Открытый урок по русскому языку
Оценка 4.7

Открытый урок по русскому языку

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
1 кл
15.05.2023
Открытый урок по русскому языку
Русский алфавит
яна.docx

 

Конспект открытого урока по русскому языку

в 1 классе на тему:

«Русский  алфавит».

 

Урок разработала и провела

учитель начальных классов

Шляпцева Яна Юрьевна

 

Цель: познакомиться с русским алфавитом.

Задачи:

Задачи урока:

 

1.Обобщение и углубление знания о звуках и буквах через введение понятия «Алфавит», расширение знаний об истории создания алфавита; формирование навыка каллиграфического письма; познакомить учеников с практической значимостью знания алфавитного порядка (на примере разных видов словарей); способствовать обогащению словарного запаса учеников.

 

2.Развивать устную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; расширение кругозора; развивать критическое мышление; развитие способностей к самоконтролю.

 

3.Воспитание любознательности, пытливости при получении знаний; формировать интерес к изучению родного языка; воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. К нам на урок, пришли гости. Посмотрите на них сейчас, чтобы потом не отвлекаться. Я думаю, что вы меня не подведёте и надеюсь на вашу помощь и поддержку.

 

Чтобы хорошо учиться

Надо очень много знать,

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять.

 

2.Чистописание.

Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадайте, то узнаете какую букву мы будем писать на минуте чистописания.

В море плавала акула

Ела всё, что в нем тронуло,

К нам акула приплыла-

Превратилась в букву… (А)

 

Запишите сегодняшнее число и «Классная работа»

Напишите по образцу заглавную букву А и срочную букву а одну строку.

 

3.Целеполагание

 

НА ДОСКЕ:

Л Ф А Т В А И

1.На доске написаны буквы:

На какие две группы можно разделить буквы(Гласные и согласные)

Назовите согласные. (Л Ф Т В)

Назовите звуки, которые имеют пары по звонкости/глухости(Ф В Т)

Назовите гласные(А И)

2.Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока. (АЛФАВИТ).

Правильно, тема нашего урока – Алфавит.

На следующей строке напишите слово Алфавит-подчеркните букву, которую писали на чистописании, также давайте поставим ударение в слове.

 

4.Работа по теме.

 

1.Знакомство с алфавитом.

-Сколько всего букв в русском языке? (33)

-Сколько гласных букв? (10)

-Сколько согласных(21)

-Сколько букв не обозначают звука?(2)

Назовите эти буквы. (Ъ, Ь)

-Для чего служит ь? (Для  обозначения мягкости согласных)

-Для чего служит ъ? (Для обозначения твёрдости согласных)

-Назовите гласные буквы, для обозначения твёрдости согласных звуков?(А, О, У, Ы, Э)

-Назовите гласные буквы, для обозначения мягкости согласных звуков? (Я, Е, Ё, Ю, И)

-Какие бывают согласные звуки? (парные, звонки, глухие, твердые и мягкие)

-Назовите мне парные согласные звуки? (Б-п, В-ф, Г-к, Д-т, Ж-ш, З-с).

2.Кто знает, как образовалось слово Алфавит?

  

Алфавит-это все буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква в алфавите имеет свое строго определённое место и название.

 

 Слово АЛФАВИТ пришло к нам из греческого языка. ПЕРВЫЕ две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит.

 

Как называлась ваша первая учебная книга? (АЗБУКА)

ПЕРВЫЕ две буквы из старославянского письма-«Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово-Азбука.

  Русское слово»Азбука» и греческое слово «Алфавит»-обозначают одно и тоже.

После слова АЛФАВИТ запишите слово АЗБУКА.

 

5.Групповая работа:


    На партах у вас лежат конверты. Вы должны по порядку поставленных цифр собрать слово.

 

    6   5   4   2    1    3                    2   4  7   1   5  6    3

    а   к   у   з    А   б                    л   а  т   А  в  и   ф

                            

А сейчас ребята вы узнаете, кто создал славянскую Азбуку.

Славянскую азбуку создали: Кирилл и Мефодий (Фото)

Они причисленны к лику святых.

 

Теперь ребята послушайте: (ИСТОРИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Алфавита) .           

 

 1). Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000 лет назад братья Кирилл и Мефодий. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.

  На Российскую землю этот праздник пришёл недавно – 17 лет назад, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.

2). Вот так выглядела старославянская азбука.

Показать на проекторе.

 

Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид. Именно его мы сейчас и изучаем.

 

 Посмотрите на экран ребята. Для вас здесь задание.


Вам нужно вставить пропущенные буквы в Алфавит:

 

На следующем слайде показать Алфавит, со вставленными буквами.

 

6.Списывание с доски:

Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.

 

7.Физкультминутка.

