Урок русского языка в 5 классе.
Тема урока: Повторение тем «Фонетика,графика,орфоэпия,орфография». Проверочная работа.
Дата:08.11.2023
Учитель:Васильева Л.А
Цель деятельности учителя: выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу; развивать мышление учащихся; формировать у них умение анализировать свои учебные действия, выделять главное.
Тип урока: урок-обобщение
Планируемые образовательные результаты:
предметные: знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора; уметь производить фонетический разбор слов, орфоэпический анализ слова, текст и его основные характеристики.
метапредметные: рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: карточки с заданиями, оценочные листы, презентация.
Основные понятия: нормы русского литературного языка, орфограмма, пунктограмма, фонетика, орфоэпия, алфавит, звук, буква.
Структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
Актуализация знаний. |
Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я вижу, что у всех хорошее настроение, тогда начинаем наш урок! У каждого из вас на парте лежит индивидуальный лист учащегося, пожалуйста, подпишите его (Ф.И.) число.
Ребята, посмотрите на доску, что на ней изображено? Да, вы правы, это кластер. -А что такое кластер? Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов. -Эта запись закончена? Нет. -Давайте дополним. Но чтобы это сделать, вам что-то потребуется вспомнить. -Подумайте, затем откройте тетради запишите число, классная работа . |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы, демонстрируют готовность к уроку.
Обдумывают услышанное, прогнозируют дальнейшие учебные действия.
|
|
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. |
Целеполагание. |
-Кто пойдёт к доске и закончит кластер?
-Молодцы, а теперь подумайте, ребята, и назовите тему нашего сегодняшнего урока. -Каковы будут его цели? -Чем мы будем заниматься на уроке? Какие поставим перед собой задачи? |
Определяют тему урока как повторение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия.» формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. |
Индивидуальная, групповая. |
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации. Коммуникативные: высказывают своё мнение, обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга. |
Обобщение и систематизация знаний.
Самостоятель- ная работа с самопроверкой. |
Задание №1 (опрос устный) -Итак, давайте Вспомним, что знаем по данной теме. Далее вы выполните задание под №1 в рабочих листах. |
Соотносят термины и определения.
После выполнения проверить в паре. |
Самостоятельная работа. Карточки
Индивидуальная |
Личностные: осознание своих учебных возможностей.
Познавательные: применять полученные ранее знания.
Коммуникативные: с уверенностью и точностью полностью выражать свои мысли. |
Включение в систему знаний, повторение.
|
|
Лингвистический рассказ |
Фронтальная. Индивидуальная. |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. |
Применение знаний на практике.
Творческая практическая деятельность по реализации проблемного проекта. |
Задание №2 (лист учащегося) -Что общего в названиях изображённых предметов с точки зрения звукового состава?
Обсудите в паре со своим соседом (яблоко, юла, ёж, ёлка) 1 вариант 2 вариант
Подумали? Теперь запишите ответ. Задание №3: Работа с текстом (по вариантам) - Прочитайте. - Ребята, докажите, что это текст. - О ком он? - Давайте выразительно прочтём его вслух. (1 вариант)
Раздаточный материал (Лист учащегося)
1 вариант Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Каштанка беспомощ..но бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари. Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую л..шадиные спины ша..ки изво..чиков. Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.
2 вариант Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Мы ждали з … му, и вот она пришла. С вечера з … мля деревья в саду и крыши соседних д … мов были тёмными. Вдруг поз … но вечером вместе с д… ждём посыпались на з … млю большие сн … жинки. За ночь сне … укрыл всё вокруг к утру небо раз…яснилось. Зима, воскликнули мы, когда посм … трели в окно. Первое зимнее утро - праз…ник з … мли. |
Отвечают на проблемный вопрос, обсудив в паре. Звуков больше, чем букв, т.к. буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова.
|
Фронтальная.
Работа в парах, индивидуальная.
Индивидуаль-ная работа. Фронтальная. |
Познавательные: применение изученных знаний на практике. Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Личностные: осваивают новые виды деятельности.
Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль,самокоррекция, оценка своего действия и действия партнёра).
Познавательные: применение полученных знаний на практике. Личностные: осознание своих учебных возможностей. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний. |
Физкульт-минутка. |
Упражнение для глаз. Посмотрите за окно и обратите внимание на небо. Закройте глаза, представьте то небо, которое только что видели за окном. Теперь мысленно нарисуйте облако и проследите путь снежинок до земли. Упражнения для рук, ног. Руки вверх, руки вниз. На носочки становись. Руки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. Все себя мы обнимаем. Никогда не замерзаем. |
Выполняют действия по словам учителя. |
Групповая |
Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. |
Работа у доски.
Творческая практическая деятельность по реализации проблемного проекта. |
Задание №4, 5 Далее ребята, отгадайте загадку Загадка: Черные, кривые, В одиночку все немые. Встанут в ряд – Сейчас заговорят. (буквы)
-Как называются буквы, стоящие в определённом порядке? -Сколько гласных? Сколько согласных? ----
Какие буквы не имеют звуков? Расположи слова по алфавиту.Проверь себя. Стол, аист, тетрадь, билет, сбор, тарелка, ягода, август, ясли, берег. |
Выполняют самостоятельно задание. После выполнения сравнить и исправить ошибки.
Отвечают на вопросы.
Алфавит. В русском алфавите 10 гласных букв, 21 согласная, Ь и Ъ знаки, не имеющие звуков. Август, аист, берег, билет, сбор, стол, тарелка, тетрадь, ягода, ясли. |
Индивидуальная.
Работа в парах.
|
Познавательные: применение полученных знаний на практике. Личностные: осознание своих учебных возможностей. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации. Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия и действия партнёра).
Личностные: осознание своих учебных возможностей. |
Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону.
|
Расставить ударения в словах: добыча, апельсин, сантиметр, статуя, ручка.
- Ребята, а напомните мне, пожалуйста, а какой раздел языка помог нам сейчас выполнить это задание.
Мы закончили работать в рабочих листах, уберем на край парты и откроем учебники на стр. и выполним упр.
|
Расставляют ударения в словах. Проверка выполненно-го задания. , Да, конечно, Орфоэпия. Орфоэпия
Произно- шение ударение
|
Фронтальная
Индивидуальная |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; использование ранее изученного. Личностные: осознание своих учебных возможностей. Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия и действия партнёра).
Познавательные: применение полученных знаний на практике. Личностные: осознание своих учебных возможностей. |
Рефлексия. |
Дополни фразу: Сегодня на уроке мы повторили… Сегодня на уроке мне было… Особенно мне понравилось… Затруднения вызвали задания… Легко справились с заданиями… Необходимо повторить… |
Дополняют фразы, анализируя свою работу на уроке. |
Фронтальная, индивидуальная.
|
Регулятивные: оценива-ют свою деятельность на уроке . Личностные: выражают личное отношение к происходящему на уроке, объективно оценивают результаты своей деятельности. |
Выставление оценок.
Домашнее задание (дифферинцированное) |
Придумать и записать в тетрадь своё продолжение истории Каштанки – на «5» Упр. |
Рисуют на оценочном листе себя на ступеньке. Таким образом оценивают себя. |
Индивидуальная |
Личностные: объективно оценивают результаты своей деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.