Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе
по теме: "Басни Крылова"
Разработала урок
учитель начальных классов
Устарханова Заира Абукадыровна
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. А. Крылова, взглядами великого баснописца на жизнь, реальные отношения людей в обществе; обучения определению морали басен, использованию слов морального вывода в определенных случаях повседневной жизни; работе над выразительным чтением (инсценированием)
Планируемые результаты
Предметные:
научатся пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника); понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; осмыслять специфику рассказа и басни
Метапредметные:
познавательные: сравнивают и сопоставляют произведения между собой, называя общее и различное в них (басню и рассказ);
регулятивные: выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; оценивают свои достижения и результаты сверстников;
коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, периодическую печать и СМИ, включая Интернет
Личностные: осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников
Образовательные ресурсы: портрет писателя И. А. Крылова, выставка книг И. А. Крылова.
Тип урока: комбинированный, обобщающий.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый.
Оборудование:
портрет И.А. Крылова,
рисунки детей к басням,
книги “Басни И.А. Крылова”,
1.Организационный этап.
Создание мотивации
Я улыбнусь вам , вы улыбнитесь мне. Подумайте : как хорошо, что мы сегодня здесь все собрались вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиды, злобу , беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2.Введение в тему урока.
Учитель: Дети, вспомните, что такое басня? (Ответы детей.)
Учитель: Правильно. Басня – это краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, которые обладают человеческими качествами. Они обычно умеют говорить.
Учитель: Кто первым начал писать басни? (Выслушиваются ответы детей, затем обобщают подготовленные ученики.)
- Считают, что первым начал писать басни Эзоп, живший в Греции в IV веке до н.э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется аллегорией.
Учитель: Что такое аллегория? (Иносказание.)
3. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
На доске запись: НАВИ ВОЛЫРК
Учитель: Мы с вами знаем, что псевдоним – это вымышленное имя писателя. Перед вами на доске записан псевдоним известного русского писателя. Прочитайте его.
(Дети читают запись справа налево.)
Учитель: Что вы можете сказать об этом человеке? (Ответы детей.)
Учитель: Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учат жить по справедливости.
4. Актуализация опорных знаний
-Кто является главными героями басен Крылова? (животные)
-Чем отличаются животные в баснях от животных сказок? (они похожи на людей, имеют человеческие пороки).
-Что обязательно должно быть в каждой басне? (мораль)
-Чем, как вам кажется, можно объяснить бессмертие и актуальность басен Крылова в наши дни? (басни подобны зеркалу: прочитает их человек и как бы посмотрит на себя со стороны, увидит свои недостатки и постарается от них избавиться).
2. Сегодня мы отправимся с вами в прекрасный мир басен И.А. Крылова.
1) Отгадайте, из какой басни эти строки.
- Прочитайте отрывки из басен и отгадайте, из какой басни эти строки. (Чтение с доски)
2) Поэтический конкурс.
(Дети по желанию читают наизусть понравившиеся басни И. Крылова.)
3) Театральный конкурс.
Инсценировка басни «Квартет»
4) Игра: “Узнай басню”.
Ребята, давайте посетим “Картинную галерею” - посмотрим иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова.
- Рассмотрите внимательно иллюстрации. К каким басням эти иллюстрации. Все ли басни вам знакомы?
(Учащиеся называют известные басни, если называют не изученную басню – рассказывают, откуда она им знакома.)
5) Работа в группах (отгадывание кроссворда)
(Участникам раздаются сетки кроссворда с вопросами.)
Кроссворд.
По горизонтали:
3.
Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
4. Кому обращены эти слова: «Не оставь меня, кум милый!»
6. Кто без драки “хотел попасть в большие забияки”?
По вертикали:
1.
Кто смеялся “вперед чужой беде”?
2. Один из героев, которые “везти с поклажей воз взялись”?
5. Осталась она без обеда из-за своей глупости.
Ответы:
По горизонтали:
3.
Обезьяна.
4. Муравей.
6. Моська.
По вертикали:
1.
Голубок.
2. Рак.
5. Ворона.
Учитель: Давайте проверим ответы. (Иллюстрации героев лежат на столе учителя.)
6. Работа в группе
1.Кто лето красное пропела? (Cтрекоза)
2.Герой какой басни хотел попасть в большие забияки? («Моська»)
3 Какую ягоду не смогла достать лиса в саду? (Виноград)
4.Кривляки в баснях Крылова (Обезьяны)
5.Что не могли сдвинуть с места Лебедь, Щука и Рак? (Воз)
6.Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины,т.е 6)
7.От кого Ворона получила сыр? (от Бога)
8.Кто был соседкой Моськи? (Шавка)
9.У кого к зиме «был готов и стол, и дом»? (У Муравья)
10.Назовите
предмет, с помощью которого можно было увидеть « что там за рожа»? (Зеркало).
