Открытый урок "Певец возвышенной любви"
Оценка 5

Открытый урок "Певец возвышенной любви"

Оценка 5
docx
22.02.2021
Открытый урок "Певец возвышенной любви"
Певец возвышенной любви.docx

МБОУ «Мичуринская средняя общеобразовательная школа»

 

Урок литературы в 11 классе. УМК: Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература. 11 кл. М.:

Русское слово, 2009.

Подготовила Бибалаева Зубайдат Курбановна, учитель русского языка и литературы.

Певец возвышенной любви (по повести Куприна "Олеся")

Конспект урока

 Цели урока:

1.Выявить своеобразие романтического мироощущения в повести А.И.Куприна

«Олеся».

2. Учить комплексному анализу художественного произведения, внимательному

отношению к детали; совершенствовать навык устной монологической речи,

умение грамотно формулировать свои мысли, выявлять идейный смысл

произведения; воспитывать интерес к творчеству А. И. Куприна, уважительное

отношение к чувствам и переживаниям человека.

Ход урока

I. Оргмомент. Сообщение темы, целей урока.

II.Слово учителя.

Любовь же бедной девушки из

виноградника и великого царя никогда не пройдет

и не забудется, потому что крепка, как смерть,

любовь, потому что каждая женщина, которая

любит, — царица, потому что любовь прекрасна.

А.И. Куприн

Любви неугасающее чудо

Оно живѐт и правит на земле –

Из всех чудес единственное чудо.

 Ю. Огнев

Гуманист и правдоискатель, чудесный мастер художественного слова,

Александр Иванович Куприн был настоящим певцом возвышенной любви,

подарившим читателям такие повести, как «Гранатовый браслет», «Олеся»,

«Суламифь».

Протест против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных

чувств, «зоологических проявлений» инстинктов подвигнул писателя на

создание удивительных по красоте произведений. Куприн то отправляется в

глубину веков («Суламифь»), то забирается в лесную глушь Волынской

губернии («Олеся»), то заглядывает в каморку отшельника, последнего

романтика в жестком и расчетливом мире («Гранатовый браслет»). Великий

русский писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее

2

ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Эта мысль писателя

получила воплощение в другой его повести — «Олеся».

Истинная любовь, по мнению Куприна, – основа всего земного. Она не

должна быть изолированной, неразделѐнной. Любовь должна основываться

на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Это святая трагедия в

жизни человека. Любовь сильнее смерти и возвышает маленького человека

над суетным миром несправедливости и злобы.

Куприн любил повесть «Олеся», хотя видел еѐ недостатки и соглашался

с А.П. Чеховым, находившим еѐ "юношески-сентиментальной и

романтической вещью". Куприн признавался жене: "...прав и Антон

Павлович, который считает эту вещь слабой и указывал мне, что загадочное

прошлое старухи колдуньи и таинственное происхождение Олеси – приѐм

бульварного романа". Именно поэтому писатель не включил «Олесю» в свой

первый большой сборник – «Рассказы», изданный в 1903 году. Однако

несколько лет спустя Куприн на вопрос, какой из своих рассказов он считает

лучшим, ответил: "Их два: «Олеся» и «Река жизни». Здесь жизнь, свежесть,

борьба со старым, отжившим, порывы к новому, лучшему. В этих двух

рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души". М.Горький

хвалил эту повесть и сожалел, что она не вошла в сборник «Рассказы». "Эта

вещь нравится мне тем, – говорил он, – что она вся проникнута настроением

молодости. Ведь если бы вы писали еѐ теперь, то написали бы даже лучше,

но той непосредственности в ней бы уже не было". Удивительным обаянием

обладает это произведение, и прежде всего загадочен, притягателен образ

главной героини. В повести запечатлена душа писателя, задача читателя –

постичь еѐ.

