Открытый урок окружающего мира на тему "Стороны горизонта" 2 класс
Оценка 4.8

Открытый урок окружающего мира на тему "Стороны горизонта" 2 класс

Оценка 4.8
docx
19.05.2021
Открытый урок окружающего мира на тему  "Стороны горизонта" 2 класс
2кл. Марьям Стороны горизонта.docx

«Унцукульский район»

МКОУ «Гимринская поселковая СОШ»

 

Открытый урок окружающего мира на тему

"Стороны горизонта" 2 класс

 

Урок разработала и провела

учитель начальных классов

Саабдулаева Патимат Магомедовна

 

Цели и задачи урока: - познакомить учащихся с понятиями «горизонт», «линия горизонта», «основные и промежуточные стороны горизонта»; -развивать умение анализировать и делать выводы, доказывать свою точку зрения; -развивать внимание, память, логическое мышление, способность к анализирующему наблюдению; -развивать познавательный интерес к предмету; -воспитывать культуру общения, навыки взаимопомощи.

Учебники и учебные пособия: учебники, тетради на печатной основе автора А.А. Плешакова (2 класс). Оборудование: карточки для работы в парах, индивидуальные рабочие листы (для теста), компьютер, проектор (электронная презентация).

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты: -усвоение первоначальных сведений о горизонте, линии горизонта, основных и промежуточных сторонах горизонта (умение различать стороны горизонта и обозначать их на схеме).

Метапредметные результаты: -регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; планировать своё высказывание; оценивать правильность выполнения заданий; объективно относится к своим успехам (неуспехам); фиксировать в конце урока удовлетворённость (неудовлетворённость) своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем); контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности; -познавательные УУД: находить и выделять при помощи учителя информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; понимать содержание текста, фиксировать полученную информацию в виде записей; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; -коммуникативные УУД: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении задания; поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное отношение друг с другом.

Личностные результаты: -понимание и принятие норм и правил поведения на уроке; познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни; способность к сотрудничеству с учителем и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.

 

1.      Орг.момент

Здравствуйте, ребята. Встаньте. Все красиво. Улыбнитесь друг другу, и мне тоже. Садитесь.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

-О чем мы говорили с вами на прошлом уроке?

Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей и друг друга доброй приветливой улыбкой, и пусть сегодняшний день принесёт всем хорошее настроение.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

- Проверим ваши знания, выполнив тест.

Выбрать букву правильного ответа:

1)  Атмосфера – это…    К. твердая оболочка            Л. водная оболочка

                                                М. воздушная оболочка

2)  Земная кора  …     Е. твёрдая         Ё. вязкая         Ж. мягкая

3) В центре Земли находится…    А. мантия              Я. ядро        О. земная кора

4)  Все живые организмы относятся …                                З.    к биосфере      

       И. к гидросфере                  Й. к атмосфере

5) Гидросфера – это…    К. воздушная оболочка        Л. водная оболочка

                                          М. оболочка жизни

Из выбранных букв ответов  составьте слово

-какое значение имеет слово - земля, Земля.

Создание проблемной ситуации

Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны природы. Для этого мы отправимся в поход.

- Кто ходил в поход?

-Как называют таких людей?

Мы пойдем в виртуальный (воображаемый) поход в лес.

Итак, приготовимся в путь. Встали, надели сапоги, куртку, шапку, взяли  рюкзак на плечи и пошли. ( Дети имитируют соответствующие движения.)

-Идем, идем,  подошли  к большому озеру и на горизонте виднеется корабль……..

-А что такое «горизонт»

-А что это за линия, где небо как бы сходится с землей? («линия горизонта»)

-Давайте до нее дойдем и сделаем привал. Сможем?  (нет, линия  горизонта всегда отдаляется).

-Почему? – (потому что  Земля имеет форму шара)

-Молодцы. - А что это за линия, где небо как бы сходится с землей? («линия горизонта»)

-Давайте до нее дойдем и сделаем привал. Сможем?  (нет, линия  горизонта всегда отдаляется).

-Почему? – (потому что  Земля шар)

-Молодцы.

- А на берегу озера лежит камень, а на нем написано:

                Пойдёшь направо – конь падёт,

                налево – сгинешь сам,

                А прямо – ждёт тебя    успех

                на всём твоём пути…»

Назовите, какие слова помогут нам понять, куда идти дальше?

