Тема: «Откуда берутся снег и лед?»
(УМК «Школа России»)
Тип урока: ОНЗ.
Цель: сформировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода.
Планируемые результаты:
Предметные:
- проводить опыты с водой, снегом и льдом;
- находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире.
Метапредметные:
Регулятивные:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия;
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные:
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы, проводить простейшие опыты с объектами неживой природы;
- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям.
Коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать и аргументировать свое мнение;
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы.
Личностные:
- осознавать красоту и разнообразие снежинок
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выход из спорных ситуаций.
Характеристика учебной деятельности:
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;
— наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Оборудование:
1. Компьютер, мультимедиа, экран.
2. Презентация, отрывок из м/ф «Снежная Королева» , отрывок из обучающего м/ф «Почему все снежинки разные»
3. Бумажные снежинки.
4. Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканчиках, стаканчики с водой, деревянные палочки, цветной картон, молоток (для учителя), салфетки для рук.
5. Карточки с заданиями для групп.
Расположение парт: 5 групп по 4 человека.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности и целеполагание.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
изучаем, отвечаем,
Ни минуты не теряем!
- Внимание на экран!
Дети смотрят видеозапись начала сказки «Снежная Королева» (м/ф)
-Отрывок из какой сказки вы просмотрели?
- Кто главная героиня этой сказки?. (Слайд 2 )
- Кто такая Снежная Королева? (Королева зимы, холода).
- Какие еще главные персонажи встретились в сказке? (Мальчик Кай и девочка Герда)
- Что произошло с Каем? (Ему в глаз и сердце попали кусочки льда и он стал видеть все хорошее плохим).
- Сердце Кая превратилось в кусок льда, и он перестал любить и уважать окружающих его людей.
- Как Кай очутился в ледяном дворце? (Его увезла Снежная Королева).
- Что сделала Герда? (Она решила отправиться его искать)
- Почему? (Она очень любила своего названного брата и хотела, чтобы он стал прежним).
- Прежде, чем отправится на поиски Кая, Герда захотела побольше узнать … А вот о чём хочет узнать Герда вы поймём, отгадав загадки.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
Когда зимой мороз и стужа,
Покрыты им и пруд, и лужа. (Лёд) (Слайд 3)
Правильно, ребята! И я думаю, что мы сможем ей помочь, потому что тема нашего урока…
- Кто уже догадался, какова тема нашего урока? (Откуда берутся снег и лед?)
Учитель открывает запись на доске.
- Правильно, чтобы помочь девочке, мы должны ответить на вопрос: Откуда берутся снег и лед?
- Сегодня мы, как настоящие учёные, будем проводить опыты, делать выводы, Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Зимние осадки. (Слайд 4)
- Прочитайте, какие явления природы бывают.
Снегопад, дождь, туман, метель, гроза, град, сугробы, гололедица.
- Герда должна быть готова встретиться с проказами Снежной королевы.
- Выберите явления природы, которые она может повстречать на своём пути. Снегопад, метель, град, сугробы, гололедица. (Слайд 5)
- Какие явления связаны с выпадением снега?
- А какие явления не обходятся безо льда?
- Проверим.(Слайд 6)
- Где в природе вы видели снег и лёд? (На земле, на лужах, на окнах)
- А почему снег и лёд появляются именно зимой?
III. Освоение новых знаний и их применение. (Слайд 7)
- А кто знает, откуда берётся лёд? (Когда на улице мороз, вода замерзает и превращается в лёд) (Слайд 8)
- А в снежки играть любите?
- Из чего вы их лепите?
- Как вы думаете, как появляются снежинки? (высказывания детей)
- Внимание на экран! (Слайд 9) Просмотр м/ф. (Слайд 10)
Беседа.
- Из чего же образуются снежинки? (Из водяного пара)
- Где начинает свою жизнь снежинка? (Высоко в облаке)
- Так что же такое снежинки? (кристаллы льда)
- Что ещё вы узнали о снежинках? (не существует 2-х одинаковых снежинок)
- Одинаковых снежинок не существует, но всё же все снежинки объединяет одно общее свойство.