События, изложенные в ней, происходят в Волынской губернии, на

окраине Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и

обман, от которых и бежит герой повести Иван Тимофеевич, русский

дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с

«дочерью природы», полесской девушкой Олесей. «Первобытное и яркое

воображение, гибкий, подвижный ум» Олеси покорили сердце Ивана

Тимофеевича. Но невежество, стяжательство, ложь успели свить гнездо и в

этой полесской деревушке. Свободная, смелая Олеся не по нраву суеверным

поселянам, считающим ее колдуньей. Они ненавидят ее и преследуют. В

полярных отношениях, несмотря на взаимную любовь, находятся и главные

герои. Так, во время гадания Олеся говорит Ивану Тимофеевичу:

III. Работа над текстом повести.

– С какой целью молодой "паныч" Иван Тимофеевич приезжает в

глухую деревушку Волынской губернии?

/"Полесье... глушь... лоно природы... простые нравы... первобытные

натуры, – размышляет герой, – совсем незнакомый мне народ, со странными

обычаями, своеобразным языком... и уж, наверно, какое множество

поэтических легенд, преданий и песен!" Всѐ это так привлекательно для

начинающего писателя! Но в деревне, кроме охоты, нечем заняться. Иван

3

Тимофеевич не может сойтись с местной "интеллигенцией" в лице ксендза,

урядника и конторщика, не удаѐтся установить контакт и с крестьянами./

– Что же нарушает привычную деревенскую скуку городского

"барина"?

/Иван Тимофеевич узнаѐт о существовании ведьмы. "Ведьма живѐт в

каких-нибудь десяти верстах от моего дома... настоящая, живая, полесская

ведьма!" Эта мысль сразу взволновала и заинтересовала его. "Паныч" решает

посетить дом загадочной ведьмы./

– Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи?

Дом еѐ находится в труднодоступном месте – за болотом: "Это даже

была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках". Хозяйка дома

– старуха, сидящая на полу около печи. "Все черты бабы-яги, как еѐ

изображает народный эпос, были налицо: худые щѐки, втянутые внутрь,

переходили внизу в острый, длинный, дряблый подбородок, почти

соприкасавшийся с висящим вниз носом; провалившийся беззубый рот

беспрестанно двигался, точно пережѐвывая что-то; выцветшие, когда-то

голубые глаза, холодные, круглые, выпуклые, с очень короткими красными

веками, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы". Мануйлиха не

рада непрошеному гостю. Но внезапно слышится свежий, звонкий женский

голос и на пороге появляется самая загадочная героиня повести – Олеся.

– Чем привлекателен портрет Олеси?

Иван Тимофеевич невольно залюбовался ею: "Моя незнакомка, высокая

брюнетка лет около двадцати–двадцати пяти, держалась легко и стройно.

Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала еѐ молодую,

здоровую грудь. Оригинальную красоту еѐ лица, раз его увидев, нельзя было

позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть

его заключалась в этих больших, блестящих, тѐмных глазах, которым

тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок

лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в

своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная,

выдавалась вперѐд с решительным и капризным видом".

Портрет девушки – это выражение еѐ богатого внутреннего мира. Всѐ в

ней есть – и решительность, и властность, и наивность, и даже лукавство, и

всѐ это неуловимо, необычно, волнующе.

– Как относятся сельчане к Олесе и еѐ бабушке?

Простые люди не притесняют Олесю. Но начальство постоянно унижает

и обирает.

– Какой образ Олеси стоит перед глазами героя в дни ранней весны?

Есть ли здесь намѐк на зарождающееся чувство? (гл. IV)

В душу Ивана Тимофеевича "вливалась... поэтическая грусть". Образ

Олеси не покидал его. "Мне нравилось... беспрестанно вызывать в своѐм

воображении еѐ то суровое, то лукавое, то сияющее нежной улыбкой лицо,

еѐ молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно и так же

могуче, как растут молодые ѐлочки, еѐ свежий голос, с неожиданными

4

низкими бархатными нотками". В облике Олеси, в еѐ движениях и словах

герою видится что-то благородное, "какая-то врождѐнная изящная

умеренность". Как не хватает этой умеренности городским жителям!

