Урок по Окружающему природному миру 2 класс.
Тема: « Животные зимой»
Цель:
•Обобщение знаний уч-ся о зимующих птицах;
•Раскрытие связей между живой и неживой природой зимой;
•Дать представление о том, как зимуют звери;
•Воспитательная беседа о бережном отношении природе, охране птиц, зверей;
Оборудование: Рисунки, плакаты, схемы о зимовье животных, выступление учеников (костюмы)
Ход урока
1. Организационный момент
Мы сегодня отправляемся на необычную проулку. Мы пойдём в зимний лес, на лесную поляну. По дороге я расскажу вам сказку:
- " Встретились 4 художника. Заспорили, кто из них лучше рисует. Начали они рисовать, наряжать землю. Первый взялась за работу зима.(На доске зимний лес. На снегу птичьи следы.)
· Давайте отгадаем чьи это следы. Кто здесь оставил свои подписи?
· Птицы, звери.
· Вечером шёл снег, он укрыл всю землю пушистым одеялом. А утром на нём появились следы. Давайте выясним чьи это следы. Прочитаем по ним кто приходил утром к нам в гости. (Проверка д/з с. )
· Это лиса, кабан, лось, куница, птицы.
·
1-й ученик:
Тут вприпрыжку по странице,
В ясный день гуляли.
Оставляя след крестом... ( Синицы)
Как называют птиц, которые остаются на зиму? (зимующие птицы)
Чем они питаются? Чем мы можем им помочь?
(Птицы питаются семенами, ягодами, которые не опали осенью, кормом из кормушек, которые развешивают люди.)
Какие птицы прилетают к нам на зимовье? (Снегири, клесты, поползни)
Мы с вами делаем осенью кормушки и вешаем их на кустарники и деревья.
Подсыпаем корм. Я надеюсь, вы следите за ними и сейчас подкладываете туда корм.
Какие птицы прилетают к вам в кормушки? (Воробьи, синицы, голуби)
Отгадайте, какая это птица?:
- Чёрная шапочка, жёлтый жилет, очень любит несолёное сало? Угадали?
Синичка, (появляется картинка)
А вот ещё загадка:
- В названии этой птички есть снежное слово, и яркое пятно. Угадали?
Снегирь (появляется картинка)
Снегири - у них красная грудка, и она будто фонарик, который горит на белом
снегу.
Есть примета: снегири появляются, как правило, за 1-2 дня перед снегопадом.
2. Работа по теме урока:
Скажите, а кому ещё кроме птиц очень тяжело в зимнем лесу ? (зверям)
А почему им тяжело?
Стало холодно, морозно. Снег покрыл землю ковром, прикрыл траву, плоды, семена, закрыл корм, который остался с осени.
•Вспомните, как осенью звери готовились к зиме?
•Сменили окраску (линька);
•Готовили норы, убежища к зимовью;
•Делали запасы: грибы, ягоды, семена.
•Некоторые «нагуливали» жир, обильно питались осенью;
2-й ученик в наряде белочки (на доске картинка)
Я делаю себе гнездо в дуле дерева, утепляю его мхом, сухой травой, запасаю грибы, шишки, орехи, жёлуди. Таких домиков по лесу у мня много. Мы очень гостеприимны. Если я потеряюсь или забуду где моё гнездо, я вхожу в дупло моих подруг. Как я ночую в дупле, или прячусь от сильного мороза? В дупле у меня входа. И их я закрываю мхом или иногда даже собственным хвостом. Чтобы зимой не остаться голодной, мне, белочке, приходится за 1 день вышелушить 216 шишек.
- Спасибо, белочка! Ребята, кто ещё из животных бодрствует? Отгадайте
загадку:
Летом серый, а зимой белый, (заяц) - появляется на доске иллюстрация
3-й ученик в костюме зайца.
Заяц:
Я к зиме линяю. Шерсть у меня становится белой, и я почти не виден на снегу. Зимой мне приходится очень тяжело! Я обгрызаю нежные веточки деревьев (осины, берёзы, орешника), или обгрызаю кору. Днём я (заяц) прячусь под поваленными деревьями. Сплю в снегу. Убегая от волка и лисы, петляю, путая свои следы, при помощи задних лап. Лисе очень тяжело меня догнать.
Спасибо, зайчик!
Ребята, кто ещё зимой? (лось)
4-й ученик ( в костюме лося, на доске иллюстрация).
Лось:
Я не запасаю корма на зиму. Питаюсь веточками, корой деревьев, разрываю копытом снег и ем зелёную травку и ростки. Сплю в снегу, примяв его. Меня почти не видно из-за сугроба, выглядывают только рога. Мне тоже очень трудно зимой!
Да, ребята, лесники помогают лосям, оленям. Они кладут на прикорм и соль.
Спасибо тебе лось за твой рассказ!
Скажите, а какие ещё хищные звери бодрствуют зимой? (лиса, волк, кабан)
У какого животного яркий рыжий пушистый хвост? Он хитёр и опасен? (лиса) 5-й ученик (в костюме лисы, на доске иллюстрация).
Я линяю, но меняю свой яркий рыжий цвет. У меня появляется плотный подшёрсток. Питаюсь мышами-полёвками, хомяками, зайчиками. Мне приходится очень нелегко. В охоте мне помогает мой очень тонкий нюх и слух. Я слышу мышиный писк за 100 метров. От морозов прячусь в норе.
Спасибо тебе, лиса, за рассказ.
Скажите, как зимуют животные, впадающие в спячку?(медведь, барсук)-
появляются иллюстрации.
- Они наедают себе жир осенью, готовя себе зимние норы.
Ребята, эти животные не смогли к нам прийти, т.к. они спят, но они прислали
нам свои письма:
- «Здравствуйте, ребята, меня зовут медведь. Я очень долго готовлю место для своей берлоги и с наступлением морозов и снегом - залегаю в спячку. Очень часто надо мной шутят, что я осу зимой лапу. Да, я лижу себе заднюю лапу и грею её, т.к. кожа шелушиться и чешется».
Да, ребята, медведь очень чутко спит зимой. Если он плохо ел осенью или его случайно разбудили охотники - медведь просыпается и начинает бродить по лесу. Его называют Шатуном. Такие медведи очень опасны.
Барсуки запасают на зиму корм, роют норку около сухого дерева и засыпают (впадают в спячку). Он периодически просыпается, ест запасы и снова засыпает.
Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, лягушки тоже впадают в спячку.
3. Подведение итогов
Итак, зимой в лесу жизнь идёт своим чередом. Нам надо не мешать ей. От нас требуется помощь птицам - подкладывать в кормушки корм.
Входят 4 ученика: (Белочка, Заяц, Лось, Лиса).
-Ребята, Мам нужна ваша помощь и внимание. Охраняйте нас, защищайте. Не разрешайте охотниками браконьерам убивать нас и ставить на нас капканы.
Да, мы будем помогать птицам и животным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.