Для чего нужны такие слова?

- Кто догадался чему мы будем учиться сегодня на уроке?

2. Введение в тему и постановка цели урока. 

- Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны окружающего мира и начинаем изучать новый раздел «Путешествия», мы будем в роли путешественников, а путешествовать будем по нашей планете. Нас ждут новые открытия. Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми географическими понятиями и будем учиться применять их на практике.

 - Как называется наша планета, на которой мы живем? Давайте вспомним, что вы знаете о нашей планете? (высказ.детей) 
- Какую же форму имеет Земля? слайд 3

-Но об этом люди узнали не сразу. Еще в древности мудрецы размышляли об этом. Некоторые думали, что Земля – плоский остров, окруженный океаном. Другие представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане. Третьи представляли, что Земля лежит на трёх слонах, а слоны стояли на черепахе, которая плавает в океане.  слайд 4
А вот в том, что Земля имеет форму шара, люди убедились еще задолго до того, как поднялись в космос. слайд 5 Это произошло, когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю. Они заметили одну интересную особенность: слайд 6 когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась сначала мачта корабля, и только при его приближении становился виден весь корабль слайд 7 Прошло много времени, и люди поняли, что так может быть только на Земле, которая по форме напоминает шар. 
слайд 8 Почти пять веков назад отважный капитан Фернан Магеллан снарядил пять судов. Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт. Долгие месяцы плыли корабли. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось обратно в порт только через три года. Это стало еще одним доказательством шарообразной формы Земли. 

И вот в наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара. 
Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершать кругосветные путешествия: обогнув Землю, возвращаться в то же место. Все эти знания нам помогут при изучении нового материала. 
слайд 9 - Давайте определим тему урока, вам поможет ребус (работа в группах по отгадыванию ребуса). Отгадка «горизонт» 

Тема нашего урока «Горизонт». 

- Знакомо ли вам это слово? Кто слышал его раньше? 

-Как вы думаете, к какому источнику нам нужно обратиться, чтобы проверить, насколько верны ваши предположения, и узнать значение (толкование) данного слова. ( К толковому словарю).

Вызванный ученик самостоятельно находит в толковом словаре С.И. Ожегова в интернете  значение слова «горизонт» и прочитывает его вслух.

слайд 10 -Обратите внимание на правописание данного слова Горизонт – это словарное слово, его правописание надо запомнить.

-Знакомое ли вам понятие горизонт? Что хотели бы вы узнать?

 

3. Физкультминутка:

- Мы  сейчас  все  дружно  встанем

  И  немного   отдохнём.

  Вправо, влево  повернитесь,

  Наклонитесь, поклонитесь.

  Руки  вверх  и  руки  вбок

  И  на  месте  прыг  да  скок!

  А  теперь  бегом  вприпрыжку,

  Молодцы вы, ребятишки!

 

4. Формирование новых знаний. 

слайд 12 Внимательно посмотрите на картинки…Что называется горизонтом? 

1.- Отправляясь в путешествия, люди узнавали все больше и больше нового о нашей планете. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом.

-Что бы вам ещё хотелось узнать?

слайд 13 Почему существует на Земле горизонт?  Рассмотрите рисунок и сделайте вывод.

слайд 14 -Посмотрите внимательно на фотографии, покажите друг другу в паре небо, землю, море. Что общего между этими фотографиями? - Вдали небо как бы сходится с землей. Можно ли в этом месте провести линию? ---- -Итак, граница горизонта, где небо как бы сходится с землей, называется линией горизонта

слайд 15 - Кто из вас был в горах? На Чегемских водопадах? Закройте на мгновение глаза и вспомните, что вы видели, когда въехали в Чегемское ущелье. А теперь представьте, что вы поднялись вверх. Что – нибудь изменилось? Как изменяется линия горизонта при подъеме? 

слайд 16 и 17 - Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы увидеть еще большее пространство? (залезть на крышу, посмотреть с вертолета или с самолета).

слайд 18

слайд 19 Можно ли доехать или дойти до линии горизонта? 

слайд 20 В какой местности лучше можно увидеть линию горизонта? 

