2021-2022 уч.год
Литературное чтение 4»в»
Учитель: Алипова А.Д. 17.02.2022
Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Цель: создать условие для знакомства учащихся с произведением «Приемыш» Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
· Развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли.
· Развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность.
Воспитательные:
· Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).
· Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.
· воспитывать бережное отношение к людям и их чувствам;
· воспитывать интерес к русскому языку;
УУД:
Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; разграничивать слова.
Познавательные УУД: находить в тексте слова по заданному признаку, оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета.
Регулятивные УУД: формулировать тему урока, ставить учебные задачи, контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.
Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.
Оборудование: выставка книг Д.Н.Мамина – Сибиряка для детей, “Толковый словарь”, бочонок с заданиями, компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная работа, групповая работа.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формирование УУД |
||||||||||||||||||
I. Мотивационный этап
|
Учитель: Чтоб книги открыли свои странички, Чтобы героев лица увидеть, Чтоб разобраться во всем и понять Нужно внимательно книги читать. Нужно работать, нужно трудиться, Упорным быть и ничуть не лениться. Закройте глаза и скажите: У меня всё получится, я всё смогу!» |
Настраиваются на урок |
Личностные УУД: Формирование умения высказывать суждения
|
||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний
III.Речевая разминка
IV. Подготовка к восприятию нового материала
V.Беседа об авторе
|
- Какой раздел закончили изучать? -С творчеством каких поэтов познакомились? -О чем говорилось в этих произведениях?
- Сейчас прослушайте стихотворение Н.А. Заболоцкого «Просьба», подумайте, чему будут посвящены произведения в данном разделе? Ученик: Птицы, рыбы, звери В душу людям смотрят. Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо, А море без рыб – не море, А земля без зверей – не земля. -О чем стихотворение? Наш новый раздел так и называется «Природа и мы»(прикрепляю на доску) Давайте прочитаем на с.75 с какими авторами познакомимся?(читают ученики) -Начнем работу с речевой разминки Работа над скороговоркой -Прочитаем
скороговорку хором -О чем скороговорка? -1 ряд с выделением первого слова,спокойно 2 ряд- с выделением второго слова,с восклицанием 3 ряд- с выделением 3 слова,с вопросом Что вы знаете об этой птице? А сейчас подробнее нам расскажет Вика.(на экране картинка) Длина тела у лебедей 110-170 см. Вес: до 15 кг. Размах крыла: около 2 м. Окраска у лебедей бывает трех цветов: белая, серая и черная. Прочный большой клюв желтого, красного или оранжевого цвета. Очень длинная и гибкая шея. Лапы же наоборот короткие, что мешает им себя чувствовать на суше уверенно.. Скорость полета может достигать 60-80 км/час. Лебеди обладают отличным зрением, помогающим им находить пищу и избегать врагов, в том числе под водой. -Сегодня на уроке эти знания нам пригодятся. А сейчас послушайте: Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, – у зайчика душа в пятки.( Сказка про храброго зайца) Все улетят, а она останется одна-одинешенька. Да, совсем одна… Мы улетим на юг, в тепло, а она, бедняжка, здесь будет мерзнуть… Ведь она наша дочь, и как я ее люблю, мою Серую Шейку! Знаешь, старик, останусь-ка я с ней зимовать здесь вмес(Серая шейка) - Кто автор ? -Сегодня продолжим работу с творчеством писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка. - Давайте с вами вспомним о жизни и творчестве писателя. 1.Рассказывает Полина Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился и вырос в семье заводского священника Мамина и много позже, написав свои первые произведения, писатель добавил к своей основной фамилии слово «Сибиряк» и стал известен для миллионов людей как писатель Мамин – Сибиряк.Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы - Какие произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка вы еще читали? Обратите внимание на выставку книг! |
Поэтическая тетрадь Валерия.Брюсова М.Цветаевой,С.Есенина Воспоминание о детстве
Рассказывает ученик
Читают хором,по рядам
Рассказывает ученик,остальные слушают
Внимательно слушают,отвечают
Мамин-Сибиряк
Рассказывает ученик
|
Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.
|
||||||||||||||||||
- А какое произведение мы начнём изучать сегодня, вы узнаете, если расшифруете эти квадраты. Соотнесите буквы левого квадрата с цифрами правого столбика.
