Открытый урок по биологии в 8 классе «Строение и функции кожи»
Оценка 4.8

Открытый урок по биологии в 8 классе «Строение и функции кожи»

Оценка 4.8
docx
17.03.2022
Открытый урок по биологии в 8 классе «Строение и функции кожи»
otkrytyy_urok_po_biologii_v_8_klasse.docx

Открытый урок по биологии в 8 классе «Строение и функции кожи»

                                        (урок-исследование)

Цели урока.

Образовательная

1.     Познакомить учащихся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей.

2.     Выработать навыки установления связи между строением и функциями кожи.

Воспитательная

1.     Воспитывает толерантное отношение к друг другу.

2.     Воспитание навыков гигиены по уходу за кожей.

Развивающая

  • способность самостоятельной организации процесса усвоения знаний;
  • принимать самостоятельные решения;
  • мыслить критически и оригинально;
  • разрешать конфликты и смягчать разногласия;
  • самостоятельно получать информацию;
  • использовать новые идеи для достижения цели;
  • контролировать свои эмоции;
  • развивает уверенность в себе;
  • планировать пути достижения цели;
  • дает возможность принимать самостоятельные решения.

Оборудование: презентации, проектор, компьютеры, схема строения кожи в виде презентации, лупы, кластеры напечатанные.  Папки с заданиями и необходимым материалом для урока.

Тип урока - изучение нового материала с использование технологии проблемного обучения, ИКТ и исследование материала

Вид урока -  исследование, работа с книгой и видеороликом

Методические приёмы: «Верите ли Вы, что…», кластеры.

Форма организация познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: 1. беседа с использованием иллюстраций

2. самостоятельная работа с книгой

3. исследовательские, частично-поисковые

 

 

 

Ход урока.

 

1.Организационный момент:

- Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. А теперь попробуйте вы поприветствовать необычно друг - друга. А вы знаете, что ваше приветствие относится к теме сегодняшнего урока. У вас появились первые вопросы и на эти вопросы получите ответы совместной нашей деятельностью. Вы готовы к уроку? Проверьте своё рабочее место. Думаю, что наша совместная работа будет полезной, и интересной.

2.Опрос домашнего задания.

А) Дайте определение терминам

ü Выделение

ü Почка

ü Нефрон

ü Почечная лоханка

ü Корковый слой почки

ü Мозговое вещество в почке

ü Первичная моча

ü Вторичная моча

ü Цистит

Б) Программированный опрос

1.Почки расположены по обеим сторонам от позвоночника в брюшной полости.

2. Мочеточники отходят от мочевого пузыря.

3. Вместимость  мочевого пузыря 6л.

4.Сруктурная и функциональная единица почек нейрон.

5.Образование мочи происходит в два этапа.

6.Газообразные продукты обмена веществ удаляются через почки.

7.Роль фильтра в почках выполняют нефроны и капилляры.

8.Воспаление мочевого пузыря цистит.

 

3.Изучение нового материала

Стадия вызова:

У одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Беседа по вопросам:

- Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?

- Что же является главным в жизни каждого человека?

- Что значит, по-вашему, быть здоровым?

Учитель обобщает сообщения уч-ся о здоровье.

Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Прозвучали понятия человек, организм. И когда мы говорим об организме человека, мне вспоминается фигура в виде пирамиды. А что вам напоминает эта фигура? Когда эта просто пирамида стремление вверх - это фигура математическая, а когда она наполнена содержанием - это уже строение организма. Только у здорового человека нормально и согласовано функционируют все органы и системы органов организма, а значит, есть необходимость продолжить изучение организма человека.

А о каком органе пойдёт речь, вы определите сами при помощи подсказок.

- Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.

- Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте.

- Это самый тяжёлый орган человеческого тела. Весит 2.7 кг

.- Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от страха – бледнеет.

(Кожа).

Кожа - орган человека, отделяющий внутреннюю среду от внешней, надежно охраняя ее постоянство.

Сегодня на уроке мы начинаем изучать кожу. Кожа является для вас незнакомым органом? Нет. Что-то о ней вы уже знаете. Вспомните. Поэтому в начале урока я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Верите ли вы, что…». На кластерах работаем.

Ваша задача: ознакомится с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «-». Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь или ваше мнение не совпадёт с мнением других ребят. Помним «Кто ищет истину – не чужд и заблуждениям». Слова Гёте будут являться эпиграфом нашего урока.

