Предмет химия
Учитель: Спиридонова Елена Борисовна
первая категория
89059889113
lena.spiridonova.76@mail.ru
МБОУ
«СОШ№4 им. В.В.Бианки»
Класс 10
Автор УМК О.С. Габриелян
Тема урока «Спирты»
Тип урока урок усвоения новых знаний Используемая
технология: технологии
проблемного обучения
Аннотация:
Создание содержательных и организационных условий для изучения особенностей строения, номенклатуры, изомерии, физических свойств одноатомных спиртов. Продолжить формирование понятий спирты, функциональная группа, гомологи, номенклатура, изомерия одноатомных спиртов; навыков грамотного выполнения и интерпретации химического эксперимента. Стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений.
Annotation:
Creating meaningful and organizational conditions for studying the structure, nomenclature, isomerism, and physical properties of monatomic alcohols. To continue forming the concepts of alcohols, functional group, homologs, nomenclature, isomerism of monatomic alcohols; skills of competent execution and interpretation of the chemical experiment. Encourage students to set goals, plan activities, and analyze individual achievements.
Ключевые слова:
Открытый урок, химия, спирты, функциональная группа, гомологи, изомерия, физические свойства, химические свойства.
Keyword:
Open lesson, chemistry, alcohols, functional group, homology, isomerism, physical properties, chemical properties.
Технологическая карта урока
Цель |
Создание содержательных и организационных условий для изучения особенностей строения, номенклатуры, изомерии, физических свойств одноатомных спиртов. |
|||
Задачи |
· продолжить формирование понятий спирты, функциональная группа, гомологи, номенклатура, изомерия одноатомных спиртов; навыков грамотного выполнения и интерпретации химического эксперимента; · стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений; · обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;
· развивать умение самостоятельно работать с информационным материалом
|
|||
Планируемые образовательные результаты |
||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||
В познавательной сфере изучить: 1. Особенности строения одноатомных спиртов. 2. Общую формулу, функциональную группу класса спирты, их номенклатуру и виды изомерии 3. Уметь решать задачи на вывод молекулярной формулы органического вещества по массовой доле элемента в веществе В ценностно-ориентационной сфере: · Уметь формулировать цель урока, индивидуальные образовательные и развивающие задачи, составлять план действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные и коллективные достижения.
|
Познавательные УУД: · Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. · Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. · Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений. · Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. · Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах. · Использовать знаково-символические средства для решения задач. Работать с моделями молекул (в виде формул). Регулятивные УУД: · Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий. · Преобразовывать практическую задачу в познавательную. · Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. · Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности. · Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами). Коммуникативные УУД: · Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и с одноклассниками. · Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы. · Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью |
·Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни. ·Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту. · Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки
|
||
Основные понятия |
Одноатомные спирты, гомологи, систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура спиртов, структурная формула, виды изомерии. |
|||
Межпредметные связи |
Биология, физика, математика, история. |
|||
Оборудование |
Информационные материалы, раздаточный материал (маршрутные листы; химические реактивы(Спирт, медная проволока, спиртовка, раствор яичного белка, растительное масло ), химическая посуда, штатив |
|||
Ресурсы: основной
дополнительные
|
Габриелян, О.С. Химия. 10 класс.: учебник для общеобразоват. учреждений/. – 12-е изд., стереотипное – М.: Дрофа,2011. – 318 с. Батаев, В.А. Справочник по органической химии: Учебное пособие для школьников и абитуриентов / В.А.Батаев, Е.В.Батаева. - М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 255 с. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс / Сост. Н.П.Трегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96с. |
|||
Организация пространства |
Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами), парная (взаимопроверка), групповая (взаимопомощь). |
|||
Приемы и средства обучения: |
Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация). |
|||
Организационная структура урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Ресурсы |
Организационный этап |
|||
Создание комфортной обстановки и положительной мотивации, распределение учеников по группам. Приветствует ребят |
Приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую преподавателем. Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства. |
Коммуникативные: умение слушать и воспринимать на слух вопросы учителя. Личностные: формирование ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности. |
. |
Целеполагание и мотивация. Актуализация субъектного опыта. |
|||
Обеспечивает мотивацию к изучению предложив решить учащимся задачу на вывод формулы органического вещества. Постановка проблемы: К какому классу соединений вы можете отнести полученное вещество? Что значит изучить класс органических соединений? Используя подсказки, сформулируйте тему, цель и задачи урока. На основании предложенного для работы оборудования предложите методы, которые можно использовать для решения поставленных задач.
|
В результате решения задачи получается вещество состава С2Н5ОН
Работают в группах.