Оказывается, настоящее благородство присуще не обязательно выходцам из

богатых, образованных слоѐв общества, но и в глуши Полесья может

вырасти красивая, гордая, таинственная девушка. Зарождается чувство, ещѐ

не осознанное, но глубокое, сильное и чистое.

– Как гадание помогает узнать характер Ивана Тимофеевича?

Сбылось ли предсказание Олеси?

Иван Тимофеевич – человек хотя и добрый, но слабый, "слову своему не

господин". Деньгами не дорожит, копить не умеет. Гадание обещает ему

любовь со стороны какой-то трефовой дамы, темноволосой, как Олеся.

Самой же даме выходит долгая печаль и большое несчастье. Легко

догадаться, что трефовая дама и есть Олеся. Предсказание сбылось в

точности.

– Каким чудесным даром обладает Олеся?

По лицу она может определить судьбу человека, заговорить рану,

нагнать страх, лечить простой водой самые сильные болезни, даже свалить с

ног взглядом. Но никогда Олеся не использовала свой дар во вред людям.

– Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе

общения? Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл. VI)

В процессе общения Иван Тимофеевич и Олеся всѐ сильнее и крепче

привязывались друг к другу. "О любви между нами не было сказано ещѐ ни

слова, но быть вместе для нас уже сделалось потребностью, и часто в

молчаливые минуты, когда наши взгляды нечаянно и одновременно

встречались, я видел, как увлажнялись глаза Олеси и как билась тоненькая

голубая жилка у неѐ на виске". Иван Тимофеевич очарован не только

красотой Олеси, но и еѐ цельной, самобытной, свободной натурой, ясным,

детски невинным умом.

- Вспомним, как описывает время любви Иван Тимофеевич:

«Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка

нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с

неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти

росистые, благоуханные ландыши и медом утра, полные бодрой свежести и

звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные ленивые июньские дни…»

– Какое несчастье грозит Олесе и еѐ бабушке? Чем вынужден

пожертвовать Иван Тимофеевич, чтобы помочь? Как после этого

изменилось поведение Олеси? Что переживает в этот момент Иван

Тимофеевич? (гл. IX)

Олесе и еѐ бабушке грозит выселение, жадный урядник уже не

довольствуется их скромными подношениями. Иван Тимофеевич без

колебаний отдаѐт ему старинное охотничье ружьѐ. На время семья

Мануйлихи спасена, но гордая Олеся не может простить покровительства:

"В еѐ обращении со мною не осталось и следа прежней доверчивой и

5

наивной ласки, прежнего оживления, в котором так мило смешивалось

кокетство красивой девушки с резвой ребяческой шаловливостью. В нашем

разговоре появилась какая-то непреодолимая неловкая принуждѐнность".

Иван Тимофеевич удивлѐн: "Откуда, в самом деле, могла явиться у простой,

выросшей среди леса девушки такая чрезмерно щепетильная гордость?"

Куприн прослеживает этапы развития чувства: сначала интерес к

необычному облику, натуре, затем тяга к общению, наконец, период

"смутных, томительно грустных ощущений". Сердце героя "привязано

тонкими, крепкими, незримыми нитями" к очаровательной девушке: "...все

мои мысли были заняты образом Олеси, всѐ моѐ существо стремилось к ней,

каждое воспоминание... сжимало с тихой и сладкой болью моѐ сердце".

– Что несѐт с собой болезнь героя?

Она несѐт разлуку. Но "разлука для любви то же, что ветер для огня:

маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещѐ сильней". Олеся

счастлива, на еѐ лице "в одно мгновение отразились, сменяя друг друга,

недоумение, испуг, тревога и нежная, сияющая улыбка любви". Иван

Тимофеевич испытывает "чистый, полный, всепоглощающий восторг". В

глазах Олеси он видит волнение встречи и горячее признание в любви.

– Кто первым признаѐтся в любви и какое предчувствие

сопутствует объяснению?

Первой своѐ чувство изливает Олеся. От судьбы не уйти, ощущение

тревоги, предчувствие близкой беды не покидает обоих.

– Целый месяц длится "наивная, очаровательная сказка любви".