 

 Хома, Хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)

Хома раненько встает, (потягиваются)

Щечки моет (тереть щеки руками)

Лапки трет (движения мытья рук)

Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)

И выходит на зарядку (маршируют)

Раз (руки вперед)

Два (руки вверх)

Три (руки в стороны)

Четыре, пять (трясут кистями рук)

Хомка хочет сильным стать. (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

 

8. Продолжение работы по теме урока:

 

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу левую сосал,

А проснулся, стал реветь…

Этот зверь- лесной... (Медведь)

-Да, это медведь.

-Есть и переносное значение слова. Крупного, сильного, но грузного, неуклюжего, неловкого человека называют в народе медведем.

-Слово медведь означает «едящий мёд, медоед».

 (Показываю картинку с медведем и со словом медведь.)

 


 

-Прочитаем слово 3 раза, выделяя ударный слог. Сколько в слове медведь слогов? (2слога) Поставим ударение, подчеркнём безударную букву и ь.

-Медведь очень часто встречается в сказках. А какой он в сказках? (Косолапый, топтыгин).

-Придумайте словосочетание со словом медведь. (Большой, крупный, огромный, могучий, лохматый, косолапый, голодный, бурый, белый…) Запишите любое словосочетание у себя в тетради с красной строки с большой буквы и поставьте точку.

 

9.Работа по карточкам:

 

Алфавит нужно знать, чтобы знать написание и произношение букв, то есть чтобы уметь писать и читать, а так же для того, чтобы быстро находить в словарях или справочниках нужную информацию.

 

Чтобы расположить слова в алфавитном порядке, нужно взять первую букву каждого слова и соотнести её с местом в алфавите.

По алфавиту стоят медицинские карточки пациентов на полках поликлиник. В словарях и справочниках слова тоже расположены в алфавитном порядке. В ежедневниках и телефонных книжках на страницах расположены буквы алфавита. Так удобнее делать записи и отыскивать нужную информацию.

   

Работа в паре:

 

Расположите фамилии писателей в Алфавитном порядке:

 

Маршак, Чуковский, Барто, Толстой, Ушинский.

   НА ПРОЕКТОРЕ ПОКАЗАТЬ КАК ЭТО ДОЛЖНО ВЫГЛЯДЕТЬ :Барто, Маршак, Толстой, Ушинский, Чуковский.

 

10.Закрепление:

 

Проблемная ситуация

На доске запись «Алфавит = Азбука»

- Попробуйте объяснить смысл равенства. Для уточнения ответа можно обратиться к учебнику (стр. 53)

- По-вашему, азбука и алфавит - это одно и то же? (Ответы детей)  

Работа по учебнику. (с. 56 упр. 8)

Отгадайте работая парами, слово зашифрованное в упражнении.

 

11.Разгадайте ребус ребята :

 


 «Заколдованные слова» и «Соедини буквы».

- На доске записаны «заколдованные» слова с измененным порядком букв:

Это задание мы выполняем устно.

 

Вызвать по одному ученику к доске, чтобы он собрал слово

I ученик – УКВАБ(БУКВА)

II ученик– ОШКАК(КОШКА)

III ученик – АСКО(КОСА)

- Нужно «расколдовать слово, расставив буквы в алфавитном порядке. 

 

Дидактическая игра «Соедини буквы».

В этом задании вам необходимо начать задание с буквы А.

http://www.o-detstve.ru/assets/images/forteachers/School/russian/chebluk4.jpg 

 

- Что у вас получилось? Как вы это сделали? (Соединили буквы в алфавитном порядке – получилась мышь)

 

12. Рефлексия.

 

- Какой теме посвящён наш урок?

Сколько же букв в русском алфавите?

Сколько гласных букв?

Сколько согласных букв?

Какие буквы не имеют звука?

Всё ли у вас получилось на уроке?

Для чего нужен алфавитный порядок?

Я вспомнил…

Я узнал…

Я научился…

Спасибо за работу ребята вы большие Молодцы!!!

 

 

 

 


 

Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе на тему: «Русский алфавит»

Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе на тему: «Русский алфавит»

Превратилась в букву… (А)

Превратилась в букву… (А)

Русское слово»Азбука» и греческое слово «Алфавит»-обозначают одно и тоже

Русское слово»Азбука» и греческое слово «Алфавит»-обозначают одно и тоже

Вам нужно вставить пропущенные буквы в

Вам нужно вставить пропущенные буквы в

Прочитаем слово 3 раза, выделяя ударный слог

Прочитаем слово 3 раза, выделяя ударный слог

На доске запись «Алфавит = Азбука» -

На доске запись «Алфавит = Азбука» -

Какие буквы не имеют звука?

Какие буквы не имеют звука?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2023