Открытый урок по литературному чтению на тему : И. Тургенев "Перепелка"4 кл

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала И. Тургенев. Перепелка С. Михалков. Будь человеком!.docx

Литературное чтение

4 класс

 

Тема: И. Тургенев. Перепелка

Цель: знакомство с рассказом И. С. Тургенева «Перепелка», воспитание любви и   бережного отношения к природе, ее обитателям.

Оборудование: картины

Ход урока

1. Организационно-мотивационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3.  Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом И. С. Тургенева «Перепелка». Это рассказ об отношении человека к природе. Писатель ставит перед читателем проблему: как относиться к природе? Ведь не секрет, что существует охота, и человек вмешивается в жизнь природы, разрушает ее гармонию, убивает животных, птиц. Мы познакомимся с главным героем рассказа, от имени которого ведется повествование, - мальчиком, у которого пропала страсть к охоте с того дня, когда он увидел, как погибла перепелка, спасая своих детей.

4.  Слово о писателе.

            И. С. Тургенев родился в богатой помещичьей семье. Мать его — жестокая крепостница, поэтому в доме царила гнетущая атмосфера наказаний за малейшую провинность. Мальчик убегал из богатого дома в тенистый сад, где росли роскошные цветы, где можно было поиграть среди природы, или прятался в библиотеке. В доме было много гувернеров и учителей, давались театральные представления. О детстве Тургенев вспоминал с большой грустью. В его душе навсегда осталось доброе чувство по отношению к простым людям.

            И. С. Тургенев страстно любил охоту, проводил на ней все свободное время, но сам не охотился, а наблюдал за окружающей природой. Ничто в природе не ускользало от его наблюдательного поэтического взгляда.

5.  Чтение и анализ рассказа.

- Что такое рассказ? (Произведение повествовательного характера, посвященное изображению конкретного события в жизни одного героя.)

- Какому событию посвящен рассказ «Перепелка»?

- Кто его герой?

- Как относился к охоте мальчик в первой части рассказа?

- Найдите слова, подтверждающие ваше утверждение.

- Как изменилось отношение мальчика к охоте во второй части рассказа?

- Что послужило изменению этого отношения?

- Проследите по ходу рассказа, как меняются чувства и настроение героя.

- Когда появилось чувство жалости, раскаяния, сострадания к птичке?

- Что поразило мальчика в поведении птицы? (Она бесстрашно защищала птенцов.)

- Какие черты характера проявляет герой, защищая перед отцом птицу?

- О чем он беспокоится? О чем просит отца?

- Найдите слова в тексте, подтверждающие чувства мальчика.

- Как описана умирающая перепелка?

- Какие слова вызывают чувство сострадания к ней?

- Какие чувства захлестнули героя? Как он их выражает? (Закричал благим матом, не захотел завтракать.)

- Почему писатель заострил внимание на похоронах птички? Как проявляют себя герои?

Выводы по анализу.

- Чему научил мальчика случай с перепелкой?

- Как он изменил его отношение к охоте? (Охота - это не развлечение, это кровь, гибель живого существа.)

- Найдите предложение, в котором герой делает вывод:

 «С того дня пропала моя страсть к охоте. Настоящим охотником я не сделался».

6. Работа над композицией рассказа.

Дать понятие композиции: чтение и комментирование определения композиции

В развитии событий, изображенных в литературном произведении, различают 3 части: Завязка - начальная часть

Кульминация — высшая точка напряжения в развитии событий.

Развязка - заключительный момент в развитии действия.

- Что мы увидели в первой части? (В первой части мы видели мальчика безжалостного, которого кровь убитых птиц не трогает.)

- Когда же наступила кульминация в рассказе? (Перепелка умерла, мальчик плачет.)

- В третьей части мальчик изменился. Ему очень жалко перепелку, он плачет, хоронит птицу.

- Что он думает об убийстве перепелки? (Считает несправедливо убивать ее. Ведь она мать, защищает своих детей.)

- При этом он как думает об отце и Трезоре? (Обвиняет их про себя.)

- Какой трагический случай помогает раскрыть душу мальчика? Мы понимаем, что в душе он добрый, ранимый.

- Как относится к этим изменениям в душе ребенка отец? (Эти изменения в сыне удивляют отца. Но он его понимает.) Докажите. (Он дает ему похоронить перепелку, не стреляет в старого перепела.)

- Какую характеристику можно дать перепелке? (Трудолюбивая, любящая, бесстрашная.)

 

Языковой анализ рассказа.

- Какие названия птиц встречаются в рассказе? (Перепел, дрофа, куропатка, жаворонок, вальдшнеп. Все птицы, кроме дрофы, у нас встречаются.)

            Перепелка - из отряда куриных. Она населяет степи, поля, луга. Питается семенами растений, насекомыми. Устраивает гнездо на земле в ямке среди хлебов и луговых трав.  

 

7.  Работа в тетради. Ответы на вопросы и тесты (см. электронный учебник).

8.  Подведение итогов урока.

Определение главной мысли рассказа.

- Какая же главная мысль рассказа? (Нужно беречь, любить все живое, охранять природу.) - Какие качества в человеке помогает воспитать этот рассказ? (Доброту, умение сопереживать. Умение сопереживать - очень важное качество в характере человека.)

- Как писатель относится к своему герою? (Положительно, так как он сам человек добрый, наблюдательный, любит природу.)

9.  Задание на дом: чтение и пересказ текста; самостоятельное чтение стихотворения С. Михалкова «Будь человеком!».