Тема урока: Что такое суффикс.
3 класс ( 1 – 4 )
УМК «Школа России»
Учебник: В.П. Канакина,В.Г. Горецкий. «Русский язык. 3 класс»
Цель: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.
Задачи:
- работать над формированием функциональной грамотности учащихся.
- актуализировать знания учащихся о частях слова;
- познакомить с признаками суффикса как части слова: служит для образования слов, стоит за корнем;
- способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания,умения переключать свое мнение, восприятия, связной речи;
- создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование: презентация для иллюстрации некоторых упражнений, раздаточный материал, учебник русского языка.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа
Структура и ход урока
1.Мотивационный настрой.
Мобилизация внимания. Самоопределение к деятельности.
-Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Все друг к другу повернитесь,
А теперь улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям!
И садитесь по местам.
- Тихонько сели, приготовились работать.
- Какое сегодня число ?
- Прочитаем и запишем в тетрадь.
2. Подведение к теме.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Формулирование учащимися темы урока.
части слова
Корзина знаний . корень окончание приставка( по мере беседы учащиеся собирают корзину того, что уже выучили)
- Как называется раздел над которым мы уже работаем? ( части слова)
- Вспомним, что мы знаем по изученной теме.
- Какие части слова мы изучили?
- Какая часть слова самая главная?
- Что такое корень? Как найти в слове корень?
- Какая часть слова образует форму слова?
- Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
- Какая часть слова участвует в образовании новых слов?
- Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
- Какой раздел мы изучали раньше? ( слово в языке и речи) части речи, однокоренные слова)
- Почему автор учебника предложил изучить части слова после изучения раздела Слово в языке и речи?
- Какие темы из этого раздела нам необходимы для изучения состава слова? (лексическое значение, однокоренные слова, части речи)
- Чтобы сформулировать тему урока предлагаю разгадать ребус.
- Прочитайте, на какие вопросы мы должны ответить?
Отсроченная отгадка
ребус суффикс
- Тема урока: Суффикс.
- Определите цели и задачи урока ( узнать что такое суффикс, научиться находить в слове суффикс, поупражняться в нахождении суффикса)
- Узнать:
- 1. Что такое суффикс.
2. Для чего служит в нашем языке.
3. Где стоит в слове.
4.Как найти в слове суффикс?
- Предлагаю провести небольшое исследование.
- Отгадайте загадку.
Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нем.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают. (школа)
-Запишите отгадку в тетрадь.
- Как называют детей, который посещает учебные занятия в школе? (школьники)
- Запишите слово школьники.
- Что вы можете сказать об этих словах? Докажите? (- Они однокоренные , т.к у слов «школа» и «школьники» есть общая часть, в которой содержится их общее значение.)
- Выделите части слов в обоих словах.
- Какую еще часть слова вы можете определить в этих словах? (окончание)
- Что увидели в слове школьники? (есть часть слова, которую никак не обозначили)
- Почему вы ее не обозначили? ( Потому, что эта часть не является ни корнем, ни окончанием, ни приставкой)
- Кто догадался, как называется эта часть слова?(суффикс)
- Что можете сказать об этой части слова? ( стоит после корня)
-Придумайте еще одно однокоренное слово используя другие суффиксы. ( школьница, школьник)
- Запишите, выделите корень и окончание.
- Придумайте однокоренное слово с приставкой.(пришкольный)
-Выделите все известные части.
- Что теперь заметили? ( эта часть изменилась)
-Сделайте вывод.(эта часть слова стоит после корня перед окончанием, изменяется, образуются новые слова)
- Как проверить наши выводы? ( прочитать правило)
- Прочитайте правило, выделите главное.( значимая часть, стоит после корня, образует новые слова)
На доске:
Суффикс
Значимая часть слова.
Стоит после корня.
Служит для образования.
-Как обозначить суффикс?
-Где можно посмотреть? ( в учебнике)
- Обозначьте суффиксы.
- Определите, к какой части речи относится каждое слово.
- Какой вывод можете сделать? ( разные суффиксы у сущ. и прилагательного)
- С какой частью слова познакомились?
- Что узнали о суффиксе?