- На доске : ПРИЁМЫШ Сегодня на уроке, мы познакомимся с рассказом «Приемыш». - Как вы понимаете значение слова приёмыш? Девочкам было дома задание посмотреть в словаре значение слова(читает) Приёмыш – сирота, которого взяли на воспитание чужие люди -Посмотрите да доску, предположите как взаимосвязаны тема раздела и название произведения?
|
Расшифровывают квадрат
приют, сирота, детский дом, одиночество Отвечают на вопросы |
Регулятивные УУД: Формулировать тему урока. Ставить учебные задачи Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.
|
|||||||||||||||||||
VI. Этап осмысления:
|
- И вот сегодня мы с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.
- Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю вам маршрут движения по работе на уроке? План работы Прочитать произведение - познакомиться с героями - охарактеризовать главных героев - определить главную мысль |
Узнать, кто приёмыш, познакомиться с содержанием |
Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать оценку своим действиям
|
||||||||||||||||||
VII Работа с учебником, с текстом |
- Найдите произведение в учебнике с 76 - Ребята, читать рассказ мы будем по частям.
(Словарная работа на доске висит,разбираем походу чтения)
2. Чтение текста: а)Чтение 1 части (Читает учитель до слов: Здравствуй,Тарас!) -Обратите внимание вам встретились слова протока,сайма -Как вы понимаете? Посмотрите на доску и соотнесите эти слова с значением - Почему хозяина избушки не оказалось дома? - Предположите, кто же был Приёмышем? б) Чтение 2 части (ученики) до слов Тарас жил на Светлом)с.79 -Почему старик назвал лебедя особенной птицей? -Как Соболько дружил с Приемышем? Физминутка в) Чтение 3 части.(ученики)до слов В след раз)с.81 -Как относился Тарас к природе?(все взаимосвязано в природе)Слов работа - Как вы думаете, каким будет конец этой истории? г) Чтение 4 части рассказа. (Читает учитель) до конца - Слов работа Каким автор увидел Тараса осенью и почему он так сильно изменился? - Легко ли расставаться с другом? -А были ли у вас похожие ситуации? - Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее: Вопросы : Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей? ( Дети, конечно, должны выбрать первую версию, т.к. птице нужна свобода)
|
Слушают учителя
Слушают внимательно учителя
Читают ученики отвечают на вопросы
Слушают учителя,отвечают на вопросы |
Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.
Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать оценку своим действиям
Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.
|
||||||||||||||||||
VIII. Синквейн
IX.Рефлексия
|
Приемыш Подберите 2 прилагательных:преданный умный 3 глагола –дружат заботятся тоскует Предложение: Все в природе взаимосвязано.
Работа в паре -На партах у вас лежат лебеди. Напишите пожалуйста,обращение к людям от лебедей! (по одному слову) |
Составляют,пишут на доске |
Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать оценку своим действиям
|
||||||||||||||||||
X. Итог урока
XI.Домашнее задание
|
- Что же Д.Н. Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? Доброта — это богатство, щедрость души человека.
- Чему учились на уроке? - Какие чувства вызвал у вас рассказ? - Что помог понять вам рассказ? - Какой вывод по уроку можно сделать? Работа в паре. На парте лебеди.Запишите обращение к людям от лебедей. Прочитать,составить характеристику героям |
|
Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого |
Длина тела у лебедей 110-170 см. Вес: до 15 кг. Размах крыла: около 2 м. Окраска у лебедей бывает трех цветов: белая, серая и черная. Прочный большой клюв желтого, красного или оранжевого цвета. Очень длинная и гибкая шея. Лапы же наоборот короткие, что мешает им себя чувствовать на суше уверенно.. Скорость полета может достигать 60-80 км/час. Лебеди обладают отличным зрением, помогающим им находить пищу и избегать врагов, в том числе под водой.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился и вырос в семье заводского священника Мамина и много позже, написав свои первые произведения, писатель добавил к своей основной фамилии слово «Сибиряк» и стал известен для миллионов людей как писатель Мамин – Сибиряк.Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.
Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.