Открытый урок по русскому языку Что такое суффикс. Как найти в слове суффикс 3 класс
Оценка 5

Открытый урок по русскому языку Что такое суффикс. Как найти в слове суффикс 3 класс

Оценка 5
docx
10.11.2022
Открытый урок по русскому языку Что такое суффикс. Как найти в слове суффикс 3 класс
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА..docx

Тема урока: Что такое суффикс.

3 класс ( 1 – 4 )

УМК «Школа России»

Учебник: В.П. Канакина,В.Г. Горецкий. «Русский язык. 3 класс»

 

 

Цель: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Задачи:

- работать над формированием функциональной грамотности учащихся.

 - актуализировать знания учащихся о частях слова;

               - познакомить с признаками суффикса как части слова: служит для образования слов, стоит за корнем;

               - способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания,умения переключать свое мнение, восприятия, связной речи;

               - создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.

 

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

 

Оборудование: презентация для иллюстрации некоторых упражнений, раздаточный материал, учебник русского языка.

 

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа

 

Структура и ход  урока

1.Мотивационный настрой.

Мобилизация внимания. Самоопределение к деятельности.

-Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

А теперь улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям!

И садитесь по местам.

  -   Тихонько сели, приготовились  работать.

- Какое  сегодня  число ?

- Прочитаем  и  запишем  в  тетрадь.

2. Подведение к теме.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Формулирование  учащимися  темы  урока. 

                                           части слова

Корзина знаний .     корень    окончание   приставка( по мере беседы учащиеся собирают корзину того, что уже выучили)

- Как называется раздел над которым мы уже работаем? ( части слова)

- Вспомним, что мы знаем по изученной теме.

- Какие части слова мы изучили?

- Какая часть слова самая главная?

- Что такое корень? Как найти в слове корень?

- Какая часть слова образует форму слова?

- Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

- Какая часть слова участвует в образовании новых слов?

- Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

- Какой раздел мы изучали раньше? ( слово в языке и речи) части речи, однокоренные слова)

- Почему автор учебника предложил изучить части слова после изучения раздела Слово в языке и речи?

- Какие темы из этого раздела нам необходимы для изучения состава слова? (лексическое значение, однокоренные слова, части речи)

- Чтобы сформулировать тему урока предлагаю разгадать ребус.

- Прочитайте, на какие вопросы мы должны ответить?

      Отсроченная отгадка 

     ребус      суффикс

 

 

- Тема урока: Суффикс.

- Определите цели и задачи урока ( узнать что такое суффикс, научиться находить в слове суффикс, поупражняться в нахождении суффикса)

- Узнать:

- 1. Что такое суффикс.

  2. Для чего служит в нашем языке.

  3. Где стоит в слове.

   4.Как найти в слове суффикс?

- Предлагаю провести небольшое исследование.

 

 

 

- Отгадайте загадку.

 

 Большой, просторный, светлый дом.

                                     Ребят хороших много в нем.

                                      Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают. (школа)

-Запишите отгадку в тетрадь.

- Как называют детей, который посещает учебные занятия в школе? (школьники)

- Запишите слово школьники.

- Что вы можете сказать об этих словах? Докажите? (- Они однокоренные , т.к у слов «школа» и «школьники» есть общая часть, в которой содержится их общее значение.)

- Выделите части слов в обоих словах.

- Какую еще часть слова вы можете определить в этих словах? (окончание)

- Что увидели в слове школьники? (есть часть слова, которую никак не обозначили)

- Почему вы ее не обозначили? ( Потому, что эта часть не является ни корнем, ни окончанием, ни приставкой)

- Кто догадался, как называется эта часть слова?(суффикс)

- Что можете сказать об этой части слова? ( стоит после корня)

-Придумайте еще одно однокоренное слово используя другие суффиксы. ( школьница, школьник)

- Запишите, выделите корень и окончание.

- Придумайте однокоренное слово с приставкой.(пришкольный)

-Выделите все известные части.

- Что теперь заметили? ( эта часть изменилась)

-Сделайте вывод.(эта часть слова стоит после корня перед окончанием, изменяется, образуются новые слова)

- Как проверить наши выводы? ( прочитать правило)

-  Прочитайте правило, выделите главное.( значимая часть, стоит после корня, образует новые слова)

На доске:

Суффикс

Значимая часть слова.

Стоит после корня.

Служит для образования.

-Как обозначить суффикс?

-Где можно посмотреть? ( в учебнике)

- Обозначьте суффиксы.

- Определите, к какой части речи относится каждое слово.

- Какой вывод можете сделать? ( разные суффиксы у сущ. и прилагательного)

- С какой частью слова познакомились?

- Что узнали о суффиксе?

- Что еще нужно сделать, чтобы достичь целей, которые мы поставили?( поупражняться в определении суффиксов.)

3 Работа по выделению суффиксов и составлению алгоритма нахождения суффикса в слове.

- Как вы находили в словах суффикс?

- Составим алгоритм нахождения суффикса в слове.