Задание «Верите ли вы, что…»

в коже человека выделяют три слоя.

кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.

кожа – сложный орган со многими функциями.

этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

…в коже находится пигмент меланин

в коже происходит образование витамина Д.

кожа упругая, эластичная.

К этим утверждениям мы ещё вернёмся в конце урока.

Учащиеся записывают тему в тетрадь: «Строение и функции кожи».

Что мы должны изучить на уроке, какова цель нашего урока? Любое выполняемое дело требует цели.

Цель урока: изучить особенности строения кожи в связи с выполненными функциями.

 

-Ребята, а в каких профессиях нам помогут знания о коже?

Ответы ребят: врач дерматолог, косметолог, массажист

Даже если вы не свяжете свою жизнь с этими профессиями , знания правилах ухода за кожей вам пригодятся.

 

Просмотр видеофрагмента «Строение и функции кожи»

1.Какие функции выполняет кожа? (фронтальная беседа, запись в кластер)

1.Защитная, т.е. защищает наш организм от различных механических и прочих воздействий (давления, трения, удара…);

2. Терморегуляционная т.е. участвует в регуляции температуры через потоотделение.

3.Выделительная т.е. участвует в выделении продуктов обмена веществ.

Постановка мини эксперимента: на выполнение кожей чувствительной функции : к доске приглашается один ученик, закрытыми глазами определяет холодное вещество (снег) и форму предмета (шарик).

4.Чувствительная т.е. в коже находиться множество рецепторов, с помощью которых мы воспринимаем холод, тепло, боль.

(болевые рецепторы - на 1см в среднем до 100 болевых точек;

Осязательные рецепторы много на кончиках пальцев, терморецепторы много на коже лица, живота)

- Кожа выполняет очень много важных функций. Какие особенности строения и свойства помогают коже выполнять все названные функции.

2. Какими свойствами обладает кожа?

      Организация самонаблюдения:

1.     Рассмотрите без лупы, а затем с её помощью кожу тыльной стороны кисти руки. Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области сустава? Каково значение этих складок кожи?

2.     Оттяните кожу на тыльной стороне кисти. Какие свойства кожи вы обнаруживаете?

3.     Рассмотрите узоры на подушечках пальцев, объясните, почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека? Почему подушечки пальцев обладают большой чувствительностью?

 

После выполнения работы организуется обсуждение её результатов, в ходе которого учащиеся формулируют следующие выводы:

1)    кожные складки (структурные образования кожи) связаны с функциями суставов пальцев, благодаря которым человек может захватывать предметы (строение органа связано с его функцией).

2)    Кожа богата мышечными и эластичными волокнами, обладающими способностью растягиваться, придавая ей упругость и противостоять давлению.

3)    Мельчайшие кожные складки, бороздки, линии образуют узор, который индивидуален для каждого человека. В углублении бороздок располагается большое количество кожных рецепторов, которые обуславливают высокую чувствительность пальцев.

 

Записывают вывод: кожа человека упругая, эластичная, нежная, благодаря кожным складкам способна растягиваться, на кончиках пальцев имеет своеобразный узор.

Проблемный вопрос: Почему кожа при загаре темнеет?

3.Особенности строения кожи.

-Разложите, пожалуйста, на кластере термины строения кожи не пользуясь учебником.

Ученики раскладывают термины, допуская ошибки.

После просмотра видеофрагмента «Строение кожи», в ходе которого идет объяснение строения кожи, ученики слушают и вносят изменения на рисунке в кластере.

 -Работая с учебником заполняют   таблицу «Особенности строения слоёв кожи».

Слой кожи

Строение слоя

Функции

Эпидермис:

- поверхностный (роговой слой)

 

 

 

-ростковый слой (более глубокий слой)

Эпителиальная ткань

Состоит из погибших клеток прилегающих друг другу (постоянно обновляются).

 

Образован живыми клетками, которые быстро делятся.

Содержит пигмент- меланин

Защитную

 

 

 

 

 

Обеспечивает цвет кожи, защита от УФ-лучей.

Дерма:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соединительной ткань.

Много эластичных волокон.

Расположены кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания.

Потовые и сальные железы.

Корень волоса

Чувствительная.

Выделительная

Подкожная жировая клетчатка.

 

 

 

Жировая ткань.