- Посчитайте, сколько больших лучей у каждой снежинки?(все снежинки имеют 6 лучей)
- Ребята, образуйте группы.
- Сегодня в нашем кабинете находится большая лаборатория, в которой будут работать 5 групп.
- В каждой группе будет руководитель, лаборант и 2 научных сотрудника.
Физминутка.
Учитель открывает на доске половинки снежинок.
- Ребята, что вы видите? (половинки снежинок)
-У вас на столах лежат конверты со вторыми половинками снежинок.
Руководители, раздайте их членам группы.
Участники групп выходят к доске и восстанавливают снежинки.
Каждая группа работает в отведённом ей месте на доске.
Учитель расставляет оборудование для групповой работы.
Проверка выполнения активного задания на доске (соединение снежинок).
- Молодцы! Вы справились с разминкой!
2. Исследовательская деятельность. Работа в группах.
- Ребята, Снежная Королева так заколдовала Кая, что наши знания пока не могут его расколдовать. Ведь мы узнали, откуда берутся снег и лёд, но совсем не знаем их свойства.
- Что общего у снега и льда? (Холодные, тают)
- Готовы стать исследователями?
Инструктаж проведения опытов.
- В нашей лаборатории мы с помощью опытов будем исследовать свойства снега и льда.
- У каждого из вас будет своё задание в группе.
Руководитель читает задание, следит за проведением опытов, внимательно выслушивает научных сотрудников, заполняет исследовательский лист, а потом выходит к доске с отчётом о проделанной работе и рассказывает, какое свойство на полоске принадлежит льду, а какое снегу.
Лаборант занимается демонстрацией опытов, т. е. внимательно слушает задание, которое читает руководитель и выполняет всё указанное в плане.
Научные сотрудники внимательно следят за ходом опыта и делают выводы.
Повторение правил работы в группах.
-Ребята, напомните мне, как Снежная Королева узнала, что Кай хочет посадить её на печку? (Она заглядывала в окна и следила в ледяное зеркало)
- Правильно! И я боюсь, что она, узнав, что мы помогаем Герде, может помешать нашей исследовательской работе!
- Поэтому лаборатория у нас непростая, а секретная!
- Мы строго соблюдаем правила:
Говорим тихо.
Слушаем внимательно.
Не перебиваем друг друга.
1 группа
Учащиеся выполняют опыты и делают выводы: рыхлый/плотный/хрупкий
1. Сделайте из снега горку.
2. Постучите по ней карандашом. Что получилось? (ямка)
3. Сделайте изо льда горку. Получилось?
4. А теперь я постучу по льду. Что с ним произошло? (разбился)
Вывод: СНЕГ ЛЁД
рыхлый хрупкий плотный
2 группа
Учащиеся выполняют опыты и делают выводы: белый / бесцветный
1. Положите на цветной картон снег и лед.
2. Соедините стрелками предмет с его свойством
Вывод: СНЕГ ЛЁД
бесцветный белый
3 группа
Учащиеся выполняют опыты и делают выводы: прозрачный / непрозрачный
1. Положите на цветной картон снег и лед.
2. Соедините стрелками предмет с его свойством
Вывод: СНЕГ ЛЁД
прозрачный непрозрачный
4 группа
Учащиеся выполняют опыты и делают выводы: легче/тяжелее воды
1. Бросьте снег и лед в стакан с водой.
2. Соедините стрелками предмет с его свойством
Вывод: СНЕГ ЛЁД
легче воды тяжелее воды
5 группа
Учащиеся выполняют опыты и делают выводы: тают в тепле
1. Возьмите снег и лёд.
2. Положите на ладошку.
3. Что вы заметили? (Тают)
4. Во что превращаются ? (в воду)
Вывод: СНЕГ ЛЁД
холодный тает от тепла превращается в воду
3. Отчёты групп. Заполнение таблицы на доске.
1 группа
Мы делали из снега горку, разбили лёд молотком. Сделали вывод, что снег рыхлый, а лёд хрупкий и плотный.
