Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Согласные твердые и мягкие"
Оценка 4.7

Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Согласные твердые и мягкие"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
24.03.2023
Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Согласные твердые и мягкие"
Согласные твердые и мягкие.docx

 

 

МБОУ «Мамедкалинская гимназия им. М. Алиева                                                                                                    

Открытый урок в 5 классе

 

Согласные

твердые и мягкие

AN00790_

 

Разработал и провел учитель

русского языка и литературы

Исмаилова С.М.

 

2020 г.

 


Тема урока:         Согласные твердые и мягкие.

 

Цель урока:         повторить сведения о фонетике, полученные в начальной

                                   школе;

                                   развивать навык характеристики согласных звуков по

                                   твердости-мягкости, закрепить умение строить текст;

                                   развивать речь обучающихся.

 

Тип урока:           комбинированный урок с  использованием ИКТ

 

Оборудование:   интерактивная доска, слайдовая презентация урока,

                                    карточки, учебник.

 

ХОД УРОКА:

 

I.                 Организационный момент.

II.             Проверка домашнего задания

1.     Проверка домашнего упражнения

2.     Замена тетрадей

3.     Работа по карточкам

Карточка №1 Синтаксический разбор предложения:

                         Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Карточка №2 Просклонять имя существительное:

                         И.п. звук

Карточка №3 Проспрягать глагол:

                        Повторить

 

СЛАЙД № 1

         Повторение пройденного материала. Вопросно-ответная беседа.

 

      1)    Что изучается в фонетике?

      2)    Что изучается в графике?

      3)    Сколько в русском языке букв?

      4)    Сколько в русском языке звуков?

      5)    На какие 2 группы делятся звуки?

      6)    Какими бывают гласные?

      7)    Какими бывают согласные?

      8)    Чем отличаются буквы и звуки?

      9)    Чем отличаются буквы Ъ и Ь от других букв?

      10)  Какие изменения, происходящие со звуками, мы изучали

              на предыдущем уроке?

                          (позиционные чередования звуков)

 

СЛАЙД № 2

Позиционные чередования гласных звуков

 

1.     Какие гласные звуки изменяются и как?

2.     Что мы делаем, чтобы правильно написать слова с такими гласными звуками?

3.     Приведите примеры.

 

 

СЛАЙД № 3

Позиционные чередования согласных звуков

 

1.     Как изменяются звонкие согласные звуки?

2.     Как изменяются глухие согласные звуки?

3.     Что мы делаем, чтобы правильно написать слова с чередующимися согласными звуками?

4.     Приведите примеры.

 

 СЛАЙД № 4

Поэтическая минутка

 

Если слышишь парный звук, будь внимателен, мой друг,

парный сразу проверяй, слово смело изменяй:

«зуб» на «зубы», «лед» на «льды» - будешь грамотным и ты.

-   Где растет морковь?                         - На грядках.

-   Буквы пишут где?                             - В тетрадках.

-   Чистим что мы?                                - Зубки.

-   Надеваем в холод?                            - Шубки.

-   Любим все?                                       - Снежки, салазки.

-   А читаем часто?                                - Сказки.

Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!

-   Грядка. Нет чего?                             - Нет гряДок.

-   А тетрадка?                                       - Нет тетраДок.

-   Зубки!                                                - Изменили – зуБы.

-   Шубки!                                              - Проверяем – шуБы.

Ждем снеЖинок и салаЗок. И побольше чудных скаЗок.

 

Протранскрибировать слова:

зубки – зубы

шубки – шубы

сказки - сказок

 

 

 

СЛАЙД № 5

Игра «Невидимка».

 

-А теперь, ребята, давайте поиграем. На доске слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Кстати, есть там такое, внутри которого прячутся два разных слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова-невидимки: олень, снаряд, экран, клен, град, мель, смех.

       (Обучающиеся находят и записывают слова  лень, наряд, кран, лещ, рад, мел, ель, мех)

 

-  Видите, ребята, изменение одного только звука полностью меняет лексическое значение слова. А слова «мел» и «мель»  различаются только тем, твердым или мягким звуком оканчивается слово.  Именно об этом сегодня мы и будем говорить. Записывайте тему сегодняшнего урока.

 

III.         Новая тема: Согласные твердые и мягкие   

 

СЛАЙД № 6

Словарная работа

 

апостро́ф [ч̓ ] – знак мягкости в фонетике

мель – неглубокое место в море

рожо́к – музыкальный инструмент

 

СЛАЙД № 7

Объяснение новой темы

 

-Обратите внимание, ребята, как мягкий знак изменяет слово и его лексическое значение. Меняется звуковой состав слова. Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки. Практически все слова русского языка имеют пару по твердости-мягкости. Но есть и такие, которые не могут образовать такой пары.  Это согласные [ж], [ш], [ц] – они не могут образовать мягкой пары; и  [ч'], [щ'], [й'] – они не могут образовать твердой пары.

 

СЛАЙД № 8

Работа по таблице

                                   

                                  (Обучающиеся записывают согласные звуки в тетрадки).

Работа с учебником.  Чтение теоретической части учебника

 

СЛАЙД № 9

Наблюдение за словами и звуковым составом

Правильно произнести слова: мгла, мама, мел, мила, мёл, мять, семь.

    

IV.            Закрепление нового материала.

 1. Выполнение упражнения 278. Какие твердые и мягкие согласные звуки чередуются в приведенных парах слов

 

СЛАЙД № 10

Игра «Превращения».

Прочитать следующие слова наоборот и записать слова, которые образовались:

лён, лей, ток, шёл, лоб (ноль, ель, кот, ложь, пол)

 

СЛАЙД № 11

Развитие речи. Создание текста

 

 - Посмотрите на экран. Что нужно сделать, чтобы набор слов стал  текстом?

(Ребята создают свои тексты, затем проверяют по следующему слайду).

 

СЛАЙД № 12

Проверка текста

 

V.                   Домашнее задание.

 

СЛАЙД № 13

§ 54, упражнение 280

 

 

VI.          Подведение итогов урока.


 

VII.     

Открытый урок в 5 классе Согласные твердые и мягкие

Открытый урок в 5 классе Согласные твердые и мягкие

Тема урока: Согласные твердые и мягкие

Тема урока: Согласные твердые и мягкие

СЛАЙД № 2 Позиционные чередования гласных звуков 1

СЛАЙД № 2 Позиционные чередования гласных звуков 1

СЛАЙД № 5 Игра «Невидимка». -А теперь, ребята, давайте поиграем

СЛАЙД № 5 Игра «Невидимка». -А теперь, ребята, давайте поиграем

Правильно произнести слова: мгла, мама, мел, мила, мёл, мять, семь

Правильно произнести слова: мгла, мама, мел, мила, мёл, мять, семь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2023