Открытый урок по технологии "Вышивка. Виды швов ручной вышивки"
Оценка 4.9

Открытый урок по технологии "Вышивка. Виды швов ручной вышивки"

Оценка 4.9
docx
13.01.2020
Открытый урок по технологии "Вышивка. Виды швов ручной вышивки"
Вышивка.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по технологии

в 5 классе

по теме:

«Вышивка. Виды швов ручной вышивки»

 

 

Подготовила и провела учитель технологии

МОУ «СОШ с. Старые Озинки»

Белькова Любовь Федоровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Вышивка. Виды швов ручной вышивки»

Цели урока:  познакомить с историей вышивки, с видами вышивки, научить выполнять тамбурный шов.

Задачи урока

·        сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами швов;

·        научить самостоятельности в выполнении творческой работы;

·        развивать сенсорные и моторные навыки.

·        воспитание трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе;

·        формирование эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: репродуктивный, практический, объяснительно-иллюстративный в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Здоровье сберегающие технологии: инструктаж по технике безопасности, психологически-комфортное общение, смена физической активности.

Наглядность: образец вышивки тамбурным швом; карточки - задания; таблица  с видами швов ручной  вышивки.

Оборудование и материалы: технические средства и программное обеспечение для демонстрации презентации о видах вышивки, ее применении в русском народном и современном костюме; изделия с орнаментами  народной вышивки; раздаточный материал: «Инструкция по вышивке», «Выполнение «тамбурного» шва; набор инструментов и приспособлений для вышивки (ткань для вышивки, иглы, нитки - мулине, ножницы,); инструкции по технике безопасности; музыкальное сопровождение – русские народные мелодии.

Планируемые результаты:

Предметные умения

- иметь представление о понятиях "вышивка", "виды швов ручной вышивки";

- уметь заправлять нитку в иголку;

- уметь выполнять «тамбурный шов»;

- знать названия швов в вышивке;

Личностные УУД:

 - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 

 

- проводить классификацию;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - владеть речью.

План урока:

1.     Организационная часть. Приветствие. Проверка готовности учащихся  к уроку. Побуждение учащихся к целеполаганию и формулированию темы.

2.     Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.

3.     Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации. Изучение технологии выполнения тамбурного шва. Вводный инструктаж. Техника безопасности при ручной обработке ткани.

4.     Практическая работа «Выполнение вышивки тамбурным швом». Текущий инструктаж.

5.     Подведение итогов урока, анализ результатов практических работ, рефлексия.

I. Ход урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь. Все готовы к уроку?

Вхождение или погружение в тему. Сообщение темы и целей урока. (5 мин)

У вас уже накоплен определённый багаж знаний, умений и навыков. Сегодня некоторые из них вам придётся вспомнить и повторить, а что-то вы узнаете нового.

«Сундучок с сокровищами».

–Перед вами сундучок. В нём сокровища, которые относятся к теме нашего урока. Узнать о них вы сможете, выполнив задание. Нужно решить необычные примеры. Мы с вами уже знаем что, предмет технология тесно связан с другими науками: с русским языком (мы делаем грамотно записи в тетради),  изобразительным искусством (выполняем рисунки, эскизы),  математикой (делаем расчеты).

(Раздать  листы с заданием.)

Слайд 1   Задание: решить примеры.

1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =(иголка)

2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =(ткань)

3. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =(ножницы)

4. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =(нитки)

 (Проверить выполнение задания)

Показать что в сундучке

 Зная, какие предметы лежат в сундучке, попробуйте, назвать тему сегодняшнего урока.

Слайд 2   (Виды швов. Вышивка)

Посмотрите на стенд с вышивкой (познакомить с русской народной вышивкой)

Запишем тему урока в тетрадь.

 

II.  Актуализация прошлых знаний. (3 мин)

Ребята, на прошлых уроках мы с вами познакомились и изучили ручные стежки и строчки.

Мы их использовали для пошива изделий.

 

 

Назовите мне что такое: стежок, строчка, длина стежка, шов.

Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.

Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.

Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Шов – это ниточное соединение деталей.

Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.

 

III. Изучение нового материала

Формирование ожиданий учащихся   (дерево ожиданий)   (2 мин )

На каждом столе стоит дерево (это дерево ожиданий) и  ниточки белого и чёрного цвета.

Зная тему урока, вы наверно задаёте себе вопрос, интересно вам будет, получится ли то, что запланировано на уроке, а может наоборот, будет неинтересно, потому, что опасаетесь, что не справитесь с работой. Подумайте, какая мысль у вас возникла, когда вы увидели тему и если вы думаете что справитесь на уроке, возьмите ниточку белую, а если нет, то чёрную и привяжите её к дереву.

Интерактивная лекция. Мотивация учащихся. (6 мин)

Ребята, вы сейчас привязали   ниточку, сама по себе она ничего не представляет, но в умелых руках нитка с помощью иголки превращается в неповторимые орнаменты, настоящие письмена от наших предков.

 

Рассказ ученицы о вышивке как о древнейшем декоративно-прикладном искусстве (с показом презентации)

3 слайд  Вышивка — это искусство, при котором узор, рисунок, выполнен на ткани с помощью нитки и иголки.

Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен. Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.

4 слайд  Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.

5 слайд    Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

6 слайд   Сочетание белого и красного цвета - отличительная черта, как вышивки, так и русской народной одежды в целом.

7 слайд   В русской вышивке, например, большую роль играет геометрический орнамент, ромбы, изображение растений и животных, мотивы женской фигуры, птицы.