2. Изучение сторон горизонта. 
- Все чаще жители древних стран надолго уплывали от своей родины, отправляясь в далекие путешествия по Земле. Как же они находили дорогу домой? (высказ. детей) 
- Как вы находите путь от дома до школы? (по каким-то ориентирам) 
С давних пор люди умели ориентироваться на местности, используя заметные предметы и положения небесных тел. Они, например, говорили: «От большой горы пойдешь в сторону заката и выйдешь к реке». Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их сторонами горизонта.

слайды 21 -22 - То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом. 
Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух. Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером. Ночью на него указывает Полярная звезда. 
- Где Солнце восходит, кто знает? (на востоке) 
- А садится? (на западе) 
- На схемах и картах север всегда обозначается вверху (С), юг – внизу (Ю), запад – слева (З), восток – справа (В) (я на доске показываю и рисую стороны) – записывают одну заглавную букву.
Самостоятельная работа по заполнению сторон горизонта (на карточках) 

Самопроверка.

слайд -23

- Кроме основных сторон горизонта есть еще и промежуточные: северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад (двумя буквами будем обозначать промежут .стороны, я показываю на схеме на доске). - Обратите внимание: на первое место в таких выражениях всегда ставятся юг и север. 

Работа в парах по определению пропущенных сторон горизонта (по карточкам). 
слайд 24 Представителям, каких профессий нужны знания о горизонте? 
(на слайде по щелчку появляются названия профессий) 

3. Практическая работа по ориентированию (работа в группе)
На тетрадном листе в клеточку ученики в центре рисуют дом – школу. Из школы туристы отправляются на экскурсию. 1 клеточка будет соответствовать 1 км. 
Учитель диктует направления, в которых двигается группа, а дети изображают путь на листе: 
От школы туристы прошли на север 4 км, а затем на восток 5 км и 1 км на юг, 3км на запад, 3км на юг, 2км на запад. Где оказались туристы? (в том же месте). 

 

5. Проверка изученного материала. 

слайды 25 -32 Тест на тему горизонт. Взаимопроверка.

Дети самостоятельно читают статью в учебнике с.77.

Где восходит солнце? (на востоке)

- Где заходит? (на западе) Что знаете о полярной звезде? Когда солнце самое высокое?

2. Задание № 2 (Приложение 1).

Организует знакомство с содержанием задания. Даёт инструкцию по его выполнению.

Организует фронтальную проверку.

Отправляясь в далекие путешествия, люди ориентировались по сторонам горизонта. То направление, где солнце поднимается выше всего и сильнее греет – ЮГ, противоположное югу направление, где солнце никогда не бывает, и откуда дуют холодные ветры – СЕВЕР. На востоке солнце всходит, на западе садится. Кроме основных сторон света, есть еще и промежуточные

 

6. Работа в парах.

- У вас на парте лежит набор карточек.

Прочитайте слова на карточках.

Разделите их на  3 группы.

Подумайте, по какому основанию вы их разделите на группы.      

прямо                      час                      север            

    верх                  месяц

                                                         восток

  неделя             год                       запад

  назад             секунда              юго-восток

3. Домашнее задание.

- К следующему уроку подготовьте рассказ о сторонах горизонта с.78-80

 

7. Итог урока. Рефлексия. 
слайд 33 - Итак, наш урок подходит к концу, и я хотела бы ещё раз от вас услышать. Какая тема сегодня была на нашем уроке? Что нового и интересного вы узнали?

- Я рада, что вам понравился урок, вы все хорошо поработали, но я хотела бы чтобы вы оценили себя ещё и сами. Если вы заметили, то в нашем листе достижений, есть кораблик, закрасьте ему парус в такой цвет, на который вы оцениваете свою работу.  1. Отлично работал (а) и многому научился (ась) - красный.  2.Хорошо работал(а) на уроке - синий.  3.Надо еще постараться – зеленый. (слайд №21)

- А вот закончить урок мне хотелось бы таким вопросом:

- Вы капитан корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля? Как вы будете ориентироваться?

 - Вот на следующем уроке мы и узнаем, как ориентироваться на местности, зная стороны горизонта, по местным признакам и приборам. Следующий урок мы начнем с ответа на этот вопрос. Что для этого нужно иметь на корабле?

 

8. Домашнее задание. 
Подготовить сообщение о приборе, который помогает определить стороны горизонта, выполнить задания в р.т. с. 27-29, повторить материал учебника. с. 70-73 

 

 

 

 

Директор МКОУ «ГПСОШ»                            Абдулаева П.Б.