Какие чувства испытывает Иван Тимофеевич? (гл. XI)

Выросшая среди леса, не умеющая даже читать девушка "во многих

случаях жизни проявляет чуткую деликатность и особенный, врождѐнный

такт". "Спокойная, здоровая, чувственная" любовь порождает мысль о

женитьбе. Но героя пугает то, что Олеся, став его женой, будет исторгнута

из родной среды. Олеся же боится, что однажды надоест любимому. К тому

же силѐн в еѐ душе и суеверный страх перед церковью.

– На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь

и Ивану Тимофеевичу, и – главное – самой себе?

Олеся преодолела свой страх и пришла в церковь. Но еѐ ожидали

ненависть и страх крестьян, от которых ей чудом удалось ускользнуть. В

отчаянии Олеся погрозила толпе и теперь вынуждена уехать, поскольку

первое же происшествие в селе будет приписано еѐ чарам. На память о себе

Олеся оставляет нитку дешѐвых красных бус, которые (как и гранатовый

браслет в одноимѐнном произведении) будут вечно напоминать о нежной,

великодушной любви.

– В чѐм драма этой любви?

Это красивое, нежное, чистое, возвышенное чувство. Но слишком много

внешних препятствий для счастья. Влюблѐнных ждут разлука и печаль.

Куприн ищет в реальной жизни людей, исполненных святым чувством

любви, способных подняться над окружающей пошлостью и

6

бездуховностью, готовых отдать всѐ, не требуя ничего взамен. «Гранатовый

браслет» и «Олеся» – гимны женской красоте и любви, гимны женщине,

духовно чистой и мудрой, гимны возвышенному первозданному чувству.

Вечная тема любви всегда волновала и будет волновать сердца людей, но

тайны еѐ способны разгадать немногие. Среди них – замечательный русский

писатель Александр Иванович Куприн, произведения которого несут в себе

не только тихую грусть, но и веру в духовное совершенство человека.

– Почему развитие любви показано в тесной связи с картинами

природы?

Основная мысль повести: только вдали от цивилизации, от

равнодушного города можно найти человека, способного любить

бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении

естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и

благородства. Пейзаж чутко меняется одновременно с изменением

душевного состояния Олеси

–Кто в повести А.И.Куприна является «естественным человеком»?

Как изображает своего «человека природы» Куприн?

«Естественным человеком» в повести А.И.Куприна является Олеся.

Она живет в лесу. Это ее дом, ее мир, а она – часть этого мира, часть

природы. Вспомним первое появление Олеси в повести: «Голос, певший

песню, вдруг оборвался совсем близко около хаты, громко звякнула железная

клямка, и в просвете быстро распахнувшейся двери показалась рослая

смеющаяся девушка. Обеими руками она бережно поддерживала полосатый

передник, из которого выглядывали три крошечные головки с красными

шейками и черными блестящими глазенками.

– Смотри, бабушка, зяблики опять за мной увязались, –воскликнула

она, громко смеясь…» (К.,16).

Из этого отрывка видно, что Олеся неразрывно связана с природой, она

не только чувствует духовную близость с природой, она сама является еѐ

неотъемлемой частью. Девушка пришла из леса и принесла с собой частичку

леса, частичку природы – зябликов.

В повести царит «двоемирие», т.е. разделение мира на реальный и

идеальный.Обо всех событиях, происходящих в повести, мы узнаѐм от Ивана

Тимофеевича. Именно он и является своеобразной «границей», разделяющей

реальный и идеальный миры. Реальный мир – это перебродские жители,

Петербург, его «высший свет». Идеальный же – это лес, в котором живѐт

Олеся с бабушкой, тот самый лес, в котором и зародилась любовь главных

героев повести. Эти два мира действительно противопоставлены друг другу в

произведении Куприна.

–На что обращает внимание Куприн, описывая свою героиню?

Куприн обращает внимание на физическую крепость Олеси. Она сильна,

красива, здорова.

–Кому противопоставлена Олеся в повести?

Олеся в повести противопоставлена толпе – перебродским крестьянам.