8 слайд  Вышивкой украшали и другие вещи, например, полотенца, рушники, подушки, покрывала и т.д. На Руси вышивальщицы – рукодельницы всегда мелодично пели за работой

 

Классификация вышивок (рассказ учителя)

9 слайд   Виды вышивки

 

 

Все техники вышивки подразделяются на счетную  вышивку (вышивание со счетом нитей ткани основы, крестом) и вышивку по свободному контуру «гладьевая» 

(выполняемая в пределах нарисованных на тканях контуров).

 

Ребята, а сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми швами ручной вышивки.

 

10 - 17 слайд   Виды швов ручной вышивки

 

Вопрос детям: ребята, какие швы вам здесь знакомы? (шов вперед иголку, назад иголку: эти швы мы с вами использовали при пошиве фартука, выполнении игольницы. Они еще используются для декоративной вышивки)

 

слайд 11-17    Рассказ о видах швов 

 

18 слайд   Итак, сегодня мы с вами познакомимся с одним из видов швов ручной вышивки  - тамбурным швом, узнаем, где он применяется, научимся выполнять этот шов.

19 слайд    Где же используется этот замечательный шов?

 

Тамбурный шов в народе называют шов-косичка, по внешнему виду он очень похож на косы, которые девочки заплетают на голове.

А используется он для выполнения контура любой вышивки, на одежде, на предметах быта: полотенцах, салфетках, постельных принадлежностях, портьерах, 20 слайд  кроме этого тамбурным швом выполняют целые картины, панно, ковры и гобелены. 

 

(Записать в тетрадь) Тамбур — это способ закрепления на ткани цветных нитей, образующих цепочку, звенья которой заходят одно в другое.

 

Материалы и приспособления для вышивания

 

21 слайд  Какие материалы и приспособления используются для вышивания?

 

Ребята, сейчас мы с вами будем выполнять вышивку тамбурным швом

 

У  вас на столах инструкционные карты.

Инструкция по выполнению вышивки («инструкция по выполнению вышивки», «инструкционная карта выполнение тамбурного шва», раздаточный материал на рабочих столах: ткань, нитки мулине разного цвета вдеты в иголки).

Учитель знакомит учащихся с инструкцией выполнения работы, затем демонстрирует и комментирует технологию выполнения тамбурного шва.

 

 Ребята, вышивка должна выглядеть красиво и с лицевой и изнаночной стороны, поэтому на нитке узелки делать не нужно, а надо закрепить несколькими стежками нитку на вышивке.

 

 

 

 

22- 24 слайд   Прежде чем мы перейдём к практической работе, повторим правила безопасной работы. Правила работы с иглой, инструментами.

Чтобы приступить к работе нам в первую очередь необходимо организовать свое рабочее мест:

1. Инструменты и приспособления  расположите справа, а материалы - слева.

 

 

2. Очень важно принять правильное положение при вышивании. Корпус немного наклонен вперед, расстояние от глаз до работы 25-30 см. Стул поставьте так, чтобы ваша спина опиралась на спинку стула. 

3. Надо следить за положением корпуса, не сутулиться, не наклонять низко голову. 

25 слайд  Инструкционная карта вышивки тамбурным швом

 

Физминутка

 

IV.   Практическая работа (инструкционная карта на каждом столе) (20 мин)

Предлагаю приступить к практической работе, используя для этого инструкционные карты и все необходимые инструменты и приспособления.

 

Во время выполнения самостоятельной практической работы звучит русская народная песня.

 

V. Подведение итогов урока (5 мин)

Создать мини выставку выполненных работ.

Задать вопросы:

-удалось ли запомнить схему выполнения шва;

-что понравилось в работе;

-что нового для себя узнали;

-сможете ли выполнить шов самостоятельно, без схемы.

 

VIII. Рефлексия (2 мин)

Посмотрите на своё дерево и решите для себя оправдались ли ваши опасения, которые были в начале урока, если да, то поменяйте ниточку на дереве.

 

Учитель добавляет, что все учащиеся качественно выполнили работу, соблюдали правила техники безопасности и правильно организовали свое рабочее место.

 

Уборка рабочего места. Инструменты и приспособления сложить в рабочие коробки, собрать обрезки ниток. Выставить  оценки.

 

Домашнее задание (выучить записи в тетради; отрабатывать технику выполнения тамбурного шва» - выполнить несколько строчек тамбурным швом)

Всем спасибо! Удачи! Длинной вам ниточки во всех ваших делах...

Открытый урок по технологии "Вышивка. Виды швов ручной вышивки"

Открытый урок по технологии "Вышивка. Виды швов ручной вышивки"

Открытый урок по технологии "Вышивка. Виды швов ручной вышивки"

Открытый урок по технологии "Вышивка. Виды швов ручной вышивки"

Открытый урок по технологии "Вышивка. Виды швов ручной вышивки"

Открытый урок по технологии "Вышивка. Виды швов ручной вышивки"

Открытый урок по технологии "Вышивка. Виды швов ручной вышивки"

Открытый урок по технологии "Вышивка. Виды швов ручной вышивки"

Открытый урок по технологии "Вышивка. Виды швов ручной вышивки"

Открытый урок по технологии "Вышивка. Виды швов ручной вышивки"

Открытый урок по технологии "Вышивка. Виды швов ручной вышивки"

Открытый урок по технологии "Вышивка. Виды швов ручной вышивки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020