Возникает противоречие: данной формуле может соответствовать два вещества, относящихся к разным классам органических соединений.
Самоопределение школьника, осознание пробелов и потребности к изучению нового. Определение плана изучения темы: определение, гомологи, названия, классификация, изомерия. Формулирование названия темы, цели и задач. |
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: формирование умения целеполагания, прогнозирования, планирования своей деятельности. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.
Личностные: понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.
|
Маршрутный лист, презентация |
Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. |
|||
Учитель организует работу учащихся в группах по подготовленным мини проектам
Организует изучение темы по группам
|
1 группа«история открытия спиртов» Строят определение «спирт» с исторической точки зрения, история открытия спиртов на земле, появление и применение спиртов в России. Оценивают свою работу. |
Познавательные: умение давать определение понятиям «спирты»,
Регулятивные: умение использовать речь для регуляции своей деятельности. Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками. Личностные: понимать значимость фундаментальных представлений о строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира
|
Маршрутный лист, учебник, презентация.
|
Организует обсуждение проблемы. Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала.
|
2группа «Классификация- спиртов, изомерия, физические свойства и применение» Выдвигают гипотезы классификации. Выдвигают гипотезы о видах изомерии. Объясняют «Классификация спиртов». На основе презентации, физические свойства объясняют демонстрацией опытов. Обсуждают результаты своей работы и оценивают свою работу. |
Познавательные: умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений, создавать обобщения, делать выводы. Регулятивные: осуществление само- и взаимоконтроля процесса выполнения задания. Коммуникативные: умение работать в группе, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью Личностные: развивать любознательность и интерес к предмету
|
Маршрутный лист, учебник, презентация. Химические реактивы(Спирт, растительное масло), химическая посуда. |
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует обсуждение проблемы. Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала.
|
3группа «Химические свойства одноатомных спиртов» Определяют план действий, называют вещества. Объясняют представителям других групп химические свойства спиртов демонстрацией опыта «восстановление меди при окислении этанола». |
Познавательные: строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами). Коммуникативные: строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника. Личностные: воспитывать целеустремленность, трудолюбие. |
Маршрутный лист, учебник, презентация. Химические реактивы(Спирт, медная проволока, спиртовка, ), химическая посуда, штатив |
Мотивирует к проведению исследования. Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала.
|
4группа «пагубное влияние на организм человека» Выполняют лабораторный опыт по инструкции. «Денатурация белка». Делают вывод по результатам исследования. Раздают буклеты |
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей. Личностные: осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни. |
Маршрутный лист, Химические реактивы(Спирт, раствор яичного белка ), химическая посуда. |
Применение знаний и способов действий |
|||
Организует контроль знаний обучающихся (тестовые задания высвечиваются на слайде) |
Выполняют тест Оценивают тест по пятибалльной системе. Суммируют свои баллы за урок (за групповую работу и тест). |
Познавательные: строить логические рассуждения; сопоставлять результаты. Регулятивные: контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения. Коммуникативные: адекватно использовать письменную речь. Личностные: воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний и умений. |
Презентация |
Информация о домашнем задании |
|||
Комментирует домашнее задание
|
Дифференцированное домашнее задание: · § 9 с. 74 упр. 13,14 |
Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Личностные: понимать значимость химических знаний в практической жизни.
|
Презентация |
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия. |
|||
Акцентирует внимание на достижении цели урока. Предлагает ученикам закончить предложения: Сегодня на уроке … Я узнал….. Я научился…. Мне было легко…. Мне было сложно… Побуждает к анализу индивидуальных достижений.
|
Дописывают и проговаривают получившиеся предложения. Анализ достижения цели урока. Оценивают свою работу на уроке: - материал
усвоен (на
всех этапах урока “4”, “5”) |
Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Регулятивные: оценка, саморегуляция. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника. Личностные: формировать умение способности к саморазвитию.
|
Презентация |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.