Механическая и термическая защита. Запас воды и энергии в виде жира.

Таким образом, строение кожи связано с выполнением каждого слоя определённой функцией.

Выполняют письменно задание на закрепление  «Строение кожи». Вставьте пропущенные слова:

В коже различают… слоя. Эпидермис образован…тканью. Поверхностный слой эпидермиса образован…клетками, а более глубокий слой… клетками. Второй слой кожи…, образована… тканью. В ней содержится пигмент…, от которого зависит цвет кожи. Дерма выполняет функции… Третий слой кожи…

4.Закрепление.

А)Тестирование по теме « Кожа». Подчеркни правильный ответ.

 

1.Наружный слой кожи:

а) эпидермис;

б) дерма;

в) подкожная жировая клетчатка.

2. Функции кожи:

а) защитная;

б) образуется витамин D;

в) орган чувств;

г) все ответы верны.

3. Эпидермис образован:

а) эпителиальной тканью;

б) соединительной тканью;

в) мышечной тканью.

4. Дерма состоит:

а) из слоя эпидермиса;

б) слой соединительной ткани;

в) слоя эпидермиса и соединительной ткани.

5. Кровеносные сосуды и нервные окончания находятся:

а) в эпидермисе;

б) в дерме

в) в подкожной жировой клетчатке.

6. Какие типы тканей составляют кожу?

а) соединительная и нервная;

б) эпителиальная и мышечная;

в) эпителиальная и соединительная.

После выполнения теста ребята выполняют взаимопроверку

Б) работа устно с терминами

Дерма

Эпидермис

Меланин

Дерматолог

6.Стадия рефлексии:

Ключевое слово урока – кожа, а вокруг него много разных новых терминов и словосочетаний. Можно попросить ребят назвать несколько словосочетаний со словом кожа (кожа-дерма, кожа-меланин и т.д)

-Могут ли полученные знания пригодится в жизни?

Для чего мы познакомились с темой кожа?

-В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал?

Врач-дерматолог, врач-косметолог, пластический хирург, визажист, парикмахер, массажист и др.

Хотели бы вы, обратится к пластическому хирургу, который может допустить ошибку?

Значит, профессионал не имеет право на ошибку. Цена такой ошибки может быть слишком велика. Обратимся к эпиграфу нашего урока. Значит, заблуждаться можно лишь на пути к истине, но постигнув её, ты несёшь ответственность за полученную информацию.

 

А теперь вернёмся к верным - неверным суждениям и сравним их с первоначальными данными.

На уроке оцените свою работу; Мне понравилась Ваша творческая обстановка.

 С каким настроением работали?

У вас на столе заготовки – контуры лица, на котором нарисованы только глаза. Дорисуйте лицо. Дети рисуют.  

Чем шире улыбка, тем больше оптимизма, уверенности в себе, отношение к затронутым на уроке проблемам.

 

Чтобы настроение было ещё лучше, ещё одна подсказка, у кого-то лежит предмет зеркало. С давних времён к нам пришло изречение «Кожа – это зеркало здоровья человека». Уч-ся перед зеркалом. А ей зеркальце в ответ ты прекрасна, спору нет. ( вы прекрасны) Когда будете смотреть в зеркало, вспомните тему урока.

Закончить наш урок мне хочется высказыванием с глубоким смыслом:

Кожа – зеркало организма!

Красота – это здоровье!

Желаю вам быть здоровыми и красивыми.

Спасибо всем за урок.

До свидания.

 

7.Домашнее задание ( на выбор)

1.Подготовить сообщение «Модные идеи пирсинг».

2.Пересказ стр.174-175

3Составить кроссворд «Строение кожи».

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Кластер

                                               «Кто ищет истину – не чужд и заблуждениям».

                                                                                                                   Гётте.

Тема урока:________________________________________________

    Задание «Верите ли вы, что…» «+» -да, «-«-нет

в коже человека выделяют три слоя.

кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.

кожа – сложный орган со многими функциями.

этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

…в коже находится пигмент меланин

в коже происходит образование витамина Д.

кожа упругая, эластичная.

1.Какие функции выполняет кожа?

1.____________ т.е. защищает наш организм от различных механических и прочих воздействий (давления, трения, удара…);

2.Терморегуляционная  т.е  _________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Выделительная т.е. участвует в выделении продуктов обмена веществ.

