Открытый урок по химии в 9 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы и их соединения».
Оценка 5

Открытый урок по химии в 9 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы и их соединения».

Оценка 5
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
13.04.2020
Открытый урок по химии в 9 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме:  «Металлы и их соединения».
В игровой форме обобщить полученные знания о металлах, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения.
Открытый урок химии 9 класс.doc

Открытый урок по химии

в 9 классе по теме:

«Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Металлы и их соединения».

 

Цели урока: 1. В игровой форме обобщить полученные знания о металлах, их соединениях, физических и химических свойствах,  способах получения.________________________________________________

                          2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства металлов; в решении экспериментальных и  расчетных задач различного типа._________

                         3. Привить интерес к химии и снять стрессовые состояния при словах  «зачет по теме»._____________________________________

 

Тип урока:     урок  обобщения и систематизации полученных знаний.__________

 

Методы:         урок-игра с решением экспериментальных и расчетных задач._____

 

Оборудование: флажки, карточки с условием расчетной и экспериментальной задач, «Черный ящик» с предметом из алюминия, три мини лаборатории, три кассеты с пронумерованными склянками, в которых следующие вещества: гидроксид натрия, хлорид алюминия, хлорид бария.____________________________________

 

Ход урока.

Методич. приемы.

I. Организационный момент.

    Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.

 

II. Вступительное слово учителя.

1.     Сообщение темы и цели урока, что это не просто урок, а урок-игра, в которой будут соревноваться три команды.

2.     Деление класса на три команды.

3.     Сообщение условий игры: команды будут соревноваться в 4 турах, право ответа есть у той команды, которая первой поднимет флажок, выкрики будут наказываться штрафными баллами.

 

III. Игра «Брейн-ринг»

Мы живем в 21 веке и сейчас огромное значение имеют деньги. Сегодня мы тоже будем играть на деньги, но непростые, а химические – химы. Это конвертируемая валюта и в конце урока вы сможете обменять заработанные деньги на оценки.

 Итак, 1 тур «Вопрос – ответ».

За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 хим.

1.     Какой металл считается самым древним в использовании человеком? (медь).

2.     Как называются металлы 1 группы главной подгруппы? (щелочные).

3.     Какой металл самый легкий? (литий).

4.     Как называется сплав меди с оловом? (бронза).

5.     Перечислите физические свойства, общие для всех металлов. (электро-, теплопроводность, металлический блеск, пластичность).

6.     Как называется процесс восстановления металлов из их руды с помощью угля, угарного газа, водорода при нагревании? (пирометаллургия).

7.     Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам. (серебро, золото, платина).

8.     Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды? (коррозия).

9.     Рубины, сапфиры, корунд, глинозем – с химической точки зрения что это? (оксид алюминия).

10.  Какой металл способен намагничиваться и размагничиваться? (железо).

11. При грунтовке потолков и стен используют раствор медного купороса. Можно ли его готовить и хранить в железных ведрах? (нет, т.к. железо более активный металл, чем медь и будет вытеснять её из раствора медного купороса).

12.  Как получить гашеную известь из известняка? (известняк термически обработать, а затем добавить воды).

13.  Как называется минерал, содержащий смешанный оксид железа II и III валентного. (магнетит или магнитный железняк).

14.  Назовите процесс восстановления металлов из их растворов или расплавов под действием электрического тока. (электролиз).

15. Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека? (железо).

 

2 тур. Решить цепочку превращений. Максимально команда может заработать 5 химов (за каждое уравнение по 1 химу).

СuCuOCuCl2Cu(OH)2CuOCu

Для 1 и5 указать переход электронов, окислителя, восстановителя

Для 2 и 3– записать полное и сокращенное иное уравнение.

 

3 тур. Конкурс капитанов.  (3 хима).

Команды выбирают капитанов, которые на доске на время и правильность решают задачу:

 Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)?

 

Решение: m (Fe2O3) = 16,84*0,95 = 16 кг

                 16 кг     х кг

                 Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe

                1 к/моль  2к/моль

                160 кг  -  2*27=54кг       х = 16*54 / 160 = 5,4 кг.

        Ответ: 5,4 кг.

 

Пока капитаны решают задачу на доске, у каждой команды есть возможность заработать дополнительные химы в свою копилку.

«Черный ящик»:  в этом ящике находится предмет, выполненный из металла, который вам необходимо угадать. Первую подсказку я зачитываю бесплатно, если ни одна команда не отгадывает сразу этот металл, то последующие подсказки вы покупаете на заработанные уже деньги-химы, при чем право отгадать по подсказке будет у той команды, которая больше за нее заплатит. За правильно отгаданный металл команда получит 5 химов.

Подсказки: 1. Этот металл называют металлом ХХ века, хотя он известен еще с античных времен.