 

Заместитель директора по УВР                        Гамзатов А.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Унцукульский район»

МКОУ «Гимринская поселковая СОШ»

 

Отзыв коллег об открытом уроке окружающего мира

во 2 «А» классе

"Стороны горизонта"

учителя начальных классов

Саабдулаевой Патимат Магомедовны

 

Тип урока – урок-открытие нового знания, вид урока – комбинированный. Специфика урока состояла в организации индивидуальной работы на деятельностной основе. Патимат Магомедовна объясняла детям понятие  значение «север», «юг», «запад», «восток», научились пользоваться компасом, изучив правила, которые были прочитаны в учебнике, называли правильно стороны горизонта и определяемые предметы в классной комнате, осознавали ценность географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Основной задачей на уроке являлось создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулировала учебно-познавательную деятельность, занимала большую часть урока, что является высоким показателем урока. Для повышения интереса к уроку использовалась групповая форма организации работы, что повысило учебную и познавательную мотивацию у учащихся. Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.  На итоге урока вспомнили правило как найти  стороны горизонта.

На уроке происходило формирование личностных качеств учащихся, развивалось творческое мышление, закреплялись рациональные приемы учебной деятельности.

Здоровьесбережению способствовали физкультминутка и смена видов деятельности.

Эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока, о чем свидетельствуют результаты рефлексии.

Урок получился инновационным, интересным, познавательным. Результативность урока высокая, так как все учащиеся работали; все учащиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.

 

 

 

 

Директор МКОУ «ГПСОШ»                            Абдулаева П.Б.

 

Заместитель директора по УВР                        Гамзатов А.М.

 

 

 

«Унцукульский район»

МКОУ «Гимринская поселковая СОШ»

 

Отзыв коллег об открытом уроке окружающего мира

во 2 «А» классе

"Стороны горизонта"

учителя начальных классов

Саабдулаевой Патимат Магомедовны

 

Для активизации мышления обучающихся Патимат Магомедовна использовала вопросы по теме и загадки. Этот этап, хотя и был непродолжительным, но позволил быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Тему и задачи урока обучающиеся определили самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На основном этапе - этапе изучения нового материала использовался метод наглядности (демонстрация слайдов) и фронтальная беседа, были созданы проблемные ситуации, которые стимулировали самостоятельность мышления и творческую активность обучающихся; познавательный дополнительный материал был дан в информационном листе.

В процессе урока ученики самостоятельно, используя учебник , давали ответ, как с помощью компаса узнать, где находится «север», «юг», «восток», «запад».

Обучающиеся сначала высказывали свои предположения, а затем, путём осмысленного чтения текста проверяли свои предположения и делали соответствующие выводы. Презентация сопровождала каждый этап урока, активизируя внимание ребят. Была проведена словарная работа.

Особое место на уроке отводилось развитию санитарно-гигиенических норм. Обучающиеся выполнили физминутку. Запомнили, что она будет более эффективной и полезной в проветриваемом помещении, следили за своей осанкой, порядком на рабочем месте. 

 

 

Родители 2а класса


 

Унцукульский район» МКОУ «Гимринская поселковая

Унцукульский район» МКОУ «Гимринская поселковая

Здравствуйте, ребята. Встаньте

Здравствуйте, ребята. Встаньте

Пойдёшь направо – конь падёт, налево – сгинешь сам,

Пойдёшь направо – конь падёт, налево – сгинешь сам,

Как вы думаете, к какому источнику нам нужно обратиться, чтобы проверить, насколько верны ваши предположения, и узнать значение (толкование) данного слова

Как вы думаете, к какому источнику нам нужно обратиться, чтобы проверить, насколько верны ваши предположения, и узнать значение (толкование) данного слова

Сейчас мы называем их сторонами горизонта

Сейчас мы называем их сторонами горизонта

Разделите их на 3 группы. Подумайте, по какому основанию вы их разделите на группы

Разделите их на 3 группы. Подумайте, по какому основанию вы их разделите на группы

Унцукульский район» МКОУ «Гимринская поселковая

Унцукульский район» МКОУ «Гимринская поселковая

Унцукульский район» МКОУ «Гимринская поселковая

Унцукульский район» МКОУ «Гимринская поселковая
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2021