1. Подобрать        однокоренные слова

2. выделить            корень

3. Выделить            окончание

4. Выделить            суффикс

- Как проверить наш алгоритм? ( с.90 прочитать правило)

- Что теперь предлагаете сделать, чтобы достичь целей урока.

- Отработали алгоритм. Повторите.

- Теперь, используя алгоритм, поработаем самостоятельно

- Ваша задача найти в словах   суффиксы

- Что для этого будете делать? ( работать по алгоритму)

4. Закрепление  новых  знаний, необходимых  для  формирования  умений.

Работа в парах.

- Прочитайте слова. Выделите в словах суффиксы.

 

  дом                                 звезда

 домовой                         звездочка

 домище                          звездный

- Проверим работу.( слайд № 12)

- В чем сходство и различие слов?( общий корень, в окончании и суффиксе.

- Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новые слова?( суффикс)

- Определите части речи.

- Что можете сказать? ( отличаются суффиксы у сущ. и прил.)

- Как искали суффикс?

- Повторите алгоритм нахождения суффикса.

- Теперь как можем поработать? ( самостоятельно)

5. Упражнение в нахождении суффикса в словах.

Работа по карточкам. (самостоятельно)

- Запишите слова. Найдите суффиксы.

- как называют маленький зуб_________________- (зубик)

 - огромные глаза ___________________________(глазищи)

- спортсмен, занимающийся лыжным спортом____________ (лыжник)

- маленькая морковь_____________________ (морковка)

- тонкий слой жира_______________________ (жирок)

- Выделите  суффиксы.

  (Зубик, глазищи, лыжник, морковка, жирок)

- Проверим свою работу.( слайд №)

7. Включение изученного в систему знаний.

- Я вижу, что вы научились находить суффиксы.

- Какую роль играют суффиксы в русском языке?

- Давайте попробуем образовать новые слова с помощью суффиксов.

Образовать слова с помощью суффиксов.

Лес         ник     очек   н(ой)

Рыба     к     очк   н

- Запишите слова. Выделите суффиксы.

              Лесник, лесочек, лесной.

               Рыбка, рыбочка, рыбный.

8.  Рефлексия  учебной  деятельности.

- По какой теме работали на уроке?

- Что узнали о суффиксе?

- Как найти в слове суффикс?

- Оценим свою работу.

- Составим кластер.

- По какой теме работали?

- Выберите слова, которые помогут нам рассказать, что мы выучили о суффиксе. ( один ученик работает у доски)

 

 

 

 

 

 

                                          Кластер                                     

 

                                     суффикс 

 

значимая часть слова     стоит после корня       служит для образования новых слов   обозначается      ( написать значок)

- Что еще мы можем добавить в нашу корзину ?

9.  Итог урока
- Что такое суффикс?

-  Для чего он служит в русском языке-

-  Как найти в слове суффикс?

10 Домашнее задание.

С.90 упр.166

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к уроку.

 

 

Работа в парах.

- Прочитайте слова. Выделите в словах суффиксы.

дом                                 звезда

домовой                         звездочка

домище                          звездный

 

                                                                                 

Работа по карточкам.

Ф.И. __________________________________________________

- Запишите слова. Выделите  суффиксы.

- как называют маленький зуб_________________

 - огромные глаза ___________________________

- спортсмен, занимающийся лыжным спортом_________________

- маленькая морковь_____________________ 

- тонкий слой жира_______________________ 


Тест по теме: «Суффикс»

1.Суффикс – это

А) – часть речи,

Б) – часть слова.

2. Суффикс служит

А) – для связи слов в предложении,

Б) – для образования новых слов.

3. Суффикс стоит

А) – перед корнем,

Б) – после корня.

4. Суффикс – это

А) – изменяемая часть слова,

Б) – неизменяемая часть слова.

5. Чтобы найти суффикс в слове надо:

А) – изменить форму слова,

Б) – подобрать однокоренные слова.

6. Каким значком обозначают суффикс.

А) уголком

Б) окошечком.

7. В каких из этих слов есть суффикс:

А) – книга,

Б) – книжный,


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: Что такое суффикс

Тема урока: Что такое суффикс

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа

Какая часть слова участвует в образовании новых слов? -

Какая часть слова участвует в образовании новых слов? -

Отгадайте загадку. Большой, просторный, светлый дом

Отгадайте загадку. Большой, просторный, светлый дом

Прочитайте правило, выделите главное

Прочитайте правило, выделите главное

Закрепление новых знаний, необходимых для формирования умений

Закрепление новых знаний, необходимых для формирования умений

Зубик, глазищи, лыжник, морковка, жирок) -

Зубик, глазищи, лыжник, морковка, жирок) -

Кластер суффикс значимая часть слова стоит после корня служит для образования новых слов обозначается ( написать значок) -

Кластер суффикс значимая часть слова стоит после корня служит для образования новых слов обозначается ( написать значок) -

Приложение к уроку. Работа в парах

Приложение к уроку. Работа в парах

Тест по теме: «Суффикс» 1.Суффикс – это

Тест по теме: «Суффикс» 1.Суффикс – это
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2022