Открытый урок по литературному чтению
Оценка 4.8

Открытый урок по литературному чтению

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл—4 кл
02.06.2022
Открытый урок по литературному чтению
Урок литературного чтения проводилось в 4кл,знакомство с произведением.Урок интересный,познавательный.
Открытый урок чтения Алипова.docx

 

2021-2022 уч.год

Литературное чтение 4»в»

Учитель: Алипова А.Д. 17.02.2022

 

Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Цель:  создать условие для знакомства учащихся с произведением «Приемыш» Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить доказывать свою точку зрения.
  • Учиться опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и природоведения.

 Развивающие:

·         Развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли.

·         Развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность.

Воспитательные:

·         Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища,  обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).

·         Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.

·         воспитывать бережное отношение к людям и их чувствам;

·         воспитывать интерес к русскому языку;

УУД:

Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; разграничивать слова.

 

Познавательные УУД: находить в тексте слова по заданному признаку, оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета.

 

Регулятивные УУД: формулировать тему урока, ставить учебные задачи, контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.

 

Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.

 

Оборудование: выставка книг Д.Н.Мамина – Сибиряка для детей, “Толковый словарь”, бочонок с заданиями, компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point.

 

Формы  работы:     Фронтальная, индивидуальная работа, групповая работа.

 

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

I.                   Мотивационный этап

                             

 

 

 

 

 Учитель:

Чтоб книги открыли свои странички,

Чтобы героев лица увидеть,

Чтоб разобраться во всем и понять

Нужно внимательно книги читать.

Нужно работать, нужно трудиться,

Упорным быть и ничуть не лениться.

Закройте глаза и скажите: У меня всё получится, я всё смогу!»

Настраиваются на урок

 

Личностные УУД: Формирование умения высказывать суждения

 

II.                Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Речевая разминка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Подготовка  к восприятию нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.Беседа об авторе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какой раздел закончили изучать?

-С творчеством каких поэтов познакомились?

-О чем говорилось в этих произведениях?

 

- Сейчас прослушайте стихотворение Н.А. Заболоцкого «Просьба», подумайте, чему будут посвящены произведения в данном разделе?

Ученик:

Птицы, рыбы, звери

В душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо,

А море без рыб – не море,

А земля без зверей – не земля.

-О чем стихотворение?

Наш новый раздел так и называется «Природа  и мы»(прикрепляю на доску)

Давайте прочитаем  на с.75 с какими авторами познакомимся?(читают ученики)

-Начнем работу с речевой разминки

Работа над скороговоркой 

-Прочитаем скороговорку  хором
ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ

-О чем скороговорка?

-1 ряд с выделением первого слова,спокойно

2 ряд- с выделением второго слова,с восклицанием

3 ряд- с выделением 3 слова,с вопросом

Что вы знаете об этой птице?

А сейчас подробнее нам расскажет Вика.(на экране картинка)

Длина тела у лебедей 110-170 см. Вес: до 15 кг. Размах крыла: около 2 м. Окраска у лебедей бывает трех цветов: белая, серая и черная. Прочный большой клюв желтого, красного или оранжевого цвета. Очень длинная и гибкая шея. Лапы же наоборот короткие, что мешает им себя чувствовать на суше уверенно.. Скорость полета может достигать 60-80 км/час. Лебеди обладают отличным зрением, помогающим им находить пищу и избегать врагов, в том числе под водой.

-Сегодня на уроке эти знания нам пригодятся.

А сейчас послушайте:

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, – у зайчика душа в пятки.( Сказка про храброго зайца)

Все улетят, а она останется одна-одинешенька. Да, совсем одна… Мы улетим на юг, в тепло, а она, бедняжка, здесь будет мерзнуть… Ведь она наша дочь, и как я ее люблю, мою Серую Шейку! Знаешь, старик, останусь-ка я с ней зимовать здесь вмес(Серая шейка)

- Кто автор ?

-Сегодня продолжим работу с творчеством писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка.

- Давайте с вами вспомним о жизни и творчестве писателя.

1.Рассказывает Полина 

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился и вырос в семье заводского священника Мамина и много позже, написав свои первые произведения, писатель добавил к своей основной фамилии слово «Сибиряк» и стал известен для миллионов людей как писатель Мамин – Сибиряк.Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.

Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы

- Какие произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка вы еще читали?

Обратите внимание на выставку  книг!

Поэтическая тетрадь

Валерия.Брюсова

М.Цветаевой,С.Есенина

Воспоминание о детстве

 

 

 

 

 

 

Рассказывает ученик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают хором,по рядам

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывает ученик,остальные слушают

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают,отвечают

 

 

 

 

 

Мамин-Сибиряк

 

 

 

 

Рассказывает ученик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения;

Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.

 

- А какое произведение мы начнём изучать сегодня, вы узнаете, если расшифруете эти квадраты. Соотнесите буквы левого квадрата  с цифрами правого столбика.

 

Ш

Е

*

М

*

Ы

 Р

И

П

7

4

*

5

*

6

2

3

1

 

- На доске : ПРИЁМЫШ

Сегодня на уроке, мы познакомимся с рассказом «Приемыш».