5. Рефлексия.
И.А.Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, вы должны понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт. Вы поймите, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца.
И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Урок дал мне для жизни…
6. Домашнее задание
1.Прочитать 2-3басни Крылова, которые не были изучены ранее.
Директор МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Устарханов Х.А.
Зам. директора УР МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Джабраилова С.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Отзыв коллег
об открытом уроке литературного чтения в 3 «б» классе
«Басни Крылова»
учителя начальных классов
Устархановой Заиры Абукадыровны
Данный урок находится в разделе «Великие русские писатели». Эта тема очень легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. Начало урока позволило создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить необходимую мотивацию, т.к необходимо было выбрать среди всех портретов, портрет писателя, творчеству которого посвящена книжная выставка и поделиться своими знаниями о нем. Этот вид работы Заира Абукадыровна включила всех учеников в этап актуализации знаний, побуждение интереса к уроку и самостоятельному определению темы урока. Обучающиеся дают определение «басни», работая «в парах», выбирают среди пословиц мораль, вспоминают героев к которым применялась эта мораль и инсценируют известные им басни. Задание «Грамотеи» было направлено на развитие умений работать в группах, где формировались коммуникативные умения сотрудничать, договариваться друг с другом, слушать мнения других, а также регулятивные: умения действовать по плану, давать оценку своим действиям и оценивать результат. Предметные умения отрабатывались на этапе исправления «ошибок художников» «Что перепутал художник?» а также умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения. Эмоциональная направленность каждого этапа состоит в организации для каждого обучающегося «ситуации успеха», мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Домашнее задание предполагало интеграцию уроков русского языка и литературного чтения. Это позволяет объяснить самому себе «что я хочу» и «что я могу». Урок заканчивается рефлексией, где каждый определил степень своей успешности выполнения работы, свою позицию и сформулировал свое отношение к уроку. В ходе урока планировалось: создать условия для самостоятельной работы, групповой, работы в парах (образовательная задача), способствовать развитию логики, навыков исследовательской деятельности, критического мышления (развивающая задача), прививать самостоятельность, уверенность в собственных силах, развивать умение рациональному использованию времени (воспитательная задача). Отбор методов и форм педагогической работы осуществлялся в соответствии с учебными целями и задачами, что позволило добиться их полной реализации: дети самостоятельно проводили исследовательскую деятельности, выдвигали различные гипотезы и проверяли их на основе ранее полученных знаний. В ходе урока использовались портреты писателей, мультимедийная презентация, инсценирование басен учащимися. Контроль ЗУН носил обучающий характер, осуществлялся посредством коррекции ответов в ходе выполнения заданий, заполнения таблиц. Учебная деятельность велась в атмосфере успешного поиска, активного взаимодействия. Ученики проявляли инициативу, принимали рекомендации педагога, помогали друг другу. Цели и задачи занятия достигнуты. Результаты учебной работы позитивны. В ходе проверки результатов групповой и индивидуальной образовательной работы удалось выявить, что тема усвоена хорошо. Возможность участия каждого ребенка в освоении новых знаний было реализовано.
Директор МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Устарханов Х.А.
Зам. директора УР МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Джабраилова С.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."
Отзыв родителей
об открытом уроке литературного чтения в 3 «б» классе
«Басни Крылова»
учителя начальных классов
Устархановой Заиры Абукадыровны
На уроке использовала
разные формы общения, такие как диалог – «учитель-ученик», «учитель - ученики»,
самостоятельная работа учащихся с текстом. Разные методы работы, такие как: работа
с текстом, метод демонстрации презентации учебного материала, практические
методы – заучивание наизусть морали из басни с помощью приемов мнемотехники. Использование
мультимедийной презентации сделал урок интересным.
Урок прошел динамично, насыщенно, Заира
Абукадыровна удалось вызвать у детей эмоциональную увлеченность и интерес к
самостоятельному чтению других басен И.А. Крылова. Беря во внимание то, что на
уроке возникает потребность в знакомстве с новыми словами, например: лесть,
эгоизм, трусость, коварство, высокомерие и др. Заира Абукадыровна посчитала
необходимым разбить словарную работу на несколько этапов, так как детям этого
возраста необходимо смена деятельности для лучшего усвоения материала. Урок
начинается со словарной работы, после знакомства с мнемотаблицей продолжается
словарная работа, и во время знакомства с баснями завершается.
На уроке чтения присутствовала работа с
прочитыванием текста и слов: в работе со словарными словами чтение слов с
доски; хоровое чтение басен, выборочное чтение эпизода из текста.
Родители 3б класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.