7

– Можем ли мы эту толпу отнести к «знакам цивилизации»?

Аргументируйте свой ответ.

Вряд ли мы можем отнести перебродскую толпу к «знакам»

цивилизации, так как крестьяне у Куприна невежественны, темны, тупы и

неразвиты: во всей деревне нет ни одного грамотного крестьянина. Нередко в

них проявляется слепая жестокость и даже зверство. Вспомним, как Олеся

отзывается о местных жителях: «Злой у нас народ здесь, безжалостный…»

(К.,90). Большинство перебродских крестьян слепо верит в чертей и ведьм;

их фанатизм религиозных и суеверных людей, их жестокость проявились в

гонениях против старой Мануйлихи, которую они однажды чуть не убили

камнями, приняв ее за ведьму.

– Каким представлен город (Петербург) в повести? Как отзываются о

нем Иван Тимофеевич и Олеся?

Иван Тимофеевич: «Так вот такие высокие дома. И сверху донизу

набиты людьми. Живут эти люди в маленьких конурках, точно птицы в

клетках, человек по десяти в каждой, так что всем и воздуху-то не хватает. А

другие внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде; случается, что

солнца у себя в комнате круглый год не видят» (К.,98).

Олеся: «Бог с ним, с городом вашим, не стала бы я там жить никогда»

(К.,98).)

IV. Выводы по повести.

– Определите степень важности для Куприна изображения

«естественного человека», человека природы в повести «Олеся».

Образ Олеси в повести очень важен. Писатель хочет всячески

«отделить» Олесю от внешнего мира, показать ее в естественной для нее

обстановке прекрасной и могучей природы. Подлинно прекрасное может

торжествовать лишь вдали от мира, от цивилизации, где царит лицемерие.

Поэтому столь большая роль в повести отводится описанию природы. Мы

видим, что и Иван Тимофеевич был счастлив с Олесей тоже вдали от

городской и сельской суеты. А в городе, по предсказанию Олеси, он не

найдет счастья.

Завершается повесть удивительно характерной деталью: Иван

Тимофеевич после исчезновения Олеси находит в опустевшей хате нитку

красных бус. Каждая бусинка как огонек чистого естественного чувства.

Любить - это прежде всего отдавать.

Любить - значит чувства свои, как реку,

С весенней щедростью расплескать.

На радость близкому человеку.

 Э.Асадов

V. Д/з. Перечитать «Гранатовый браслет».


 

МБОУ «Мичуринская средняя общеобразовательная школа»

МБОУ «Мичуринская средняя общеобразовательная школа»

Ю. Огнев Гуманист и правдоискатель, чудесный мастер художественного слова,

Ю. Огнев Гуманист и правдоискатель, чудесный мастер художественного слова,

В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души"

В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души"

Тимофеевич не может сойтись с местной "интеллигенцией" в лице ксендза, урядника и конторщика, не удаѐтся установить контакт и с крестьянами

Тимофеевич не может сойтись с местной "интеллигенцией" в лице ксендза, урядника и конторщика, не удаѐтся установить контакт и с крестьянами

Портрет девушки – это выражение еѐ богатого внутреннего мира

Портрет девушки – это выражение еѐ богатого внутреннего мира

Олеся. Предсказание сбылось в точности

Олеся. Предсказание сбылось в точности

Мануйлихи спасена, но гордая Олеся не может простить покровительства: "В еѐ обращении со мною не осталось и следа прежней доверчивой и 5 наивной ласки, прежнего…

Мануйлихи спасена, но гордая Олеся не может простить покровительства: "В еѐ обращении со мною не осталось и следа прежней доверчивой и 5 наивной ласки, прежнего…

Спокойная, здоровая, чувственная" любовь порождает мысль о женитьбе

Спокойная, здоровая, чувственная" любовь порождает мысль о женитьбе

Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства

Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства

На что обращает внимание Куприн, описывая свою героиню?

На что обращает внимание Куприн, описывая свою героиню?

Образ Олеси в повести очень важен

Образ Олеси в повести очень важен
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2021