2. Еще недавно считалось, что этот достаточно активный металл не встречается в природе в свободном виде, как, например, золото, серебро или медь. Однако в 1978 г в породах Сибирской платформы был обнаружен  этот металл в самородном виде.

3. Существует легенда о том, что некий мастер, имя которого история не сохранила, принес римскому императору Тиберию (14-27 гг. н.э.) чашу из этого металла, напоминающего серебро, но более легкого. Подарок стоил жизни изобретателю: Тиберий приказал казнить его, а мастерскую уничтожить, поскольку боялся, что новый металл может обесценить серебро императорской сокровищницы.

3. Менделеев называл этот металл - металлом квасцов или глинием.

4. На всемирной выставке  в Париже на этот металл смотрели как на драгоценность, в то время  килограмм этого металла стоил 1200 долларов, дороже золота.

 

Проверка решений задачи на доске капитанов.

 

И наконец, 4 тур. «Вперед за экспериментом».

Распознать предложенные вещества: гидроксид натрия, хлорид алюминия, хлорид бария. На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. (в склянке №1 – хлорид бария, в склянке №2 – гидроксид натрия, в склянке №3 – хлорид алюминия).

 

IV. Подведение итогов: подсчет химов и выставление оценок.

VДомашнее задание:

   Повторить §§ 4-14 к контрольной работе.

   Стр.     №5, стр.     №

2 мин.

 

 

 

1-2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

30 мин.

 

 

 

 

Устно с места команды отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По 1 человеку с каждой команды по очереди записать 1 уравнение.

 

Капитаны решают задачу на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Команды угадывают металл по подсказкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Команды выполняют опыты по распознава-

нию в-в.

 

 

3 мин.

1 мин.

 

 

 

Подготовка к зачету по теме:

«Металлы и их соединения».

1.     Какой металл считается самым древним в использовании человеком?

2.     Как называются металлы 1 группы главной подгруппы?

3.     Какой металл самый легкий?

4.     Как называется сплав меди с оловом?

5.     Перечислите физические свойства, общие для всех металлов.

6.     Как называется процесс восстановления металлов из их руды с помощью угля, угарного газа, водорода при нагревании?

7.     Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам.

8.     Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды?

9.     Рубины, сапфиры, корунд, глинозем – с химической точки зрения что это?

10.  Какой металл способен намагничиваться и размагничиваться?

11. При грунтовке потолков и стен используют раствор медного купороса. Можно ли его готовить и хранить в железных ведрах?

12.  Как получить гашеную известь из известняка?

13.  Как называется минерал, содержащий смешанный оксид железа II и III валентного.

14.  Назовите процесс восстановления металлов из их растворов или расплавов под действием электрического тока.

15. Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека?

16.  Почему концентрированную серную кислоту перевозят в железных цистернах?

17.  Чем отличается чугун от стали?

18.  Какой металл в середине 19 века стоил дороже золота?

19.  Как распознать катионы металлов: меди, бария, алюминия, железа?

 

Осуществить цепочки превращений:

1.     СuCuOCuCl2Cu(OH)2CuO Cu

2.     FeFeCl2 Fe(OH)2 Fe(OH)3 Fe2O3Fe

3.     CaCaOCa(OH)2 CaCO3 CaOCa

 

Решить задачи:

1. Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)?

2. Какая масса гашеной извести может быть получена из 2 т известняка, содержащего 25% примесей?.

3. Сколько потребуется алюминия, чтобы при реакции с соляной кислотой получить столько водорода (в г), сколько его выделится при взаимодействии 1 моль натрия с водой.

 

 

 

 

Сколько потребуется алюминия, чтобы при реакции с соляной кислотой получить столько водорода (в г), сколько его выделится при взаимодействии 1 моль натрия с водой.

 

 

Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)?

 

Сколько потребуется алюминия, чтобы при реакции с соляной кислотой получить столько водорода (в г), сколько его выделится при взаимодействии 1 моль натрия с водой.

 

 

Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)?

 

Сколько потребуется алюминия, чтобы при реакции с соляной кислотой получить столько водорода (в г), сколько его выделится при взаимодействии 1 моль натрия с водой.

 

 

Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)?

 

 


Открытый урок по химии в 9 классе по теме: «

Открытый урок по химии в 9 классе по теме: «

Какой металл считается самым древним в использовании человеком? (медь)

Какой металл считается самым древним в использовании человеком? (медь)

Организационный момент.

Организационный момент.

Подготовка к зачету по теме: «Металлы и их соединения»

Подготовка к зачету по теме: «Металлы и их соединения»

Сколько потребуется алюминия, чтобы при реакции с соляной кислотой получить столько водорода (в г), сколько его выделится при взаимодействии 1 моль натрия с водой

Сколько потребуется алюминия, чтобы при реакции с соляной кислотой получить столько водорода (в г), сколько его выделится при взаимодействии 1 моль натрия с водой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2020