- Что еще нужно сделать, чтобы достичь целей, которые мы поставили?( поупражняться в определении суффиксов.)
3 Работа по выделению суффиксов и составлению алгоритма нахождения суффикса в слове.
- Как вы находили в словах суффикс?
- Составим алгоритм нахождения суффикса в слове.
1. Подобрать однокоренные слова
2. выделить корень
3. Выделить окончание
4. Выделить суффикс
- Как проверить наш алгоритм? ( с.90 прочитать правило)
- Что теперь предлагаете сделать, чтобы достичь целей урока.
- Отработали алгоритм. Повторите.
- Теперь, используя алгоритм, поработаем самостоятельно
- Ваша задача найти в словах суффиксы
- Что для этого будете делать? ( работать по алгоритму)
4. Закрепление новых знаний, необходимых для формирования умений.
Работа в парах.
- Прочитайте слова. Выделите в словах суффиксы.
дом звезда
домовой звездочка
домище звездный
- Проверим работу.( слайд № 12)
- В чем сходство и различие слов?( общий корень, в окончании и суффиксе.
- Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новые слова?( суффикс)
- Определите части речи.
- Что можете сказать? ( отличаются суффиксы у сущ. и прил.)
- Как искали суффикс?
- Повторите алгоритм нахождения суффикса.
- Теперь как можем поработать? ( самостоятельно)
5. Упражнение в нахождении суффикса в словах.
Работа по карточкам. (самостоятельно)
- Запишите слова. Найдите суффиксы.
- как называют маленький зуб_________________- (зубик)
- огромные глаза ___________________________(глазищи)
- спортсмен, занимающийся лыжным спортом____________ (лыжник)
- маленькая морковь_____________________ (морковка)
- тонкий слой жира_______________________ (жирок)
- Выделите суффиксы.
(Зубик, глазищи, лыжник, морковка, жирок)
- Проверим свою работу.( слайд №)
7. Включение изученного в систему знаний.
- Я вижу, что вы научились находить суффиксы.
- Какую роль играют суффиксы в русском языке?
- Давайте попробуем образовать новые слова с помощью суффиксов.
Образовать слова с помощью суффиксов.
Лес ник очек н(ой)
Рыба к очк н
- Запишите слова. Выделите суффиксы.
Лесник, лесочек, лесной.
Рыбка, рыбочка, рыбный.
8. Рефлексия учебной деятельности.
- По какой теме работали на уроке?
- Что узнали о суффиксе?
- Как найти в слове суффикс?
- Оценим свою работу.
- Составим кластер.
- По какой теме работали?
- Выберите слова, которые помогут нам рассказать, что мы выучили о суффиксе. ( один ученик работает у доски)
Кластер
суффикс
значимая часть слова стоит после корня служит для образования новых слов обозначается ( написать значок)
- Что еще мы можем добавить в нашу корзину ?
9.
Итог урока
- Что такое суффикс?
- Для чего он служит в русском языке-
- Как найти в слове суффикс?
10 Домашнее задание.
С.90 упр.166
Приложение к уроку.
Работа в парах.
- Прочитайте слова. Выделите в словах суффиксы.
дом звезда
домовой звездочка
домище звездный
Работа по карточкам.
Ф.И. __________________________________________________
- Запишите слова. Выделите суффиксы.
- как называют маленький зуб_________________
- огромные глаза ___________________________
- спортсмен, занимающийся лыжным спортом_________________
- маленькая морковь_____________________
- тонкий слой жира_______________________
Тест по теме: «Суффикс»
1.Суффикс – это
А) – часть речи,
Б) – часть слова.
2. Суффикс служит
А) – для связи слов в предложении,
Б) – для образования новых слов.
3. Суффикс стоит
А) – перед корнем,
Б) – после корня.
4. Суффикс – это
А) – изменяемая часть слова,
Б) – неизменяемая часть слова.
5. Чтобы найти суффикс в слове надо:
А) – изменить форму слова,
Б) – подобрать однокоренные слова.
6. Каким значком обозначают суффикс.
А) уголком
Б) окошечком.
7. В каких из этих слов есть суффикс:
А) – книга,
Б) – книжный,
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.