на доску при помощи магнитов)
Составляющие детектива:
1. История преступления.
2. История расследования.
3. Образ наивного рассказчика
4. Центральный образ сыщика
Учитель: Детективы, осмотритесь вокруг. Возможно вы найдете улики, которые помогут в раскрытии преступления! (Улики помещены в разных просматриваемых местах кабинета: на шкафу, на подоконнике, на стене, на тумбе, на учительском столе, на двери, на столе около доски, на доске).
Улики:
Конверт (Миссис Илси Кьюбитт получила письмо из Америки и незамедлительно сожгла его).
Свеча (двери открывали на короткое время, оплыла с одной стороны)
Записки (Мистер Хилтон Кьюбит нашел записку с изображением пляшущих человечков. Он никак не мог понять, что же это значит, а Шерлок Холмс разгадал шифр и понял, что записка предназначалась жене мистера Кьюбита – Элизабет Паркер, коротко Илси. Каждый человечек соответствует одной букве алфавита.
В тексте, у некоторых человечков есть флажки. Они разделяют текст на слова.)
Револьвер (застрелили мистера Кьюбита, Илси Кьюбитт ранила себя, пуля застряла в раме)
Дамская сумочка с деньгами (Илси Кьюбитт хотела откупиться от Аба Слени)
Клумба с цветами (цветы были вытоптаны, оставлен мужской след с острым носком)
СЛЕДСТВЕННАЯ ВЕРСИЯ (ведет Шерлок Холмс)
Шерлок Холмс (Горюнова А.): Итак, уважаемые детективы, вы тщательно ознакомились с найденными уликами. А я вам сейчас озвучу свою версию. Вам необходимо внимательно меня выслушать, а затем ответить: согласны со мной или нет. Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст рассказа.
Свой ответ начинайте словами:
Позвольте согласиться…
Позвольте не согласиться
1. Я считаю, что выстрелов было 3. (Убедившись, что окно во время трагедии было распахнуто, я пришел к выводу, что в этом деле был третий участник, стоявший снаружи и выстреливший в окно. Любой выстрел,
направленный в этого третьего, мог попасть в оконную раму. Я взглянул и действительно нашел след пули.)
2. Я считаю, что во время выстрела дверь и окно были раскрыты настежь.
(«…запах пороха не распространился бы с такой скоростью по всему дому»)
3. Я считаю, что в «комнате были открыты и двери и окно, но на очень короткое время».
«…эта свеча только чуть – чуть оплыла с одной стороны»
ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (презентация)
Учитель: В рассказе нам встретились забавные рисунки, которые могли бы вызвать улыбку, если бы они не оказались предвестниками страшной трагедии.
Итак, перед нами тайнопись. Человекообразные значки были изобретены еще в VIII в. императором Карлом Великим.
Холмс отметил, что записки достаточно «многословны», а некоторые человечки повторяются. Сейчас я расскажу как работают такие шифры — и дам задание.
Итак, это не просто каракули, которые выдают за детские рисунки, а текст, в котором буквы заменены пиктограммами! Перво-наперво, сыщик разобрался с флажками — они означали пробелы, отделявшие слова. Затем начал искать повторяющиеся картинки. Сделав предположение, что слово, с которого чаще всего начинаются записки, это имя — Илси, он получил сразу три буквы «И», «Л», «С». А дальше началась игра в «угадайку». Подставляя известные буквы, Холмс старался расшифровать остальные слова. Вскоре у него это получилось.
Сейчас и вам предлагается, пользуясь шифром, зашифровать имя автора рассказа. Кто быстрее?!
(На доске заранее прикреплены символы с расшифровкой. Ученики сверяют правильный ответ со своей записью в тетради)
Знаток сюжета(викторину ведет Шерлок Холмс(Горюнова А.)
1.Что посоветовал Шерлок Холмс мистеру Кьюбитту после первого посещения?
(По-моему, вам следует вернуться в Норфолк и внимательно следить за всем, что происходит вокруг. Как только вы обнаружите где-нибудь новых пляшущих человечков, вы должны самым тщательным образом срисовать их. Какая жалость, что вы не срисовали тех, которые были начерчены мелом на подоконнике! Наводите справки обо всех незнакомых лицах, появляющихся по соседству. Чуть вы заметите что-нибудь новое, сразу приезжайте ко мне. Вот лучший совет, какой я могу вам дать, мистер Хилтон Кьюбитт).
2.Через какое время мистер Кьюбитт снова посетил Шерлока Холмса? (2 недели)
Кто кого убил? Мистер Кьюбитт жену или она его?
Картинная гелерея.
Чтобы найти быстро преступника, важно иметь перед собой его портретное описание. По словесному портрету угадайте героя рассказа.
1. «…высокий, румяный, чисто выбритый джентльмен. По его ясным глазам и цветущим щекам сразу было видно, что жизнь его протекала вдали от туманов Бейкер – стрит». мистер Хилтон Кьюбитт
2. «У неё теперь всегда испуганное лицо, и по всему видно, что она ожидает чего – то…она живёт как во сне, и глаза её постоянно полны ужаса».
Илси Кьюбитт
3. «…высокий, красивый, смуглый мужчина в сером костюме и широкополой шляпе, с чёрной жесткой бородой и крупным хищным носом».
Аб Слени
Рефлексия.
Выполните задание на листочках.
III. Подведение итогов.
Продолжите предложение:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
IV. Домашнее задание :
Разноуровневое:
Придумать эмблему клуба любителей Ш. Холмса.
Написать детектив.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.