Открытый урок по русскому языку в 4 классе "Изменение по падежам имен прилагательных"

  • docx
  • 25.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала открытый урок в 4 классе по теме Изменение по падежам имён прилагательных .docx

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Изменение по падежам имён прилагательных»

Основные цели:

1) актуализировать знания о взаимосвязи имён прилагательных  и имён существительных;

2) учить определять падеж имён прилагательных, изменять прилагательные по падежам.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: Анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Демонстрационный материал:

1)    Презентация

2)    Карточка с темой: изменение по падежам имён прилагательных.

3)    Карточка алгоритма:

1.     Найти имя существительное

2.     Определить падеж имени существительного

3.     Определить падеж имени прилагательного

Раздаточный материал:

1) карточки для пробного действия

На севере диком стоит одиноко

На голой  вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

 

2) задание 2:

3) «Лестница успеха» для самооценки на этапе 8. (Приложение 1)

Ход урока:

1. Организационный этап. 

- Слышите, звенит звонок,

Говорит : «Начнём урок !»

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех!

Улыбка и добрые слова помогают сохранять хорошее настроение. Я надеюсь, что совместный труд принесет нам радость общения.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

-        Как вы понимаете вторую строку? (Ответы детей)

-        Я вас правильно поняла? Талант не принесёт пользы, если его не развивать?

- Тогда давайте развивать свои таланты в русском языке.

 

- Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на  орфограммы.

 

3. Актуализация знаний.

-А сейчас, отгадайте, о какой части речи я говорю:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(Прилагательное)

-Верно, а что вы уже знаете об имени прилагательном?

·        Это часть речи, которая обозначает признак предмета

·        Отвечает на вопросы  какой?, Какая? Какое? Какие?

·        Может изменятся по числам

·        В единственном числе по родам

·        Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным

·        Имя прилагательное  имеет теже  грамматические признаки, что и существительное, с которым оно связанно.

Называется эта особенность согласование.

4. Пробное действие и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Хорошо. Посмотрите на слайд (2), и скажите, какие дети на картинке? (Талантливые дети)

- Да. А в единственном числе? (Талантливый ребёнок)

-Я изменила слово ребёнок по падежам (слайд 3). Посмотрите, что у меня получилось. Что интересного заметили?

Ответы детей:

- Давайте сделаем правильно.

Работа со слайдом 4

-Что изменилось? (Окончание прилагательных)

-Почему изменилось окончание? (Потому что изменилось окончание у существительного)

-Какой вывод из данного наблюдения можно сделать? (Если у имени существительного меняется окончание, то и у имени прилагательного тоже меняется окончание; имя прилагательное изменяется по падежам)

-Кто может назвать тему урока? (Падеж имени прилагательного)

 

 

У детей на партах лежат карточки для пробного действия

Пробное действие

На севере диком стоит одиноко

На голой  вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Прочитайте, какое незнакомое слово вам встретилось?

 «Риза»- из древне-русского «Одежда, облачение». Риза — верхнее облачение священника при богослужении. ( картинка на слайде 5). 

-Определите падеж выделенных жирным шрифтом имён прилагательных.

-Итак, время истекло. Кто не выполнил это задание?

 

-Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли определить падеж прилагательного.)

-Кто смог определить?

-Ребята, среди данных ответов нет правильного ответа. Что вы не смогли сделать? (Определить падеж имени прилагательного.)

-Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

-Почему не смогли определить? (Потому что не знаем как?)

- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Научиться определять падеж имён прилагательных)

- Что вам может помочь. Вспомните, что вы повторяли в начале урока? (Мы повторяли, что имя прилагательное связано с именем существительным)

-Как вы раньше определяли род и число имён прилагательных? (По имени существительному)

-Кто догадался, как определить падеж у имени прилагательного? (Какой падеж у существительного, такой падеж и у прилагательного)

-У любого существительного? (Нет, у того к которому имя прилагательное относится)

-Верно. Давайте составим алгоритм для определения падежа.

1.     Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное

2.     Определить падеж имени существительного

3.     Определить падеж имени прилагательного

-Какой следующий этап? (Применить алгоритм)

-Предлагаю вернуться к заданию, с которым не справились.

- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

-Что теперь вы можете? (Мы можем определять падеж имён прилагательных.)

-Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться применять алгоритм)

 

6. Реализация построенного проекта.

- Запишите предложение под диктовку. Определите падеж имени прилагательного.

Один ученик работает у доски.

Отпустил старик рыбку в синее море.

-О чем предложение?

-Назовите все имена существительные (Старик, рыбка, море)

-Назовите имя прилагательное?  (Синее)

-Какое имя существительное оно описывает? (Море)

-Первый этап выполнили, теперь выполните 2 и з («Море» стоит в винительном падеже, значит и «синее» тоже в винительном падеже).

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Фронтальная работа

-Найдите упражнение 18 на странице 11.

-Определите падеж имени прилагательного по алгоритму.

8. Включение в систему знаний и повторение.

-В конце урока я предлагаю потренироваться самостоятельно.

Карточки с заданием 2, учащиеся записывают в тетрадь и определяют падеж имени прилагательного по алгоритму.

1. Детвора была рада видеть известного  писателя.

2. Весь вечер я любовался вечерней зарёй.

3. В овощном магазине работает моя соседка.

4. Учёные до сих пор исследуют земную кору.

Самоконтроль с самопроверкой по эталону (слайд 6).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке?( Научиться определять падеж имён прилагательных) .

-       Вам удалось достичь цели? (Да.)

-        У кого не возникло трудностей в «открытии» нового?

-        Кому еще трудно?

-        Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?

-        Кто не смог? Как вы думаете почему?

-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

-       Какие вопросы остались на конец урока?

-       Как и где их можно развеять?

10. Домашнее задание:

Домашнее задание: упр. 17, на стр. 11

 

Приложение 1

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/09b4/00065ecb-201d707b/hello_html_m22a04cbf.jpg