?4.___________________________________________________________________________

2. Какими свойствами обладает кожа?

      Организация самонаблюдения:

  1. Рассмотрите без лупы, а затем с её помощью кожу тыльной стороны кисти руки. Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области сустава? Каково значение этих складок кожи?
  2. Оттяните кожу на тыльной стороне кисти. Какие свойства кожи вы обнаруживаете?
  3. Рассмотрите узоры на подушечках пальцев, объясните, почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека? Почему подушечки пальцев обладают большой чувствительностью?

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Особенности строения кожи.

Дерма, Эпидермис, Жировая клетчатка

 

CCF14022011_00000

Таблица «Особенности строения слоёв кожи».

Слой кожи

Строение слоя

Функции

 

 

Эпителиальная ткань

Состоит из погибших клеток прилегающих друг другу (постоянно обновляются) и  живых клеток, которые быстро делятся.

Содержит пигмент- меланин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чувствительная.

Выделительная

 

 

 

Жировая ткань.

Механическая и термическая защита. Запас воды и энергии в виде жира.

Вставьте пропущенные слова:

В коже различают… слоя. Эпидермис образован…тканью. Поверхностный слой эпидермиса образован…клетками, а более глубокий слой… клетками. Второй слой кожи…, образована… тканью. В ней содержится пигмент…, от которого зависит цвет кожи. Дерма выполняет функции…                                      Третий слой кожи…

Домашнее задание ( на выбор)     1.Подготовить сообщение «Модные идеи пирсинг».

2.Пересказ стр.174-175

3Составить кроссворд «Строение кожи».

Тестирование по теме« Кожа». Подчеркни правильный ответ.

 

1.Наружный слой кожи:

а) эпидермис;

б) дерма;

в) подкожная жировая клетчатка.

2. Функции кожи:

а) защитная;

б) образуется витамин D;

в) орган чувств;

г) все ответы верны.

3. Эпидермис образован:

а) эпителиальной тканью;

б) соединительной тканью;

в) мышечной тканью.

4. Дерма состоит:

а) из слоя эпидермиса;

б) слой соединительной ткани;

в) слоя эпидермиса и соединительной ткани.

5. Кровеносные сосуды и нервные окончания находятся:

а) в эпидермисе;

б) в дерме

в) в подкожной жировой клетчатке.

6. Какие типы тканей составляют кожу?

а) соединительная и нервная;

б) эпителиальная и мышечная;

в) эпителиальная и соединительная.

 

Работа с терминами

Эпидермис____________________________________________

Дерма________________________________________________

Меланин______________________________________________

Дерматолог___________________________________________

 

Дактилоскопия______________________________________

 

 

 

 

 

 

 

http://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/83/cf/a6/83cfa605342712994842de13eacc7531.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru

Открытый урок по биологии в 8 классе «Строение и функции кожи» (урок-исследование)

Открытый урок по биологии в 8 классе «Строение и функции кожи» (урок-исследование)

Ход урока. 1.Организационный момент: -

Ход урока. 1.Организационный момент: -

А что вам напоминает эта фигура?

А что вам напоминает эта фигура?

Просмотр видеофрагмента «Строение и функции кожи» 1

Просмотр видеофрагмента «Строение и функции кожи» 1

Кожа богата мышечными и эластичными волокнами, обладающими способностью растягиваться, придавая ей упругость и противостоять давлению

Кожа богата мышечными и эластичными волокнами, обладающими способностью растягиваться, придавая ей упругость и противостоять давлению

Дерма:

Дерма:

Какие типы тканей составляют кожу? а) соединительная и нервная; б) эпителиальная и мышечная; в) эпителиальная и соединительная

Какие типы тканей составляют кожу? а) соединительная и нервная; б) эпителиальная и мышечная; в) эпителиальная и соединительная

Когда будете смотреть в зеркало, вспомните тему урока

Когда будете смотреть в зеркало, вспомните тему урока

Кластер «Кто ищет истину – не чужд и заблуждениям»

Кластер «Кто ищет истину – не чужд и заблуждениям»

Таблица «Особенности строения слоёв кожи»

Таблица «Особенности строения слоёв кожи»

Тестирование по теме « Кожа».

Тестирование по теме « Кожа».

Открытый урок по биологии в 8 классе «Строение и функции кожи»

Открытый урок по биологии в 8 классе «Строение и функции кожи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2022