- Как вы понимаете значение слова приёмыш?

 Девочкам было дома задание посмотреть в словаре значение слова(читает)

Приёмыш – сирота, которого взяли на воспитание чужие люди

-Посмотрите да доску, предположите как взаимосвязаны тема раздела и название произведения?

 

Расшифровывают квадрат

 

 

 

 

 

 

 

 

приют, сирота, детский дом, одиночество

Отвечают на вопросы

Регулятивные УУД: Формулировать тему урока. Ставить учебные задачи

Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.

 

VI. Этап осмысления:

 

 

- И вот сегодня мы с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.

 

- Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю вам  маршрут движения по работе на уроке?

План работы

Прочитать произведение

- познакомиться с героями

- охарактеризовать главных героев

- определить главную мысль

Узнать, кто приёмыш, познакомиться с содержанием

Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать  оценку своим действиям

 

 

 

VII Работа с учебником,   с текстом

-  Найдите произведение в учебнике с 76

- Ребята, читать рассказ мы будем по частям.

 

(Словарная работа на доске висит,разбираем походу чтения)

 

 

Церемония

 Доспехи 

Протока

Сайма 

 Заводь

 Муштровать

Бобылём 

Увечит

 Хиреет 

Божья тварь 

торжественный обряд, порядок совершения чего-то.

воинское или другое тяжеловесное снаряжение.

 боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма. 

 рыбацкая стоянка. 

 небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

 обучать, подвергая суровой системе воспитания.

в одиночестве. физически расправляться, калечить.

всё живое, созданное Богом

 

 

2. Чтение текста:

а)Чтение 1 части (Читает учитель до слов: Здравствуй,Тарас!)

 -Обратите внимание вам встретились слова протока,сайма

-Как вы понимаете? Посмотрите на доску и соотнесите эти слова с значением

- Почему хозяина избушки не оказалось дома?

- Предположите, кто же был Приёмышем?

б) Чтение 2 части (ученики) до слов Тарас жил на Светлом)с.79

-Почему старик назвал лебедя особенной птицей?

-Как Соболько дружил с Приемышем?

Физминутка

в) Чтение 3 части.(ученики)до слов В след раз)с.81

-Как относился Тарас  к природе?(все взаимосвязано в природе)Слов работа

- Как вы думаете, каким будет конец этой истории?

г) Чтение 4 части рассказа. (Читает учитель) до конца

- Слов работа

 Каким автор увидел Тараса осенью и почему он так сильно изменился?

- Легко ли расставаться с другом?

-А были ли у вас похожие ситуации?

- Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее:

Вопросы : Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

( Дети, конечно, должны выбрать первую версию, т.к. птице нужна свобода)

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают внимательно учителя

 

 

 

 

Читают ученики отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя,отвечают на вопросы

 

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать  оценку своим действиям

 

 

Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.

 

VIII. Синквейн

 

 

 

 

 

IX.Рефлексия

 

Приемыш

Подберите 2 прилагательных:преданный умный 

3 глагола –дружат заботятся тоскует

Предложение: Все в природе взаимосвязано.

 

Работа в паре

-На партах у вас лежат лебеди.

Напишите пожалуйста,обращение к людям от лебедей! (по одному слову)

Составляют,пишут на доске

Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать  оценку своим действиям

 

X. Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XI.Домашнее задание

 

 

 

- Что же Д.Н. Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? Доброта — это богатство, щедрость души человека.

 

- Чему учились на уроке?

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

- Что помог понять вам рассказ?

- Какой вывод по уроку можно сделать?

Работа в паре.

На парте лебеди.Запишите обращение к людям от лебедей.

Прочитать,составить характеристику героям

 

 

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Длина тела у лебедей 110-170 см. Вес: до 15 кг. Размах крыла: около 2 м. Окраска у лебедей бывает трех цветов: белая, серая и черная. Прочный большой клюв желтого, красного или оранжевого цвета. Очень длинная и гибкая шея. Лапы же наоборот короткие, что мешает им себя чувствовать на суше уверенно.. Скорость полета может достигать 60-80 км/час. Лебеди обладают отличным зрением, помогающим им находить пищу и избегать врагов, в том числе под водой.

 

 

 

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился и вырос в семье заводского священника Мамина и много позже, написав свои первые произведения, писатель добавил к своей основной фамилии слово «Сибиряк» и стал известен для миллионов людей как писатель Мамин – Сибиряк.Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.

Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы


 

Литературное чтение 4»в» Учитель:

Литературное чтение 4»в» Учитель:

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого

III. Речевая разминка

III. Речевая разминка

V. Беседа об авторе -

V. Беседа об авторе -

Предметные УУД : выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения;

Предметные УУД : выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения;

VI . Этап осмысления: - И вот сегодня мы с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем произведении

VI . Этап осмысления: - И вот сегодня мы с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем произведении

Церемония Доспехи Протока

Церемония Доспехи Протока

Церемония Доспехи Протока

Церемония Доспехи Протока

Вопросы : Поступить с лебедем так, как это сделал

Вопросы : Поступить с лебедем так, как это сделал

X . Итог урока

X . Итог урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2022