Дополнения учителя к выводу группы 1
- Представьте себе такую картину; всю ночь шёл снег, а утром прошёл человек? Что вы увидели на снегу? (следы)
— Почему на снегу остаются следы? (его приминают)
— Каким бывает только что выпавший снег? (рыхлым)
— А если вы пройдёте по наезженной дороге, останутся следы? (нет)
— Почему?
— Какой снег на дороге? (плотный)
Вывод: Снег может быть и плотным и рыхлым.
Ученик размешает в таблице свойства.
СНЕГ |
ЛЁД |
рыхлый |
хрупкий |
плотный |
2 группа
Мы положили на цветной картон снег и лед. Определили, что снег белый, а лёд бесцветный.
Ученик размешает в таблице свойства.
СНЕГ |
ЛЁД |
рыхлый |
хрупкий |
плотный |
|
белый |
бесцветный |
3 группа
Мы положили на цветной картон снег и лед. Определили, что снег непрозрачный, а лёд прозрачный.
Ученик размешает в таблице свойства.
СНЕГ |
ЛЁД |
рыхлый |
хрупкий |
плотный |
|
белый |
бесцветный |
непрозрачный |
прозрачный |
4 группа
Мы бросили в воду снег и лед. Определили, что снег и лёд легче воды.
Ученик размешает в таблице свойства.
СНЕГ |
ЛЁД |
рыхлый |
хрупкий |
плотный |
|
белый |
бесцветный |
непрозрачный |
прозрачный |
легче воды |
5 группа
Мы положили снег и лед на ладошку. Определили, что снег и лёд холодные, тают в тепле и превращаются в воду.
Ученик размешает в таблице свойства.
СНЕГ |
ЛЁД |
рыхлый |
хрупкий |
плотный |
|
белый |
бесцветный |
непрозрачный |
прозрачный |
легче воды |
|
холодный |
|
тает в тепле |
|
превращается в воду |
Беседа.
- Ребята, как вы думаете, почему некоторые слова в нашей таблице выделены красным цветом? (Это общие свойства снега и льда)
- А почему они общие? (Потому что снег и лёд – это вода)
- Давайте повторим ещё раз, чем же похожи снег и лёд.
- А теперь вспомните, какова была цель наших опытов? (Изучить свойства снега и льда).
- Достигнута ли цель опытов? (Достигнута)
Дети возвращаются на свои рабочие места.
4. Закрепление. Работа с компьютерами. Работа в парах.
Задание из электронного приложения по окружающему миру.
- Если вы правильно выполните задание, то услышите звон снежинок.
Проверка!
- Кто услышал звон снежинок?
- Молодцы, значит, вы были внимательны, когда слушали отчёт наших руководителей.
5. Беседа по ОБЖ. МЕДСЕСТРА
- Здравствуйте, ребята! Я слышала, что вы помогаете Герде узнать побольше про снег и лёд и тоже решила ей помочь. Ведь по пути во дворец Снежной Королевы она может заболеть, если вдруг захочет попробовать на вкус снег и лёд. Есть СНЕГ и ЛЁД нельзя! Они холодные и вы можете заболеть ангиной. А ещё они содержат много пыли и микробов!
-Ребята, а чем опасен гололёд? (Возможны падения и травмы).
-Для того, чтобы этого не случилось, нужно
ходить в обуви на мягкой резиновой подошве,
ступать на всю подошву,
идти чуть наклонившись корпусом вперёд,
не держать руки в карманах.
- Надеюсь, мои советы помогут Герде и вам избежать неприятностей со здоровьем зимой! До свидания!
ИТОГ. БЕСЕДА.
- Ребята, так что же такое снег и лёд? (замёрзшая вода)
- Что нужно для того, чтобы появились снег и лёд? (Мороз)
- Как вы думаете, помогут ли Герде знания, полученные на уроке, благополучно добраться до Кая?
- А с помощью чего она сможет победить Снежную Королеву? (Герда растопит её теплом своего сердца)
Рефлексия.
- Дети, у вас на столах лежат снежинки. Скажите, чем они отличаются?
- Если вы считаете, что хорошо поработали на уроке, открыли что-то новое, считаете, что урок был полезен, вы довольны собой, - прикрепите на доску большие снежинки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.